Воспитательная деятельность в 1 классе
методическая разработка

Методическая разработка для воспитательной работы в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №3 с. Хороль

                                               Хорольского муниципального округа

Новые формы, приёмы и методы воспитательной работы.

Педагогический опыт работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №  с. Хороль, Леоненко Т.В..

Новые формы, приёмы и методы воспитательной работы. Педагогический опыт.

 

А что же такое формы, приемы и методы деятельности?

Это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учеников в активную деятельность на основе сочетания  разных   видов работы.

  • простые (собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения
  • кратковременные и длительные;
  • традиционные (вошедшие в практику школы);
  • творческие (нетрадиционные, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной жизнедеятельности);
  • спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные, спланированные.

Вот сейчас о некоторых формах, приемах, методах я  сейчас расскажу

 В этом учебном году я набрала   первый  класс, поэтому для меня важна эта тема  В первом классе самые важные задачи - организация обучения, коррекция поведения, социализация учащихся. Поэтому нужно особенно тщательно и грамотно планировать свою работу.

Учитель начальных классов каждые четыре года набирает новых питомцев. И каждый раз приходится придумывать что-то такое, что поможет быстрее организовать малышей на серьёзную работу, включить их с первых уроков в быстротечную школьную жизнь. В одном классе могут заниматься разные категории детей. И по темпераменту, и по способностям, и по здоровью. А учителю нужно каждому ребёнку уделить внимание, привлечь к рабочему процессу все категории детей, которые сидят в классе.

  1.  Начну с методов  начала урока 

«Улыбнемся друг другу».

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь мне и  друг другу.

2. Для формирования бесконфликтного общения, позитивного настроя по отношению к другим людям и самим себе любое занятие нужно начинать с приветствия.

Задание: Участникам предлагается вспомнить и назвать все приветствия, которыми они пользуются в повседневной жизни. (Примеры: «добрый день», «привет», «здравствуйте», «салют» и другие.)

Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.
Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Еще одной из форм приветствия может служить игра «Аукцион приветствий»

В игровом аукционе победителем становится автор последнего ответа. Очень важно при проведении игрового аукциона держать хороший темп и ритм и не затягивать игру по времени. Есть два основных правила аукциона: первое - выигрывает последний, второе — повторять ранее сказанное нельзя.

   Далее хочется остановиться на приёме «Подготовка к уроку». Первоклассники не имеют еще дневников, многие не запоминают последовательность уроков, поэтому я приучаю готовиться их таким образом. У доски выставляю учебники в таком порядке, в каком будут проходить уроки. Проведён урок – учебник убираем, значит и дети убирают.   Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

   Приём «Приучи себя к порядку» Он используется с первоклассниками перед уроками физкультуры,  так как ребята переодеваются в кабинетах, то их школьная форма должна висеть аккуратно на стульчиках. Я выдвигаю стульчик и показываю, в каком порядке и как должны висеть вещи стуле. Все смотрят и повторяют за учителем.

    В итоге, этот оргмомент формирует у детей умения организовывать рабочее место. при использовании их, каждый ученик сам себя организует и контролирует, приучает себя к порядку, тем самым развивает регулятивные УУД.

   На уроках в первом классе я чувствую себя в какой-то степени дрессировщицами, которые дают кусочек сахара своим воспитанникам за хорошее поведение, внимание на уроках, активную работу. Такими кусочками сахара для первоклассников являются наборы призов. Это маленькие картинки, которые мы распечатываем из интернета, нарезаем на квадратики. Важно, чтобы эти картинки были чёрно-белыми, а не цветными. Эти «призы» убивают сразу двух зайцев. Во-первых, ребёнок старается получить этот кусочек сахара от учителя во время урока. А во-вторых, на перемене, дети закрашивают эти черно-белые картинки теми цветами, которыми они хотят. А значит, перемены проходят гораздо тише и спокойнее. Потому, что дети на них заняты любимым делом - раскрашиванием. Для этих призов я с ребятами завожу специальные конвертики-«кошельки». Далее  объясняю детям, что эти призы – их зарплата за труд в школе, которую они зарабатывают своим знаниями, своей дисциплинированностью. Этот приём очень хорошо  помогает, так как современные дети хорошо понимают, что деньги надо уметь зарабатывать. Плюс ещё момент соревнования. В конце каждой недели мы подсчитываем призы и выявляем самого «богатого» ученика в классе за неделю. При подведении итогов мы подчёркиваем, что богатство зависит от собственного труда и от вложения личных сил каждого ученика. Этот приём дисциплинирует учащихся, повышает мотивацию к обучению.

    Для поддержания дисциплины в классе мы с детьми на уроках играем в командный футбол. Есть 2 команды (команда девочек и команда мальчишек). На доске креплю ворота, можно нарисовать или использовать ворота от настольного хоккея. Одни ворота мальчиков, другие девочек. Кто нарушает правила поведения: выкрикивает с места, поднимается во время урока, перебивает учителя, не слушает одноклассников, тот забивает гол в свои ворота. За каждое нарушение я кладу футбольный мячик (макет) в ворота либо мальчиков, либо девочек, смотря кто нарушает правила. Элемент игрового соревнования дисциплинирует учащихся на уроках.

Широко в своей практике использую    Приём «Друг» или «Круг дружбы»

Любую конфликтную ситуацию решаем классом, высказываясь, глядя друг другу в глаза.

Для этого учащиеся и учитель садятся или становятся  по кругу. Дарят друг другу улыбки. 

Можно предложить такие задания - Назовите качества друга. Каким он должен быть?

Ученики называют  свои слова, дополняя их словами других учащихся (добрым, внимательным, щедрым, готовым помочь и т.д.)

Подумайте и выберите одноклассника, которому присущи все эти качества. Назовите его. Названным учащимся вручаются медали «друг».

 Учащиеся становятся в круг, каждый кладет руку на плечо своему товарищу. Говорит ему комплимент и слова благодарности, затем все вместе поют песню «Улыбка», «Дружба крепкая».

Результат: выявляются  черты характера человека, которые помогают поддерживать дружеские отношения, способствует сплочению классного коллектива; формируется  понятия «друг», воспитываются дружеские отношения в коллективе.; развиваются  коммуникативные навыки;

   Ещё в своей работе по организации первоклассников применяю  прием «Оцени свое поведение и работу на уроке», для этого использую листы достижений учащихся. Это половинка листа, формата А-4, которая лежит у каждого ученика на столе. Детям сначала выдаётся чистый лист бумаги. Потом по ходу работы, они заполняют этот лист. Осенью мы можем рисовать на нём листочки, яблочки, грибочки. Зимой – снежинки и снеговиков. Весной – солнышко и цветочки. В конце каждого урока, во время рефлексии, а иногда, и по ходу урока, дети заполняют эти листы достижений. Кто на уроке был активен и дисциплинирован  – рисует листочек. Кто очень активен может нарисовать 2 или 3 листочка. Кто не принимал участие в работе – ничего не рисует, а на следующем уроке он постарается включиться в работу и тогда заполнит свой лист достижений новым символом. Можно ввести цветовую гамму. Допустим, кто просто работал на уроке -рисует зелёный листочек, кто очень активно – жёлтый листочек. А самые невнимательные рисуют красные листочки.

  Для примера хочу представить структуру небольшого внеклассного мероприятия в 1 классе по теме «В здоровом теле - здоровый дух», которая включает в себя приветствие, разминку, основную часть и рефлексию.

Участникам предлагается вспомнить и назвать все приветствия, которыми они пользуются в повседневной жизни. (Примеры: «добрый день», «привет», «здравствуйте», «салют» и другие.) и поприветствовать друг друга.

Далее проводится Игра «Словарь вежливых слов»

 Ведущие по очереди читают стихотворения. Задача игроков - закончить их.

  1. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться... («доброе утро»).

  1. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («добрый день»).

  1. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь... («здравствуйте»).

  1. И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь... («до свидания»).

  1. Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого... (здоровья).

Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает учащихся энергией.

  1. Следующий этап занятия – разминка. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.

Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьёзно. (Отвечать на разминке должен каждый ).Сегодня ещё одно условие: нельзя говорить “не знаю”.

Вопросы:

Какое у вас сейчас настроение?

Какое настроение у вашего друга?

О чём вы обычно говорите с друзьями?

Какие качества характера вы больше всего цените в людях?

Вывод: разминка настраивает участников на позитивную игровую деятельность, позволяет устанавливать контакт и активизировать членов группы.

Основная часть.

Тема нашего классного часа «В здоровом теле – здоровый дух» и посвящен он здоровью, как его сохранить, приумножить и вырасти здоровыми, сильными, красивыми.                                                                                                                                                                                      Итак, чтобы сохранить здоровье, нужно много знать и соблюдать. И поэтому сегодня мы познакомимся с некоторыми секретами здоровья.

Итак, первый секрет: Решите примеры и расположите их в порядке возрастания и узнаете название первого секрета.

Р    3+1 =                В 7-1    =                         Ч    9-1 =              

Ы  6+1   =                П  5 - 2 =                          И   9+1 =                    

И    4+1 =                К  7+2 =

Это привычки.

- Какие бывают привычки?

- Что относится к полезным привычкам?

- А к вредным?

Секрет 2:

Что необходимо человеку, чтобы хорошо учиться, заниматься многими интересными и важными делами, отдыхать и расти здоровыми?

Соберите рассыпавшееся слово:

Е Р И М Ж

(режим)

Что такое режим?

Зачем его надо соблюдать?

- Режим – порядок чего–нибудь, распорядок – все делать вовремя, в одно и тоже время.

Секрет3:Прочитайте фразу и узнайте. Что еще необходимо человеку для сохранения здоровья:

о 

р 

у 

е 

з 

д 

у 

в 

ф 

к 

л 

н 

о 

к 

о 

и 

т 

о 

ы 

р 

т 

щ 

и 

ы 

п 

е 

п 

ы 

Овощи и фрукты – лучшие продукты!

Мы сейчас поговорим о правильном питании:

Секрет 4:

Прочитайте фразу: Чистота залог здоровья!

 - Я сейчас прочитаю несколько советов, а вы скажите правильные они или нет.

1. Не грызите лист капустный

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?                               НЕТ

 Блеск зубам, чтобы придать

Нужно крем сапожный взять,

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?                               НЕТ

 Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы.»

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?                                       НЕТ

 Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда?                                        НЕТ

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

И в завершение нашего занятия проведем рефлексию, которая предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии.

    Вот такими педагогическими приёмами я  хотела бы поделиться с коллегами. С помощью них мне удаётся управлять большими классами, укрощать энергию, порой неуправляемых девчонок и мальчишек. П. П. Блонский писал: «Игра – великая учительница ребенка». Поэтому,  я стараюсь  через игровые и нестандартные моменты воспитывать в своих первоклашках сознательную дисциплину, развивать внимание и интерес к учебному процессу на всех своих уроках.

            И в завершение хочется вам пожелать:

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали,   и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаем всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной деятельности 1 класса

Анализ воспитательной деятельности 1 класса за учебный год по направлениям....

Программа воспитательной деятельности 4 класса "Здоровячок"

Работа по реализации данной программы воспитательной деятельности класса началась с 1-го класса. каждый год она дополняется, но основа единая. К программе прилагаются тесты для родителей и учащихся....

Программа воспитательной деятельности 3 класса "Здоровячок"

Данная программа - продолжение программы, начатой в 1 классе....

Рабочая программа воспитательной деятельности 1 класс

Эта рабочая программа разработана для воспитательной работы в 1 классе общеобразовательной школы. Включает в себя следующие модули: "Общественно-полезные практики", "Профориентация"...

Проект, как современное средство организации воспитательной деятельности в классе

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения.Как построить процесс воспитания в классе? Каким образом  включить каждого обучающегося в...