Доклад "Создание предметно-развивающей среды в группе для проведения сюжетно-ролевых игр"
методическая разработка

Смолобочкина Наталья Александровна

Обмен опытом по созданию предметно-развивающей среды для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №3»

Доклад на педагогический совет по теме:

«Создание предметно-развивающей среды в группе для проведения сюжетно-ролевых игр»

Воспитатель 1 категории:

Смолобочкина Н.А

06.02.2019г.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.

 «Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме, в специально созданных игровых, воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».

Д.Б. Эльконин

Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. Ребёнок с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег; садится за руль автомобиля папы, просит у мамы помыть посуду, накрыть на стол и тд. Это желание ребёнка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые и есть свидетельство стремления ребёнка жить общей со взрослыми жизнью.

 Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны, зависят от эпохи и среды, в которой живут дети. Чем меньше впечатлений получает ребёнок, тем беднее и одно образнее сюжеты его игр.

Развитие и проведение сюжетно-ролевой игры зависит от правильной организации и создания предметно-развивающей среды.

В состав предметно-игровой среды группы входят:

  • крупное организующее игровое поле;
  • игровое оборудование (современное, трансформируемое, безопасное);
  • игрушки (группа оснащена современными, безопасными игрушками);
  • игровая атрибутика разного рода;
  • игровые материалы.

При организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр необходимо выполнение средой некоторых функций:

-обучающая – познакомить с разнообразными профессиями, сферами деятельности человека (форма, функциональные обязанности, значимость для общества, орудие труда, манера поведение …); побывать в роли родителей (взаимоотношения в семье, обязанности каждого члена семьи, воспитание чувства материнства и отцовства, ответственности, мужественности и женственности, хорошей хозяйки и хозяина дома).

 -организующая - предложить ребенку всевозможный материал, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы; способствовать проявлению творчества и самостоятельности, стимулировать его на игру.

-воспитательная – среда должна являться центром зарождения основ для сотрудничества, положительных взаимоотношений между детьми, организованного поведения, бережного отношения, способствовать преодалеванию трудностей в общении.

-развивающая - содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

-коммуникативная – способствовать развитию диалогической речи, обогащению словаря.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции на этапе ее проектирования следует придерживаться следующих принципов (по В.А. Петровскому):

- педагогу необходимо установить оптимальный контакт с детьми (общение взрослого с ребенком "глаза в глаза", педагог должен играть вместе с детьми);

-участие детей, привлечение родителей к созданию предметного окружения, способствует проявлению и формированию активности, самостоятельности, творчества;

- стабильность – динамичность среды от вкуса, настроения, от возрастных и психологических особенностей, возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

-гибкое зонирование среды, позволяющей детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

- эстетически оформленной, комфортной, уютной, современной и безопасной;

- открытости - закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");

- половых и возрастных различий, как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности.

 Созданная в нашей группе эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Условия организации сюжетно-ролевых игр на современном этапе:

1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек).

2. Организация игрового пространства с учётом перечисленных принципов и функций.

3. Наличие игрушек и непрерывное ее обогащение предметно-развивающей среды.

В группе имеются игрушки:

  • Сюжетно – образные, отражающие в себе образ одушевленного существа (животные, сказочные герои). Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – поэтому они называются – сюжетными.
  • Технические -  средства передвижения и техника, используемую в труде (скорая помощь, дорожная служба, ДПС, полиция, военный транспорт, такси, машины для строительства…коляски для кукол), средства связи и информации (компьютер, телефоны, кассовые аппараты).
  • Игрушка – забава. Это – смешные человечки, фигурки зверей, домашних животных. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
  • Маскарадно – елочные. Она лишь чем–то напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки. Но этого достаточно, чтобы дети играли, жили в образе. Имеются костюмы снегурочки, мышки, мишки, зайца, петрушки, русской красавицы, петух, мушкетёры…
  • Спортивно – моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания В группе есть ортопедический коврик, скакалки, мячи разного размера, обручи, кегли; мешочки, следы, узкая дорожка для ходьбы, кольцеброс,...
  • Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам. Имеется пианино, погремушки, бубны, дудочки, губная гармошка, металлофон, синтезатор, барабан, гармошка, колокольчик, деревянные ложки, маракасы, модель маленькой скрипки, балалайка, домра.
  • Театральная игрушка. Она служит целям эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение, способность воспроизведения.

В группе подобраны атрибуты для проведения:

- кукольного театра,

- театр варежек или перчаток (гонзики),

 - театр шапочек,

 - театр на фланелеграфе,

- использование кукол Бибабо,

- постановки сказок самими детьми, с использованием костюмов.

  • Дидактические. Предназначены для сенсорного и умственного развития, обучения ребенка. Дидактические игры в группе соответствуют старшему возрасту. Игры на развитие речи, тонкой моторики рук, логического мышления, внимания, памяти, знание окружающего мира, мира животных и птиц, основных сфер деятельности человека, обучению грамоте.
  • Строительный материал. Назначение – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей, изобретательности детей. Так как в группе больше мальчиков особое внимание уделено приобретению разнообразного строительного материала: мягкие кубики «Чиб-ри-ки», маленькие деревянные кубики с изображением зданий, домов, людей, машин; конструктор «Лего», деревянный конструктор по постройке избы, колодца, мельницы; большой пластмассовый конструктор «Полидон», для постройки больших домов и сооружений.
  • Игрушка – самоделка.  При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху. Дети сами делали кошельки, кондитерские изделия для кафе, медикаменты для аптеки; родители сшили одежду для кукол, постельные принадлежности, атрибуты для игры в «Кафе» и «Аптеку».
  • Игрушки для быта. Имеется столовая и кухонная посуда, кофеварка, утюги, пылесос, продукты питания, сумки, куклы, коляски, кроватка с постельными принадлежностями, одежда для кукол, стульчик для кормления малыша, фартуки для мытья посуды и приготовления еды.
  • Макеты - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

 В группе имеется макет дороги, улицы, домов, мелкий транспорт, светофор, знаки дорожного движения; военный полигон, солдатики.

В нашей группе организованны различные уголки и атрибуты для проведения таких сюжетно-ролевых игр, как: «Салон красоты», «Семья», «Детский сад», «Поликлиника», «Аптека», «Библиотека», Школа», «Автопарк», «Внимание –дорога!», «Стройка», «Кафе», «Супермаркет», «Почта», «Ателье», «Зоопарк», «Оркестр», «Театр», «Русская деревенька», «Лаборатория», «Банк», «Повар –кондитер», «Пожарный», «Цветовод», «Моряк», «Полицейский», «Умелые ручки».

Предметно - развивающая среда динамичная, изменяющая во время праздников, досуговых мероприятий, на время постановки сказки.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
                                                                                            

                                                                                                               Е.И. Тихеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение сюжетно- ролевых уроков по физической культуре в начальной школе.

Игровой метод- оновной в начальной школе. Он придает учебно- познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или несколько игровых элементов....

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра в средней группе"

В данной работе представлено полноая разработка по игре для средней группы....

Сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе Тема: «Школа фиксиков»

Сюжетно-ролевая игра «Школа фиксиков».Задачи:Образовательные:Закреплять знания о воздухе, способах его обнаружения,  свойствах и возможностях.Исследовательско-экспериментальным путем уточнить и з...

Сюжетно-ролевая игра во 2 -й мл. группе

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.Закрепить ранее полученные знания о труде в...

Предметно - развивающая среда группы ДОУ

Презентация предметно развивающей среды средней группыкомбинированной направленности "Солнышко"....