Внеурочное занятие по финансовой грамотности на тему "Деньги любят счет"
план-конспект занятия (3 класс)

Пичугина Наталия Ивановна

Внеурочное занятие по финансовой грамотности разработано с учетом возрастных особенностей детей. на занятии применяется кейс - технология. Кейс технология - это метод активногопроблемно - ситуативного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (кейсов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi_lyubyat_schet.docx602.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия

по «Финансовой грамотности»

3 класс

Тема «Деньги любят счёт»

Автор:

Пичугина Наталия Ивановна,

учитель начальных классов

Тема занятия: «Деньги любят счёт»

Цель: Развитие финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.

Задачи:

-создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;

-формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;

-рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;

-закрепить у учащихся навыки работы в группах.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-воспитание доброжелательности, уважения к мнению других;

-воспитание нравственных качеств, чувства взаимопомощи.

Метапредметные:

Познавательные:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

регулятивные:

-понимание цели своих действий;

-проявление познавательной и творческой инициативы;

-оценка правильности выполнения действий;

-адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

коммуникативные:

-умение слушать собеседника и вести диалог;

-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

-проведение элементарных финансовых расчётов;

Методы: игровой.

Место занятия в системе образования: внеурочное занятие.

Форма проведения занятия: кейс -  игра

Тип: применение знаний.

Участники: учащиеся 3 класса.

Время проведения: 20 мин

Оборудование: проектор, ноутбук, экран.

Ход занятия:

Организационный момент.

Сценка: « Встречаются два друга на перемене:

1м: - Смотри ,Саша, сколько у меня денег! Я уже 5 пирожков купил и Коле одолжил 5 рублей. А еще мне мама с папой обещали купить новую игру и велосипед. Здорово, да!

2м: - А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом, - так говорят мои родители.

1м: - А что такое семейный бюджет?

2м: - Не знаю.

- Добрый день, ребята! Вот с такой интересной сценки мы начинаем наше занятие! Мне приятно видеть ваши заинтересованные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшнее занятие принесет вам много интересного и увлекательного.

- Ребята, кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

     Семейный бюджет  

- А ещё какой бюджет вы уже знаете?

Государственный           (слайд 1).    

Актуализация знаний 

-А теперь давайте представим, что каждая группа – это семья. Распределите роли. (карточки с фамилиями, бэйджики)

- Вам предстоит работа в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе    

    «Правила работы в группе» (слайд 2)

Слушай, что говорят другие.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говори спокойно ясно, только по делу.

Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

   Из чего же складывается доход семьи?

Кейс 1. Игра «Кошелек». Работа в группах.

Отправьте в кошелек все, что может быть доходами семьи.

Карточки : Зарплата, пенсия, стипендия, пособия, клад, наследство, игрушки, интернет, квартплата, транспорт, выигрыш.

Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.

 - Кто в вашей семье в кошелек кладет зарплату?

- Кто в вашей семье получает пенсию?

- Кто в семье может получать стипендию?

 - В чьей семье кошелек пополняют пособия?  

-Есть доходы незапланированные. Это клад, выигрыш в лотерею, наследство. Они очень редки.

И это все называется ….. (доходы)

Семейный бюджет состоит не только из доходов, сейчас мы узнаем на что в семье тратят деньги?

Кейс 2. Игра «Оплати счета». Работа в группах.

Карточки: Зарплата, продукты, пособия, кредит, заказ пиццы,  игрушки, интернет, ввартплата,         транспорт, билеты в кино, пенсия.        

Проверяют правильность выполненной работы. По очереди от каждой группы по одному понятию в кошелек. Взаимопроверка.

-На что еще в семье тратят деньги?

Все это называется …..(расходы)

3. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте пословицу, которая определяет тему нашего занятия. («Деньги любят счёт»)

Как вы думаете, о чем оно будет? Объясните смысл этой пословицы? (Выслушиваются ответы.)

-Мы выслушали разные мнения, кто ближе к истине, узнаем в конце нашего занятия.

4. Физминутка

Игра «Знание финансовых понятий» (перекидываем мяч по очереди зрителям и ученикам) –Кто больше знает слов.

5. Работа по теме урока.

-Посмотрите фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».

-Откуда взять деньги Дяде Фёдору?

        Кейс №3. «Накопи на мечту»

-На ваших столах очередные кейсы. Помогите ребятам осуществить их мечты.

 (вариант для 1 группы)

«Накопи на мечту»

Семья Ивановых.

Мама, Татьяна Ивановна работает парикмахером. Папа, Сергей Петрович работает водителем автобуса. Бабушка, Светлана Анатольевна - пенсионер. Сын Сергея Петровича и Татьяны Ивановны - Дима, ученик 3 класса.

Дима посещает лыжную секцию с 6 лет и достиг хороших успехов. К новому лыжному сезону ему нужно купить новый костюм стоимостью 6 тыс.руб. и лыжные ботинки за 3,5 тыс.руб.

Семья Димы не может сразу купить все необходимое. Рассмотри таблицу доходов и расходов семьи. Как семье осилить дорогостоящую покупку и помочь сыну и внуку продолжить занятия любимым делом?

Доходы

Расходы

Сбережения

Папа – 16 тыс.руб.

Продукты – 11 тыс.руб.

Копят на путёвку в санаторий для бабушки. Откладывают в месяц 3 тыс.руб

Бабушка – 8 тыс.руб.

Медикаменты – 3 тыс.руб.

Одежда – 3 тыс. руб.

Кредит за машину – 4 тыс.руб.

Плата за секцию – 2 тыс.руб.

Поездки на дачу – 2 тыс.руб.

Кино, театр  – 2 тыс. руб.

Салон красоты для мамы – 1 тыс.руб.

(вариант для 2 группы)    «Накопи на мечту»

Семья Петровых.

Мама, Елена Сергеевна работает продавцом. Папа, Михаил Егорович работает инженером. Старший сын Саша – студент 1 курса. Дочь Катя – ученица 4 класса.

Катя увлеклась скейтбордингом. Она мечтает на день рождения получить сертификат на обучение в школе скейтбординга. Стоимость сертификата на обучение – 7,5 тыс.руб.

Семья Кати не может сразу купить все необходимое. Рассмотри таблицу доходов и расходов семьи. Как семье осуществить мечту дочери?

Доходы

Расходы

Сбережения

Мама – 15 тыс.руб.

Квартплата – 6 тыс.руб.

Копят ремонт в гостиной. Откладывают в месяц 2 тыс.руб.

Папа – 18 тыс.руб.

Продукты – 10 тыс.руб.

Брат – 4тыс.руб.

Медикаменты – 1 тыс.руб.

Одежда – 4 тыс.руб.

Ипотека – 7 тыс.руб.

Абонемент в бассейн – 2 тыс.руб.

Поездки к бабушке – 2 тыс.руб.

Кино/пиццерия – 1 тыс.руб.

Салон красоты для мамы – 1 тыс.руб.

Представление работы групп

Итог занятия. Рефлексия. Синквейн.( Деньги)

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

-Вспомните пословицу – тему нашего урока. Кто из вас был ближе к истине?

-Поделитесь своими впечатлениями от занятия.

- Молодцы! Мне понравилось наше занятие. Спасибо за работу!

Приложение

DSC_0176

DSC_0178


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет. Экономия и бережливость"

Вопросы, которые рассматриваются на занятии не сложны для понимания учащихся начальной школы, но очень важны для каждого из них. Ребята познакомятся с семейным бюджетом, узнают об источниках доходов и...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Деньги.История монет"

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности. Тема: «История монет».Целевая аудитория: учащиеся 4 класса.Занятие формирует представления учащихся о происхождении монет,...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности.Игра-инсценировка «Едем на ярмарку. (Реклама – двигатель продаж)»

Финансовая грамотность в нашей школе введена во внеурочную деятельность. Мы являемся базовой площадкой программы «Афлатун».  Вместе с детьми (и родителями), увлеченно постигаем азы эк...

Внеурочная деятельность.Занятие по финансовой грамотности. Тема: «Деньги любят счёт»

Владение понятиями: деньги, рубль. Владение знанием: рациональное использование денег.Цель занятия:Образовательная: учить рациональному использованию денег.Развивающая: учить сравнивать и обобщать изу...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Деньги любят счет"

С помощью этого занятия обучающиеся научатся сохранять и приумножать семейный бюджет....