программа внеурочной деятельности в начальной школе "Я гражданин России"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Людмила Ушакова

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

                                                           «Я гражданин России»

___________________________

(название )

______                               Духовно-нравственное _________________________

(название направления)

Составитель: Ушакова Людмила Геннадьевна

Высшая квалификационная категория

              Срок реализации программы: 4 года

п. Бохан 2021 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:        

-Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;

-   Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

     Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.                Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

         Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

          Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

          Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы:

создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

         Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению «Я гражданин России» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ  средней общеобразовательной школе №1.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

-  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- постижение понятий гражданственности, патриотизма обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания;    

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

       

                                   

Предполагаемая результативность курса

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России»  является формирование следующих умений:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;  
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

           2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
  • устанавливать причинно-следственные связи.

           3.Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

           4. Личностные УУД:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

         Планируемые результаты программы внеурочной деятельности:

         Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

         Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

          Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

            Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

           У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Содержание изучаемого курса

«Я гражданин России»

                  Раздел 1. Маленькие Россияне (33 ч.)

1 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.

2.“Я и семья”(6ч) 

Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.

3.“Я и культура”(5ч) 

Дары природы.  История моего города.  Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей.  Конкурс поделок из природного материала.  

4.“Я и школа”(8ч) 

Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа».  Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) 

Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.

6.“Я и планета”(4ч).

Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.

Итоговый тест №1.

             Раздел 2.  Моя Малая Родина (34 ч.)

2 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 2.“Я и семья”(5ч) 

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».

3.“Я и культура”(4ч) 

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.        

4.“Я и школа”(6ч).

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Итоговый тест №2.

              Раздел 3. Россия – Родина моя  (34 ч.)

3 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!

2.“Я и семья”(5ч) 

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.  

3.“Я и культура”(4ч) 

 Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами. Экскурсии в  музей.  

4.“Я и школа”(6ч) 

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  Конкурс рисунков о школе.

 5.“Я и мое Отечество”(9ч) 

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии.  Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.

Итоговый тест №3.

              Раздел 4.  Я – гражданин России  (34 ч.)

4 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2.“Я и семья”(5ч) 

День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

3.“Я и культура”(4ч) 

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

4.“Я и школа”(6ч) 

Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) 

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч) 

В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.

Итоговый тест №4.

.  

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

       Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:                          

 1 класс — 33 часа в год,

2-4 классы -34 часа в год.

Итого: 135 часов.

                                             1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1

3

2.

« Я и семья»

6

1,5

4,5

3.

« Я и культура»

5

1,5

3,5

4.

« Я и школа»

8

2,5

5,5

5.

« Я и моё Отечество»

6

1,5

4,5

6.

« Я и планета»

4

1

3

Итоговый тест

               Итого:

33

9

24

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

0,5

3,5

2.

« Я и семья»

5

1

4

3.

« Я и культура»

4

1,5

2,5

4.

« Я и школа»

6

2

4

5.

« Я и моё Отечество»

9

3

6

6.

« Я и планета»

6

1,5

4,5

Итоговый тест

Итого:

34

9,5

24,5

3класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1,5

2,5

2.

« Я и семья»

5

1,5

3,5

3.

« Я и культура»

4

1

3

4.

« Я и школа»

6

1,5

4,5

5.

« Я и моё Отечество»

9

2

7

6.

« Я и планета»

6

1,5

4,5

Итоговый тест

Итого:

34

9

25

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1,5

2,5

2.

« Я и семья»

5

2

3

3.

« Я и культура»

4

1,5

2,5

4.

« Я и школа»

6

2,5

3,5

5.

« Я и моё Отечество»

9

2,5

6,5

6.

« Я и планета»

6

2

4

Итоговый тест

Итого:

34

12

22

Приложение

Проверочные тесты.

Проверочные тесты.

Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

                                Тест №1

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва;                                  б) Санкт- Петербург;

в) Омск;                                      г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король;                                     б) губернатор;

в) мер;                                           г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                                 б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….

 6. Раскрась российский флаг в его цвета:

7.  Выбери и отметь правильный ответ:

       Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                               б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

8. Обведи  правильный ответ:

Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;      б)16 лет;      

                                                          в) 18 лет;      г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на  …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?

12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля                                                            День согласия и примирения

   1 мая                                                             День защитника Отечества

  4 ноября                                                                День России

  12 июня                                                             День солидарности трудящихся

                                                   Тест №2

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

  а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

      а) президент;                                   б) царь;

      в) губернатор;                                 г) премьер-министр.

3.  Выбери и отметь правильный ответ:

     Чем являются герб, флаг и гимн?

      а) символами государства;

      б) символами праздника;

      в) символами  власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

      а) иметь права;

      б) выполнять законы, иметь права;

      в) выполнять законы.

5. Обведи  границу  и  столицу  нашего  государства.  Допиши полное  название:

Р ___________________

Ф ___________________                                                                                                

Владивосток

6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

      а) правила, обязательные для всех жителей страны;

      б) документ, защищающий права человека;

      в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:

Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.

Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.

8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

 а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким ребенком на руках.             

            Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.

                                                    Тест №3

1. Впиши  пропущенные  слова.

Главой  нашего государства является __________________________,

а законы создаёт  ___________________________________.

2. Выбери и отметь правильные утверждения:

                                                    а) государство - это все люди,

                                                        живущие в стране;

Что   такое                                 б) государство - это механизм                                              

государство?                                  управления людьми,

                                                        живущими в стране;

                                                    в) государство устанавливает законы,  

                                                       которые  нельзя  нарушать;

                                                    г) государство – это правительство,  

                                                         армия, милиция, законы.                                                                                                                                              

 3. Выбери и отметь правильный ответ:

     Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

      а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

      б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

      в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

      г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

      Что такое герб?

      а) нагрудный знак;

      б) отличительный знак города, государства;

      в) эмблема;

      г)  рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

   До какого возраста человек считается ребёнком?

      а) до 14 лет;                       б) до 18 лет;

      в) до 20 лет;                       г) до 25 лет.

6. Выбери и отметь правильный ответ:

    Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

      а) если остался без семьи;      

      б) если проживает в семье;

      в) если проживает с мамой;    

      г) если проживает с бабушкой.

7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:

8. Закончи предложение:  

Каждый человек  имеет право на …….

9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?

Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё  место.

10. Объясни названия праздников.

Праздники

Событие, которое дало название празднику

9 Мая – День Победы

12 июня – день независимости России

12 апреля – день космонавта

Тест №4

1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из  нас:

         а) Всеобщая декларация прав человека;

         б) Конвенция о правах ребёнка;

    в) Конституция Российской Федерации;

    г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

                     

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы  нашей страны?

      а) президент России;

      б) правительство Российской Федерации;

      в) государственная дума;

      г) народ.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

      а) с 14 лет;                                       б) с 16 лет;

      в) с 18 лет;                                       г) с 20 лет.        

5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):

январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь

6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….

7. Выбери и обведи флаг России:

                                   

8. Соедини линиями  название документа и его основное назначение:

                

        

         

9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

      а) дети имеют право на заботу и помощь;

      б) каждый человек имеет гражданские и политические права и    

          свободы;

      в) каждый человек имеет право на образование;

      г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.

       



Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

                                                           «Я гражданин России»

___________________________

(название )

______                               Духовно-нравственное _________________________

(название направления)

Составитель: Ушакова Людмила Геннадьевна

Высшая квалификационная категория

              Срок реализации программы: 4 года

п. Бохан 2021 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:        

-Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;

-   Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

     Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.                Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

         Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

          Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

          Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы:

создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

         Цели и задачи программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению «Я гражданин России» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ  средней общеобразовательной школе №1.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

-  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- постижение понятий гражданственности, патриотизма обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания;    

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

       

                                   

Предполагаемая результативность курса

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России»  является формирование следующих умений:

  • внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • положительная мотивация учебной деятельности;
  • самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;  
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

           2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
  • устанавливать причинно-следственные связи.

           3.Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

           4. Личностные УУД:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

         Планируемые результаты программы внеурочной деятельности:

         Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

         Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

          Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

            Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

           У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Содержание изучаемого курса

«Я гражданин России»

                  Раздел 1. Маленькие Россияне (33 ч.)

1 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.

2.“Я и семья”(6ч) 

Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.

3.“Я и культура”(5ч) 

Дары природы.  История моего города.  Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей.  Конкурс поделок из природного материала.  

4.“Я и школа”(8ч) 

Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа».  Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) 

Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.

6.“Я и планета”(4ч).

Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.

Итоговый тест №1.

             Раздел 2.  Моя Малая Родина (34 ч.)

2 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 2.“Я и семья”(5ч) 

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».

3.“Я и культура”(4ч) 

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.        

4.“Я и школа”(6ч).

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Итоговый тест №2.

              Раздел 3. Россия – Родина моя  (34 ч.)

3 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!

2.“Я и семья”(5ч) 

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.  

3.“Я и культура”(4ч) 

 Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами. Экскурсии в  музей.  

4.“Я и школа”(6ч) 

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  Конкурс рисунков о школе.

 5.“Я и мое Отечество”(9ч) 

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии.  Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч) 

Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.

Итоговый тест №3.

              Раздел 4.  Я – гражданин России  (34 ч.)

4 класс        

1.“Я и я”(4ч) 

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2.“Я и семья”(5ч) 

День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

3.“Я и культура”(4ч) 

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

4.“Я и школа”(6ч) 

Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) 

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч) 

В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.

Итоговый тест №4.

.  

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

       Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:                          

 1 класс — 33 часа в год,

2-4 классы -34 часа в год.

Итого: 135 часов.

                                             1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1

3

2.

« Я и семья»

6

1,5

4,5

3.

« Я и культура»

5

1,5

3,5

4.

« Я и школа»

8

2,5

5,5

5.

« Я и моё Отечество»

6

1,5

4,5

6.

« Я и планета»

4

1

3

Итоговый тест

               Итого:

33

9

24

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

0,5

3,5

2.

« Я и семья»

5

1

4

3.

« Я и культура»

4

1,5

2,5

4.

« Я и школа»

6

2

4

5.

« Я и моё Отечество»

9

3

6

6.

« Я и планета»

6

1,5

4,5

Итоговый тест

Итого:

34

9,5

24,5

3класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1,5

2,5

2.

« Я и семья»

5

1,5

3,5

3.

« Я и культура»

4

1

3

4.

« Я и школа»

6

1,5

4,5

5.

« Я и моё Отечество»

9

2

7

6.

« Я и планета»

6

1,5

4,5

Итоговый тест

Итого:

34

9

25

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

Раздел  программы

Кол-во часов

Теория

Практика

Тесты

1.

«Я и я»

4

1,5

2,5

2.

« Я и семья»

5

2

3

3.

« Я и культура»

4

1,5

2,5

4.

« Я и школа»

6

2,5

3,5

5.

« Я и моё Отечество»

9

2,5

6,5

6.

« Я и планета»

6

2

4

Итоговый тест

Итого:

34

12

22

Приложение

Проверочные тесты.

Проверочные тесты.

Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

                                Тест №1

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва;                                  б) Санкт- Петербург;

в) Омск;                                      г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король;                                     б) губернатор;

в) мер;                                           г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                                 б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….

 6. Раскрась российский флаг в его цвета:

7.  Выбери и отметь правильный ответ:

       Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                               б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;    г) Устав школы.

8. Обведи  правильный ответ:

Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;      б)16 лет;      

                                                          в) 18 лет;      г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на  …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?

12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля                                                            День согласия и примирения

   1 мая                                                             День защитника Отечества

  4 ноября                                                                День России

  12 июня                                                             День солидарности трудящихся

                                                   Тест №2

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

  а) СССР;             б) Россия;           в) США;            г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

      а) президент;                                   б) царь;

      в) губернатор;                                 г) премьер-министр.

3.  Выбери и отметь правильный ответ:

     Чем являются герб, флаг и гимн?

      а) символами государства;

      б) символами праздника;

      в) символами  власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

      а) иметь права;

      б) выполнять законы, иметь права;

      в) выполнять законы.

5. Обведи  границу  и  столицу  нашего  государства.  Допиши полное  название:

Р ___________________

Ф ___________________                                                                                                

Владивосток

6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

      а) правила, обязательные для всех жителей страны;

      б) документ, защищающий права человека;

      в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:

Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.

Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.

8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

 а) 1 мая;           б) 7 января;       в) 7 ноября;                г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина  с маленьким ребенком на руках.             

            Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.

                                                    Тест №3

1. Впиши  пропущенные  слова.

Главой  нашего государства является __________________________,

а законы создаёт  ___________________________________.

2. Выбери и отметь правильные утверждения:

                                                    а) государство - это все люди,

                                                        живущие в стране;

Что   такое                                 б) государство - это механизм                                              

государство?                                  управления людьми,

                                                        живущими в стране;

                                                    в) государство устанавливает законы,  

                                                       которые  нельзя  нарушать;

                                                    г) государство – это правительство,  

                                                         армия, милиция, законы.                                                                                                                                              

 3. Выбери и отметь правильный ответ:

     Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

      а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

      б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

      в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

      г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

      Что такое герб?

      а) нагрудный знак;

      б) отличительный знак города, государства;

      в) эмблема;

      г)  рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

   До какого возраста человек считается ребёнком?

      а) до 14 лет;                       б) до 18 лет;

      в) до 20 лет;                       г) до 25 лет.

6. Выбери и отметь правильный ответ:

    Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

      а) если остался без семьи;      

      б) если проживает в семье;

      в) если проживает с мамой;    

      г) если проживает с бабушкой.

7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:

8. Закончи предложение:  

Каждый человек  имеет право на …….

9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?

Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё  место.

10. Объясни названия праздников.

Праздники

Событие, которое дало название празднику

9 Мая – День Победы

12 июня – день независимости России

12 апреля – день космонавта

Тест №4

1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из  нас:

         а) Всеобщая декларация прав человека;

         б) Конвенция о правах ребёнка;

    в) Конституция Российской Федерации;

    г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

                     

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы  нашей страны?

      а) президент России;

      б) правительство Российской Федерации;

      в) государственная дума;

      г) народ.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

      а) с 14 лет;                                       б) с 16 лет;

      в) с 18 лет;                                       г) с 20 лет.        

5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):

январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь

6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….

7. Выбери и обведи флаг России:

                                   

8. Соедини линиями  название документа и его основное назначение:

                

        

         

9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

      а) дети имеют право на заботу и помощь;

      б) каждый человек имеет гражданские и политические права и    

          свободы;

      в) каждый человек имеет право на образование;

      г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»

Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания  на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...