Экологический квест: "Наш след на Земле!"
методическая разработка (4 класс)

Нестеренко Ольга Николаевна

Активизация познавательной деятельности воспитанников в области экологии и охраны природы, привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитание бережного отношения к природе, формирование умения работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kvest.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический квест: "Наш след на Земле!"

Цель: активизировать познавательную деятельность воспитанников в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Задачи:

Образовательные: мотивировать воспитанников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
        Развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность; развивать эмоционально-чувственную сферу личности детей, развивать творческие способности и применять экологические знания на практике.

Воспитательные: продолжать формирование у воспитанников чувства ответственности за состояние окружающей среды; воспитывать бережное отношение к природе нашего края, способствовать сплочению коллектива.

        Прогнозируемые результаты:

дети расширят представление об экологии, как науке;

попробуют найти пути решения некоторых экологических проблем современного мира;

осознают, что неправильное, неразумное отношение к окружающей среде и экологии в целом вредит человечеству.

       Регулятивные УУД 

Умение высказывать своё предположение по тому или иному поводу, отстаивать свою точку зрения.

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение составлять план деятельности с одноклассниками.

       Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Умение на основе анализа увиденного или услышанного самостоятельно делать выводы.

      Личностные УУД

Эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Общее представление о моральных нормах поведения.

       Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать других.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Умение согласованно работать в группах и коллективе.

      Оснащение: компьютер, проектор, презентация, видео, маршрутные листы, задания для команд.

         Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды  приобрели глобальный масштаб.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Сегодня мы с вами отправляемся в очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. Вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.     Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.

Каждая команда получает маршрутный лист , на котором построен маршрут, согласно которому перемещаются команды, правильно выполнив задания, команда получает конверт с частью пазла, для выполнения основного задания. Собрав все конверты, в конце пути нужно будет собрать пазл.

Прежде чем отправиться на станции мы разделимся на три команды. Каждая команда придумает название, эмблему и девиз.

Из слов на карточке вы составите экологический девиз соответствующий названию вашей команды. (10 минут)

1. Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле!

2. Береги свою планету. Нет другой такой на свете!

3. Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!

Итак, мы начинаем с экологических приветствий (до 5 баллов)

1. Станция «Расшифровщик» (5 минут)

1. Разгадать шифровку.

2. Назвать факторы влияющие на экологию человека.

2. Станция «В гостях у природы»

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. В.Гёте

Чтобы спасти животных и растения, необходимо ответить на вопросы.

1

Коллекция специально собранных и засушенных растений.

2

Самая большая ягода, плод лианы.

3

Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название.

4

Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев.

5

Что без боли и печали вызывает слезы?

6

Цветок, название которого связано со звоном.

7

Родина помидора.

8

Из чего состоит горб у верблюда?

9

Родилась в воде, а живет на земле?

10

Кто спит головой вниз?

11

Самое крупное животное на суше.

Ответы: 

1

Гербарий.

2

Арбуз.

3

Зверобой.

4

Тысячелистник.

5

Лук.

6

Колокольчик.

7

Америка.

8

Из жира.

9

Лягушка.

10

Летучая мышь.

11

Слон.

3. Станция «Чудо-Шляпа»

Каждый член команды берет из шляпы 1 загадку.

Обсудив 5 минут, дают ответы.

1.

Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.
(Гранит.)

2.

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
(Глина.)

3.

На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
(Природный газ.)

4.

Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже.
(Песок.)

5.

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
(Нефть.)

6.

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрения.
(Торф.)

7.

Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.
(Железная руда.)

8.

А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю.
(Вода)

9.

Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)

10.

Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
обжигают с давних пор. Называюсь я...
(Фарфор)

11.

Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.
(Алмаз)

12.

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение.
(Известняк)

13.

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Уголь)

14.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
(Мел)

4. Станция «Знаки природы»

Нарисовать три комплекта шаблонов в виде дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие и информирующие. Задача: нарисовать знаки, запрещающие какую-либо деятельность человека, информирующие о каком-то природном объекте или предупреждающие о чём-либо.

5. Станция «Рассказ с ошибками»

Перед командами рассказ. В течение 5 минут команды должны выявить ошибки, которые допущены в этом рассказе.

"Воскресенье в лесу" 

Всю неделю в классе говорили о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат»! Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка»! – закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина»! – ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Вот так надо вести себя в лесу:

-Нельзя идти в лес без учителя (родителей, старших).

-Не включать громкую музыку.

-Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые – грибы – деревья.

-Для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается.

-Не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет).

-Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

-Не трогать яйца птиц – птица может покинуть гнездо.

-Не брать зверят и птенцов из леса в город – если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.

-Не втыкать в муравейник палочки – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

 -Не прятаться во время грозы под одиноким деревом – в него может попасть молния!

 -Никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк.

- Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

6. Станция «Пословицы»

1. Кукушки стали куковать – …
2. Низко ласточки летают – …
3. Синица к избе – …
4. Кулик не велик, а …
5. Соловей запел – …
6. Прилетел кулик из заморья – …
7. Ласточка прилетела – …
8. Гусь летит – …
9. Грач на горе – …
10. Всяк кулик …

1. … весна на дворе.
2. … зима на дворе.
3. … дождь предвещают.
4. … своё болото хвалит.
5. … скоро гром загремит.
6. … морозам больше не бывать.
7. … всё-таки птица.
8. … вывел весну из затворья.
9. … зимушку на хвосте тянет.
10. … вода пошла на убыль.

Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах.

Ответ: 1 – 6, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 7, 5 – 5, 6 – 8, 7 – 10, 8 – 9, 9 – 1, 10 – 4.

7. Станция «Буриме»

Каждая команда вытягивает карточку с рифмами и составляет четверостишие. Время для подготовки 5 минут.

Суть проста: участникам даются определённые рифмы и играющие должны придумать осмысленное стихотворение. Оно может быть юмористическим или философским, главное, чтобы в нём прослеживалась логика.

Правила

Существуют некоторые общие правила для всех буриме. Заданные рифмы нельзя менять местами. Если вам предложили слова: «зайка-стайка, шкатулку- булку», то употреблять их можно только в этом порядке. Главное, чтобы стихотворение получилось законченным и содержательным!

Например:

«зайка - стайка, шкатулку - булку»

«сад - листопад, картина - рябина»

На полянку вышел зайка 

Обсыпается мой сад,

Видит там синичек стайка 

Что поделать? Листопад

Он открыл свою шкатулку 

Невеселая картина,

Дал синичкам с маком булку

Опечалена рябина

Задание для участников: 

Птицы - границы, леса - небеса.

Почки - листочки, стебель - мебель.

Клёны - зелёный, леса - голоса.

Дружно-нужно, красиво-игриво.

Рефлексия

Задачи: 

выяснить степень осознанности и усвоения материала мероприятия;

создать условия для самостоятельных выводов каждого ученика;

обобщить полученные результаты.

Формы, приемы, методы деятельности: наглядный, иллюстративный метод (создание коллажей по теме), метод самооценивания.

Подводятся итоги квеста.

Вывод: нужно защищать и беречь природу нашей Родины, которая столь щедро окружает нас красотой и приносит немалую пользу. У нас очень красивая природа. Мы должны гордиться тем, что живём в таком   прекрасном месте. Наша задача сохранить эту красоту для следующих поколений.

Самое ценное и главное сокровище на Земле – любовь: любовь к людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и жизни. Давайте поделимся этим сокровищем друг с другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный экологический марафон «Наш след на Земле»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6534210","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"280","style":"width: 146px; height: 150px; float: left;","width":"273"}}]]Что натвори...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Праздник - квест " По следам потерянных букв"

Сценарий торжественной части праздника....

Игра-квест «По следам загадочных растений»

Конспект занятия в детском объединении естественнонаучной направленности, организованного в форме игры - квеста, для повторения изученного материала. Может быть использован учтелями биологии и педагог...

Веб-квест "По следам Кота в сапогах"

Изучаем писателей зарубежной литературы. Сказка Шарля Перро "Кот в сапогах"...

Сценарий новогоднего квеста "По следам Деда Мороза", 1-4 класс

Цели: расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства коллективизма,способствование развитию творческой активности детей....

Сценарий новогоднего квеста "По следам Деда Мороза", 1-4 класс

Цели: расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства коллективизма,способствование развитию творческой активности детей....