Сценарий познавательно-развлекательной программы, посвященной Дню Театра «Волшебная страна – театр»
методическая разработка

Сидорова Елена Валентиновна

Познавательно-развлекательная программа ко Дню театра.

Цель: Формирование и обобщение знаний о театре.

Задачи:

1. Познакомить и сформировать детей   любовь к театру и культуру общения. 

2. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции.

3. Развивать познавательный интерес, творческие способности, умение фантазировать.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_teatra.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  познавательно-развлекательной программы,

посвященной Дню Театра

«Волшебная страна – театр»

Пояснительная записка

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место   занимает театр, способный приобщить к духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

         Театр своей   синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, сопереживать, развиваться, творя и играя. Театральное искусство обладает значительными педагогическими ресурсами художественного развития и воспитания личности подростка. Синтез художественного слова, ритма, мелодии, пластики, цвета обогащает обучающие возможности театрального искусства,    это путь в общечеловеческую культуру,  к нравственным ценностям. Театр  является   эффективной формой общего и эстетического развития детей.

Цель: Формирование и обобщение знаний о театре.

Задачи:

1. Познакомить и сформировать детей   любовь к театру и культуру общения. 

2. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции.

3. Развивать познавательный интерес, творческие способности, умение фантазировать.

Предварительная работа: беседа с детьми о театре, правилах поведения в нем, читка стихотворений, просмотр литературы.

 Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация, театральные маски, раздаточный материал (слова роли),  

Ход мероприятия.

 1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня я  приглашаю  вас   в небольшое путешествие  волшебный мир, куда именно вы узнаете, если загадку отгадаете.  

Там есть сцена и кулисы,                                                                                                             И актеры, и актрисы,                                                                                                                       Есть афиша и антракт,                                                                                                             Декорации, аншлаг.                                                                                                                      И, конечно же, премьера!                                                                                                            Догадались вы, наверно... (ТЕАТР)

27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра. 

Именно древним грекам первым пришла в головы мысль представлять свои легенды о богах и героях, разыгрывая их в лицах. Люди поняли, как это прекрасно. Так родился театр (по-гречески – это место для зрелищ, зрелище).

Действительно, вместо того, чтобы просто читать друг другу какую-нибудь историю по книге, люди стали показывать её. Театральное зрелище получило широкое распространение, так как гораздо интереснее было смотреть на сцену, где изображались различные легендарные события, чем просто слушать их пересказ одним человеком.

Греки первыми начали представлять в театре серьёзные сочинения. (Принимает серьёзную позу.) Эти сочинения называли трагедиями. 1-й актёр. А потом греки стали показывать и смешные истории. (Корчит забавные физиономии.)

Такие пьесы называли комедиями. Эти названия используются до сих пор.

Театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире всё необычно: вместо живой природы – декорации, нарисованные художником; в мире театра живут герои, придуманные писателем и сыгранные артистами; на сцене театра могут разговаривать не только люди, но и животные и птицы; театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, в сказку или в будущее.

 Я предлагаю вам увлекательное путешествие в мир театра. Мы немножко познакомимся с его историей, узнаем, что нужно знать и уметь, чтобы стать актером.  

Презентация о театре

      А вы хотели бы сейчас оказаться в театре, но в качестве не зрителей, а актеров?
     Значит, непременно, должно произойти что то сказочное, чудесное, чтобы нам помочь в этом. Давайте внимательно посмотрим вокруг, вдруг мы просто это  не увидели, не разглядели.                                                                                                        Ну, вот же, ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК! Как же мы сразу не заметили сказочный цветок! Чем же он знаменит? Да! Он исполняет заветные желания. И с его помощью сегодня мы будем путешествовать по волшебному миру ТЕАТРА!!!

МУЗЫКА  1

Давайте тихонечко,                                                                                                                          Давайте мы трепетно,                                                                                                                  Кулисы сейчас распахнем .                                                                                                                  И в царство театра волшебное, дивное,                                                                                                             На цыпочках тихо войдем.                                                                                                                   Нас магия сцены закружит неистово,                                                                                             Давайте отправимся в путь,                                                                                                                     Чтоб в мир удивительный,                                                                                                         Прекрасный живительный,                                                                                                                  Хотя бы глазком заглянуть…

Отрываем КРАСНЫЙ лепесток….

Действие 1.  «Закулисье».

        Мы с вами уже узнали, откуда пришёл к нам театр. А вот, с чего начинается театральная постановка? Давайте посмотрим…

МУЗЫКА 2

Входит драматург

Драматург (показывает сложенные в папке листы бумаги:

Это – рукопись).

Я – драматург. Я написал пьесу для театра. Мне кажется, что моя пьеса понравится зрителям.

И вот я несу свою рукопись в театр и предлагаю пьесу режиссёру.

Входит режиссёр.

Режиссёр (берёт у драматурга папку с пьесой). Первый, кто читает пьесу в театре, это я – режиссёр. Режиссёр – самый главный человек в театре. Я сначала сам внимательно читаю пьесу. И если нахожу, что она пригодна для постановки, то ещё раз внимательно изучаю её, а затем читаю перед актёрами.

Режиссёр. Друзья мои! Я решил, что мы будем работать над этой пьесой. Каждый из вас получит свою роль. Её нужно выучить наизусть. (Раздаёт актёрам листки бумаги с напечатанными ролями.) После распределения ролей я назначаю дни репетиций.

Я.   А пока режиссёр репетирует пьесу с актёрами, в других помещениях театра кипит своя жизнь.

 Вбегает художник с эскизами декораций и костюмов.

Художник. Я – художник спектакля. Я рисую декорации для спектакля и эскизы костюмов для актёров.    (Обсуждает декорации с режиссёром.)

Актеры встали в ряд. Вбегает костюмер с костюмами.

Костюмер. А я – костюмер. Я шью костюмы для актёров. (Раздаёт головные уборы актёрам – береты, шляпы, косынки.)

Режиссёр. Репетиции становятся всё сложнее, всё напряжённее. И вот настаёт день первого показа спектакля. Это премьера (от французского слова «премьер», что означает «первый»).

МУЗЫКА 2

Её Величество премьера,

Добро пожаловать на сцену,

Мы все с тобою долго встречи ждём.

Пусть трудно роли мы учили,

На репетиции ходили,

К тебе, премьера, радостно идём.        

МУЗЫКА 3

Отрываем ОРАНЖЕВЫЙ лепесток.

А там!

Действие 2 «Выступление 4 группы»

     Зажигаются софиты, открывается занавес, и зрители аплодисментами приглашают на сцену актеров. А актеры -  сегодня  вы. Итак, закроем ладошками лицо и скажем волшебные слова. «Театр начинается, занавес открывается».  

ВЫСТУПАЕТ ГРУППА 4

 В Древней Греции возник и способ поощрения актёров. Как вы думаете, какой?

Верно. Если актёр удачно показывал своего героя (неважно, кто это был – Бог или какое-то животное), то зрители хлопали в ладоши, то есть награждали такого актёра аплодисментами. И хлопать можно по разному. Вот попробуйте похлопать так, как будто

  • вы ленитесь
  • а теперь, вам не очень понравился спектакль
  • вам очень понравился спектакль, и  вы еще раз хотите увидеть актеров

ОТЛИЧНО!!!

МУЗЫКА 3

А у нас ЖЕЛТЫЙ лепесток

Действие 3. «Азбука Театра»

      Предлагаю вам небольшую викторину-разминку на знание правил поведения в театре и некоторые театральные термины. Готовы? Я задаю вопрос, вы отвечаете.  Задание понятно? Начинаем! 

  1. Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал)
  2. Как называется объявление о предстоящем спектакле? (театральная афиша)
  3. Как называется перерыв между действиями спектакля. (Антракт)
  4. Рукоплескания артистам. (Аплодисменты)
  5. Как называется место, где выступают актеры? (сцена)
  6. Как называются шторы, которые закрывают сцену? (занавес)
  7. Как называется искусство создания сценического образа при помощи пластики, мимики, жестов? (Пантомима) 
  8.   Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (опера)
  9.  Как называются специальные театральные краски для изменения лица? (Грим)
  10. Как называется оформление сцены на спектакле? (Декорация)     

Вопросы:

1. Как нужно проходить на свои места перед сидящими зрителями? 

2. Как ты поступишь с шоколадкой, купленной во время антракта?

.

3. Если спектакль не понравился, что нужно делать?

4. Что делать, если во время спектакля зазвонил телефон?

ВИДЕО  «ЕРАЛАШ»

 - Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

МУЗЫКА 3

А я отрываю ЗЕЛЕНЫЙ лепесток

А там!!!

Действие 4.

Выступление 3 группы

МУЗЫКА 3 Я отрываю ГОЛУБОЙ лепесток. И там…

Действие 5. «Театральные азы»

Актёрский труд очень сложный. Актёрскому мастерству учатся годами: учатся владеть голосом, телом, жестами, мимикой, учатся быть наблюдательными, чтобы роль была правдивее. В театре все должны быть талантливыми. Это огромный труд.                                                                                                           А мы познаем азы актерского мастерства -  артикуляция -  или разминка речевого аппарата. Для улучшения дикции, правильного и хорошего произношения. Итак, Зарядка для губ 
Артикуляционная гимнастика
1.    Веселый пятачок:
а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
    Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
2.    Лягушки.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов.

Упражнения на три виды выдыхания
А теперь попробуем разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Первый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер      - ССССССС…
Шумят деревья    - ШШШШШ…
Летит пчела         - ЖЖЖЖЖ…
Комар звенит       - ЗЗЗЗЗЗЗ…
Второй вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос     - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель        - ШШШ! ШШШ! ШШШ!
Сверлит дрель      - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!
Третий вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится    - Ф! Ф! Ф!
Пилит пила           - С! С! С!
Заводится мотор   - Р! Р! Р!
- Ребята, знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно. Далее, каждый ребенок рассказывает по скороговорке).

От топота копыт пыль по полю летит. Нужно прочитать стихотворение А.Барто «Наша Таня громко плачет» с различной интонацией  грустно, весело, испуг, восторг

Отрываем СИНИЙ лепесток

Действие 6 «Выступление 2 группы»

( ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ)

ЧТО ТАКОЕ АНТРАКТ?

ЧТО МОЖНО  ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ АНТРАКТА?  

ВИДЕО «ЕРАЛАШ»

Остался последний ФИОЛЕТОВЫЙ лепесток

Действие 7 «Выступление 1 группы»

Так не хочется расставаться…

Знаете, я придумала, как продлить эту встречу. Ведь не все знают, но есть еще один вид спектакля «СПЕКТАКЛЬ – ЭКСПРОМТ». Т.е. быстрый, совсем без подготовки.

Вот именно в таком спектакле и будут заняты сейчас  все артисты, которые получили реквизит от нашего костюмера.

Сказка знакома всем, а уж какой получится спектакль, будет зависеть от актерского мастерства нашей труппы.«РЕПКА»

Мы сегодня   доказали вам, что все вы - талантливы друзья,

       Сегодня мы побывали в театре, Мы сегодня вам раскрыли   небольшие секреты актерского мастерства, посмотрели чудесные ваши спектакли, и помог нам в этом Цветик - семицветик, цветок из сказки Валентина Катаева «Цветик семицветик». Этот цветок исполнял самые заветные желания девочки Кати, пусть лепесточки помогут и нам исполнить наши заветные желания

Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели…. Вели чтобы…

Сказал Шекспир: « Весь мир  - театр, а люди в нем  - актеры!»

Кто шут, кто плут, а кто простак,  мудрец или герой

А потому, а потому, оставьте ваши споры

Ищите в жизни свою роль, ищите образ свой.

Но каждый день, но каждый день мы надеваем маски,

И, глядя в зеркало, порой себя не узнаем…

Лишь у себя, наедине, мы можем без опаски

Спросить: «Что в этой жизни мы – играем иль живем?»

Наш мир  - это зал! Наша жизнь – это сцена,

Где смешались смех, слезы, горе, любовь

Но хоть сотню жизней проживи одновременно

Будь и оставайся ты всегда самим собой!!!
Вы движетесь к признанию шаг за шагом!
Я от души желаю Вам сейчас
Успехов, бенефисов и аншлагов!
С Международным днем театра Вас!

Ведущий: Спасибо за внимание! Теперь вы знаете, что чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь - четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и проч.  

Литература:

  1. Алянский Ю. «Азбука театра». Ленинград: «Детская литература», 2006.
  2. «Всеобщая история театра». М.,  Эксмо,  2012.
  3. Никитина А.Б. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М., Владос, 2007.
  4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3, 4 классы.  - М., Баласс, 2004.
  5. Гипиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.  СПб, Прайм-Еврознак, 2008.
  6. Голубовский Б.Г. Путь к спектаклю. - М., «Я вхожу в мир искусства», 2005.
  7. Ершова А., Букатов Б. Актерская грамота – подросткам. - М., «Просвещение», 2004.
  8. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М., «Школьная пресса», 2000  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыцарский турнир (конкурсная программа, посвященная 23 февраля)

Цель: развитие творческих способостей детей и здорового духа соперничества; расширение кругозора; организация досуга....

Спортивно-игровая программа, посвященная Дню защитника Отечества "Эх, добры молодцы"

Девиз: «Честь и Родина превыше всего!»Цели: воспитывать патриотизм и чувство товарищества;способствовать поднятию престижа армии;продемонстрировать свои возможности....

Концертно - развлекательная программа, посвященная 23 февраля "Лучше папы друга нет"

Сценарий праздника к 23 февраля для пап, дедушек и мальчиков "Лучше папы друга нет"Предназначен для учащихся 1-4 классов.Цель:воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к родителям, горд...

Страна Театр

Проект для начальной школы...

Образовательный проект "Прекрасная страна - театр"

Образовательный проект по воспитательной работе в 1 классе на тему "Прекрасная страна - театр"....