Квест-игра "Наша дружная семья" (работа с родителями)
методическая разработка (4 класс)

Нина Антоновна Хребтова

 Квест- игра  выявляет межличностные отношения родителей и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Квест – игра «Наша дружная Семья»

на тему «Межличностных (детско-родительских) отношений».

Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности. К сожалению, родители не всегда понимают, что проблемы их ребенка напрямую связаны с ситуацией в семье, им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Предложенный вариант тренинга, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.

Целью данной игры является сплочение, гармонизация межличностных (детско-родительских) отношений.

Задачи:

1. Обучение и развитие навыкам эффективного общения между взрослым и ребенком, формирование толерантности. А также сотрудничества и партнерства взрослых и детей в игре и совместной деятельности.

2. Обучение детей умению общаться с родителями, в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.

3. Повышение самооценки детей и компетентности взрослых.

4. Обучение взрослых навыкам конструктивного общения с детьми.

5. Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для отреагирования отрицательных эмоций, разрешения конфликтов между участниками.

6. Обучение альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.

7. Обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.

8. Развитие рефлексии участников квест - игры.

Участники: дети (в возрасте 8 – 11 лет -) и их педагоги. Игра будет проходить по 5 станциям:

1 станция – «Знакомство»

2 станция – «Цветотерапия»

3 станция – «Арт – терапия»

4 станция – «Телесно – ориентированной терапии»

5 станция – «Связующая нить»

6 станция – «Трансформеры»

7 станция – «Геральдика»

8 станция – «Ориентир»

9 станция – «Шуточная»

10 станция - «Завершающая»

Условия реализации и подготовки квест – игры :

1. Станции участники проходят все вместе.

2. По окончании работы на станции психолог выдает свою часть пазла детям и свою часть пазла взрослым, так как общее задание состоит в том, что в конце участники должны сложить общую картину – дети свою, взрослые свою.

3. Необходимо для работы пригласить 5 команд, состоящих из 2 взрослых и пяти детей, то есть в общей сложности 35 участников.

4. Раздать семейной команде приглашение. В котором указаны:

-) Название команды, т.е. название Центра;        

-) название квест – игры;

-) дата;

-) время;

-) место проведения квест – игры;

-) прописаны обязательные условия участия: (обязательное участие педагог-дети.

5. По завершении квест – игры выдать каждой команде диплом об активном участии в психологической квест – игре «Наша дружная 7я».

6. На первой станции участникам выдается маршрутный лист игры.

7. Завершающий ритуал игры – чаепитие.

Условия проведения

Работу рекомендуется проводить в свободном от парт большом помещении, где есть свободное пространство для игр и упражнений.

Материалы и оборудование

Карточки с буквами, цветные карточки, фломастеры; запись релаксационной музыки, ватманы, рисунки цветов, коврики

Планируемый результат

Участвуя в совместной работе, педагоги (родители) и дети учатся конструктивному взаимодействию, актуализируют эмоциональную связь. Родители имеют возможность поднять самооценку своему ребенку; сказать то, что в повседневной жизни не всегда удается; посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации. У родителей есть возможность увидеть модели взаимодействия в других семьях.

Цель психологической игры – это, прежде всего, совместные переживания родителей и детей. Задачи, которые мы перед собой ставим: 1. Формирование благоприятного психологического климата, доверительных отношений в семье. 2. Обучение навыкам конструктивного общения. 3. Повышение самооценки ребенка и компетентности родителя.

Ход игры

Место проведения: спортивный зал.

Вступительное слово.

Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью психологической квест - игры, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила работы.

Приветствуются пришедшие на психологическую квест – игру. Представляются психологи и педагоги, которые будут работать на станциях. А также представление участников с журналистом и фотографом.

Психолог : «Сегодня я хочу Вам предложить совершить небольшое путешествие по станциям, в помощь я Вам дам маршрутный лист с указанием станции и места ее проведения.

1 СТАНЦИЯ – «Знакомство» (Серова, Рункова – спорт зал)

Повышение групповой сплоченности. Сотрудничество взрослых и детей.

Место проведения: актовый зал.

1. Упражнение «История нашей команды»

Цель: знакомство участников тренинга друг с другом, актуализация эмоциональной связи «взрослый-ребенок». Взрослые и дети должны рассказать все, что посчитают нужным, о своей команде (на подготовку 1-2 минуты, взрослый представляет детей и два, три слова о каждом ребёнке, дети представляют взрослого, кто он, какой он).

Вручение пазлов.

2 СТАНЦИЯ – «Цветотерапия» (Серова)

Место проведения: кабинет 23 второй этаж.

 Вот несколько основных цветов и их влияние на наше самочувствие, т. е. цветотерапия на каждый день:

Красный — самый яркий и огненный цвет.

Оранжевый — цвет означает, энергию, радость, оптимизм.

Желтый — так же, как и оранжевый, ассоциируется с теплом и позитивом.

Зеленый — очень и очень успокаивает, гармонизирует, помогает в состоянии усталости и стресса, так как восстанавливает душевное равновесие и уверенность в себе.

Синий — цвет холодный, но вызывает хорошие ассоциации.

Белый — означает чистоту, гармонию.

Теперь просто проверить, помогает ли цветотерапия. Подбирайте не гардероб под настроение, а наоборот делайте себе настроение «гардеробом».

В этом направлении нет жестких правил и инструкций. Один и тот же цвет способен по-разному влиять на человека.

1. Упражнение «Радуга эмоций и настроений»

Цель: способствовать концентрации внимания родителей на радуге эмоций, настроений детей и способствовать концентрации внимания детей на радуге эмоций, настроений родителей. Способствовать гармонизации ДРО и понимания членов семьи.

Сначала работают дети, родители наблюдают. Каждому ребенку выдаются цветные карточки – 8-10 цветов.

Ведущий задает вопросы. Дети должны ответить на него подняв тот цвет, который соответствует их ответу, именно цветовое отношение, настроение, эмоция, относительно данного вопроса.

После работают родители, дети наблюдают. Каждому родителю выдаются цветные карточки – 8-10 цветов.

Пример вопросов:

• С каким настроением ты просыпаешься;

• С каким настроением ты идешь в школы;

• С каким настроением ты возвращаешься из школы;

• С каким настроение ты встречаешь родителей;

• С каким настроением ты играешь с друзьями;

• С каким настроением вы делаете уроки;

• С каким настроением садитесь за ужин;

• С каким настроением ты ложишься спать.

Ведущий задает вопросы. Родители должны ответить на него подняв тот цвет, который соответствует их ответу, именно цветовое отношение, настроение, эмоция, относительно данного вопроса.

Пример вопросов:

• С каким настроением вы идете на работу работы;

• С каким настроением вы просыпаетесь;

• С каким настроением вы возвращаетесь домой с работы;

• С каким настроением готовите пищу;

• С каким настроением садитесь за ужин;

• С каким настроением вы занимаетесь с детьми;

• С каким настроением ложитесь спать.

С каким настроением вы встречаете со  своих воспитанников.

Игра “Волшебный мешочек”

Цель: осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций.

2. Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?)

Вручение пазлов.

3 СТАНЦИЯ – «Арт – терапия» (Рункова)

Место проведения:  2 этажа кабинет № 26

Приветственное слово педагога :

Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на своей станции. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу. У вас у всех хорошее настроение? (ответы детей и родителей хором). Здорово!

1. Упражнение «Мой внутренний мир - цветок»

А сейчас отправляемся в путешествие в страну своего Я. Представьте, что все люди стали цветами – педагоги у нас прекрасные розы, а дети веселые ромашки.  Возьмите себе по своему цветку. (раздаются заготовки цветов). Видите, они у нас не цветные и скучные. Давайте в них вдохнем жизнь и раскрасим в те цвета, какие вам нравятся! (разукрашивают фломастерами и карандашами 5-7 мин). Но ведь у нас-цветов еще и есть свой богатый внутренний мир, у каждого свой характер и свои качества. В этой коробочке лежат бабочки – возьмите их и напишите на них свои качества 1-2. Какие вы? (пишут 2-4 минуты). Своих бабочек приклейте-посадите на цветок.

Кто - то хочет рассказать о себе и своем цветке? (рассказывают).

А сейчас давайте посадим цветы на поляну. Молодцы! Красивая получилась полянка? (ответ) Посмотрите, какие мы все разные, но у всех у нас много общего: мы добрые, мы смелые, мы красивые…и т. д. По одному – мы просто цветы, а вместе – мы целый волшебный букет! Так и в команде, в группе, в семье – если в ней присутствует доверие, взаимопомощь и взаимовыручка – группа, класс или семья становиться единым целым, как букет цветов!

2. Упражнение «Я люблю их потому, что …»

Милые педагоги, закончите фразу «Я люблю их потому, что …» И расскажите своим воспитанником почему вы их любите!

А теперь дети  по очереди обнимите своих педагогов, друзей по команде  и глядя в глаза, скажите «Спасибо, что ты рядом».  

Молодцы! Я хочу, чтобы эта частичка любви была в ваших сердцах всегда! Большое вам спасибо, вас уже ждут на следующей станции!

Вручение пазлов.

4 СТАНЦИЯ – «Телеска» (Татарникова)

Место проведения: 2 этаж , кабинет 24

1. Знакомство – приветственное слово педагога.

2. Игра «Доброе животное»

Цель: развивать чувство единства, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

- Предлагаю вам встать и образовать круг. Возьмемся за руки и представим, что мы - одно животное. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного. (Выполняют)

Давайте обсудим данное упражнение, комфортно ли вам было выполнить данное упражнение, почувствовали ли вы единство? 3.

3. Упражнение «Дождик»

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Вручение пазлов.

5 СТАНЦИЯ – «Связующая нить». (Татарникова)

Место проведения: второй этаж, кабинет 20.

6 СТАНЦИЯ – «Трансформеры» (Колоница)

Место проведения: 16 каб.

Команда без помощи слов должна построить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, птичий клин), на каждую фигуру дается 1 мин.

7 СТАНЦИЯ – «Геральдика» (Кочетова)

Место проведения: актовый зал

Команда без помощи слов должна построить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, птичий клин), на каждую фигуру дается 1 мин.

8 СТАНЦИЯ – «Ориентир» (Ярослова)

Место проведения: 19

Здравствуйте участники квеста. Вам предстоит проявить смекалку и поближе познакомиться с нашим Центром. Для этого вам нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые вам нужно найти самостоятельно!

 Выдается список вопросов.

 В конце дети получают пазл.

1.        Сколько ступенек на крыльце?

2.        Сколько в коридоре первого этажа ламп?

3.        Как зовут специалиста по кадрам?

4.        Сколько стульев в столовой?

5.        Сколько кашпо с цветами на 2 этаже?

9 СТАНЦИЯ – «Шуточная» (Булгакова)

Место проведения: 25 каб.

  1. Какое слово всегда пишется неправильно? Это слово «неправильно». 
  2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Все месяцы
  3. В названии какой птицы сорок «А»?  Сорока.
  4. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? Нужно прыгать с нижней ступени
  5. Что можно видеть с закрытыми глазами? Сны
  6. Что в огне не горит и в воде не тонет? Лёд  
  7. Как подругому называется детская игрушка волчок?  Юла.
  8. Кого австралийцы называют морской осой? Медузу
  9. Кто поет эту песенку? Если я чешу в затылке, не беда. В голове моей опилки, дадада.  ВинниПух.
  10. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет. Ступа.
  11. Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? Переходить улицу 
  12. Москву раньше называли белокаменной. А какой город называли чёрным? Чернигов
  13. В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего?В феврале – самом коротком месяце
  14.  У тридцати двух воинов один командир. Зубы и язык 16. 
  15. Из какой посуды нельзя ничего поесть? Из пустой
  16. Маленький, серенький на слона похож. Кто это? Слонёнок
  17. Какой рукой лучше размешивать чай? Той, в которой ложка
  18. Чем оканчиваются день и ночь? Мягким знаком
  19. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? Ваше имя

10 СТАНЦИЯ – «Завершающая»

Место проведения: спортивный  зал.

Общая командная работа «Собери картинку – пазл». Подведение итогов. Вручение дипломов участникам.

Ритуал прощания, рефлексия

Помните этот “Волшебный мешочек”?

В нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек. Я положила в него конфеты. Как вы думаете, они уже достаточно впитали в себя доброты, здоровья и любви?..

Тогда мы сейчас пустим пакетик по кругу. У кого будет в руках пакетик, должен рассказать, что ему больше всего понравилось в нашем мероприятии и обменять свои эмоции на вкусную конфету из доброго пакетика.

ОБЩЕЕ ЧАЕПИТИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"

Проект плана работы с родителями  Реализация совместной деятельности школы и семьи по  духовно- нравственному  воспитанию детей...

Внеклассное мероприятие. Работа с родителями. Тема. Наша дружная семья.

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникае...

Совместное мероприятие родители - дети" Мама, папа и я - спортивная, дружная, весёлая семья!"

Мероприятие дети – родители в форме семейного  спортивно – развлекательного  праздника « Мама, папа и я – спортивная дружная, весёлая семья!»Цели:1) развивать у ребят интерес к спорту и прио...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Сценарий классного вечера с родителями "Вместе дружная семья"

Данное мероприятие способствует сплочению классного коллектива, воспитывает чувство гордости за свою семью....

проект "Школа родители и я - дружная семья"

проект разработан совместно с родителями и с детьми....

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»

Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания  определяется Программой развития образо...