Учебный творческий проект «Секреты мультфильма. Создание пластилинового мультфильма «Репка»
проект (4 класс)

Бондаренко Ольга Геннадьевна

Мультфильмы – это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые: они радуются, грустят, действуют. С ними происходят невероятные чудеса. Дети очень любят мультфильмы! Как же рождается это чудо на экране? И когда впервые появились мультфильмы в нашей стране? Именно об этом я хочу рассказать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_tvorcheskiy_proekt.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Учебный творческий проект

«Секреты мультфильма.

Создание пластилинового мультфильма «Репка»

        Автор: Бондаренко Ольга Геннадьевна

учитель начальных классов

Введение

Мультфильмы – это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране. Рисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые: они радуются, грустят, действуют. С ними происходят невероятные чудеса. Дети очень любят мультфильмы! Как же рождается это чудо на экране? И когда впервые появились мультфильмы в нашей стране? Именно об этом я хочу рассказать в своей работе.

Цель: исследовать, секреты создания мультфильмов, создать свой мультфильм «Репка».

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. познакомиться с историей возникновения мультипликации;
  2. узнать, как создавались мультфильмы раньше и как создаются сейчас;
  3. рассмотреть классификацию мультфильмов;
  4. провести опрос среди одноклассников и их родителей;
  5. изучить процесс создания пластилинового мультфильма;
  6. создать свой первый пластилиновый мультфильм «Репка».

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, сравнение, классификация, создание собственного мультфильма.

Предмет исследования: история мультипликации, тайна создания мультфильма.

Объект исследования: самые популярные мультфильмы.

Гипотеза: у каждого человека есть свой любимый мультфильм, при чем дети любят смотреть современные мультфильмы, а взрослые – старинные. Так же я считаю, что изготовить простой мультфильм может каждый школьник.

Практическая значимость: созданный мультфильм можно использовать на занятиях в детском саду.

Глава 1. Мультипликация вчера, сегодня, завтра.

    История первых мультфильмов

Для начала мы узнали, как зародилась мультипликация. Для этого посетили сайты Интернет. И вот что узнали. Термин «мультипликация» употребляют исключительно в русском кино как синоним термина «анимация». В переводе с латинского – «anima» означает «душа». Значит «анимация» не что иное, как «оживление» или «одушевление». Уже тысячи лет назад художники и скульпторы умели оживлять фигуры. В древней Ассирии у входа в царский дворец ставили статуи крылатых быков с пятью ногами. Когда человек проходил мимо, казалось, что бык шагает.

В Европе в Средние века распространены были забавные книжечки, похожие на блокноты. На каждой страничке была нарисована одна и та же фигура в разных позах. Если книжечку листали быстро, фигурка начинала махать руками, скакать на лошади и так далее.

28 октября 1892 года в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно публично продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Именно эта дата теперь и считается началом эпохи анимационного кино.

В 30-х годах огромную популярность приобрели произведения Уолта Диснея, создавшего в Америке огромную студию по производству рисованных фильмов для детей. Дисней пришел в кино, когда оно стало звуковым, и начал делать в Голливуде короткие мультфильмы с постоянными героями, которых полюбили как дети, так и взрослые. Это мышонок Микки Маус, утенок Дональд и собака Плуто. От маленьких картин Дисней быстро переходит к большим, полнометражным – на час или даже полтора часа демонстрации. И создает свои знаменитые фильмы: «Бемби», «Пиноккио», «Белоснежка и семь гномов». Они и сегодня пользуются неизменным успехом.

Советская мультипликация возникла в начале 20-х годов. Прежде чаще всего снимали мультики для самых маленьких. Это были сказки и легенды, былины и басни. Со временем советская мультипликация обогащается новыми темами и жанрами. Появляется экранизация классических и современных сказок, фантастических картин и музыкальных фильмов.

В 1936 году в Москве была создана студия «Союзмультфильм» – крупнейший в Европе центр производства рисованных и кукольных фильмов. Сейчас она выпускает свыше 30 картин в год, в создании которых участвует более 500 сотрудников. Фильмы последних лет принесли широкую популярность советской мультипликации в других странах, завоевали многочисленные премии на международных кинофестивалях. «Топтышка», «Крокодил Гена», «Малыш и Карлсон»,«Ну, погоди!», «Каникулы Бонифация» стали событиями советского кино.

Сегодня, как и всегда, в мультипликации трудятся люди, преданные своему искусству, а пока они есть, мультипликация жила, живет, и будет жить.

  1. Когда появился первый мультфильм в России?

Первый мультфильм в России появился в 1910 году. Его создал режиссер Владислав Старевич. Этот мультфильм был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями: первый русский мультипликатор вовсе не собирался развлекать маленьких зрителей, он хотел создать документальный фильм о жуках. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда Владислав Старевич сделал из жуков чучел, прикрепил к ним ниточки и выполнил съемку киноленты по кадрам. Эту картину назвали первым кукольным мультфильмом. Старевич выполнил еще несколько подобных мультфильмов на тему насекомых, но теперь он использовал настоящие сценарии. Данные мультфильмы пользовались большой популярностью у зрителей – многие не понимали, как делались картины и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков.

Настоящие мультфильмы появились спустя несколько лет в советские годы. Первый мультфильм со звуком – «Почта» - снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Автором сценария стал сам Маршак, при этом автором текста для мультфильма был Даниил Хармс.

  1. Как создают мультфильмы?

Мир мультфильмов – это удивительный, сказочный и волшебный мир. Это мир детства. Над созданием мультфильма работает очень много взрослых: сценаристы, художники, актеры, съемочная группа.

Съемки мультфильма – дело сложное и тонкое. Лента мультфильма состоит из целого ряда кадров – фотографий. Когда снимают реальное движение кинокамерой, то она раскладывает его на составные элементы неподвижные фазы. При показе этой пленки кадры фазы оживают и создают впечатление непрерывного живого движения.

Чтобы заставить нарисованного персонажа сделать движение, нужно последовательно зарисовать каждую фазу этого движения на отдельных листах бумаги, а потом в той же последовательности снять их по рисунку – фазе на кадр пленки. Фильм идет на экране 10 минут со скоростью 24 кадра в секунду. Значит, для него нужно нарисовать около 15 тысяч рисунков. А ведь в мультфильме обычно действуют не один, а несколько героев и каждый двигается по- разному.

Классификации мультфильмов

Для того чтобы точно определить, какой мультфильм мы будем создавать, познакомились с классификацией мультфильмов. Существует классификация мультфильмов по продолжительности, по возрастному интересу, по цели, по технологическому процессу.

Героев рисованного мультфильма создает художник. Рисованный персонаж свободно двигается. Первые рисованные фильмы ведут начало от иллюстрации, карикатуры и комиксов. Считается, что первый рисованный фильм «Фантасмагория» снял в 1908 году французский режиссер и художник Эмиль Коль. В России первые рисованные мультипликационные фильмы

«Советские игрушки» и «Межпланетная революция» появились в 1923-1924 годах. В 1947 году был выпущен первый российский полнометражный рисованный фильм Иванова-Вано «Конек- горбунок». Мы знаем такие мультфильмы, как «Винни-Пух» (Ф. Хитрука), «Ну, погоди!» (В. Котеночкин), «Карлсон» (Б.Степанцов).

Герои кукольного фильма – куклы, сделанные из различных материалов. Пластилиновая, тряпичная, деревянная, пластмассовая, бумажная куклы требуют особого обращения и специальной техники съемки, чтобы выглядеть на экране как можно более живыми.

Все герои пластилинового мультфильма сделаны из пластилина. В России такие мультфильмы создаются на студии «Пилот», художественным руководителем которой является Александр Татарский. Первый такой мультфильм – «Пластилиновая ворона» (1981), сюжет которого придумал детский поэт Эдуард Успенский. Он взял за основу знаменитую басню Крылова «Ворона и лисица». Герои «Пластилиновой вороны» получились очень выразительные и забавные. Еще можно назвать – «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут колобки», «Крылья, ноги и хвосты»- герои компьютерного мультфильма, созданы на компьютере, почти ничем не отличаются от настоящих людей и животных. Компьютерный дизайн дает возможность использовать более яркие и насыщенные краски, более выразительные декорации. В 2000-х годах завоевали большую известность такие мультфильмы, как «Шрек», «Ледниковый период», «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Практическая деятельность.

  1. Анкетирование обучающихся и их родителей

Среди учеников своего класса я провела исследование. Обучающимся  и их родителям были предложены вопросы: «Любят ли они смотреть мультфильмы?», «Знают ли они, как создают мультфильмы?», «Какие мультфильмы больше всего они любят смотреть?».

Ответы на вопросы я показала в таблице и в диаграмме (см. приложение).

Вопросы

Ответы, которые дали

дети

взрослые

Любят смотреть мультфильмы

25

23

Знают, как делают мультфильмы

4

11

Название любимого мультфильма

Ответы, которые дали

дети

взрослые

«Ну, погоди!»

3

10

«Том и Джерри»

4

0

«Смешарики»

6

3

«Чебурашка»

2

7

«Шрек»

8

2

«Вини Пух и все-все-все»

1

8

«Черепашки Ниндзя»

2

0

«Русалочка»

4

0

«Золушка»

4

4

«Маши и медведь»

6

4

Из анкет видно, что мои ребята смотрят в основном современные мультфильмы  «Шрек», «Смешарики» и отдают предпочтение диснеевским мультфильмам.

 Самым любимым мультфильмом родителей, не зависимо от времени, являются мультфильмы «Ну, погоди!», «Чебурашка» и «Вини Пух и все-все-все».

  1. Творческая лаборатория по «оживлению» героев.

Для того чтобы создать свой мультфильм, нужно  «оживить» героя. Проведём  несколько опытов.

Опыт 1. Возьму полоску бумаги и согну ее пополам. На нижнюю и верхнюю половинки нарисую рисунок, так, чтобы они были один над другим, но при этом имели небольшое отличие.

Опыт 2. Вырежу три одинаковых кружка: два бумажных и один картонный. Переведу на один бумажный кружок птицу, на другой – клетку и наклею их с разных сторон картонного кружка. Проткну маленькие отверстия, продену через них тонкую веревочку и закручу ее. Вывод: когда веревочка будет раскручиваться, кружок завертится и зрители могут увидеть, как птица попадает в клетку.

Опыт 3. Нарежу из плотной бумаги 14 листиков и пронумерую их. На каждом листике нарисую, как герой выполняет одно движение: например, птичка будет махать крыльями. Рисунки сложу по порядку, один над другим, аккуратно склею книжечку. Вывод: если быстро пролистать книжечке, то можно будет увидеть, как птичка взмахнет крыльями и полетит.

  1. Творческая мастерская по созданию пластилинового мультфильма «Репка».

В Интернете я изучила процесс создания мультфильма в домашних условиях и приступила к работе. Для создания мультфильма «Репка» приготовила следующих пластилиновых персонажей: репку, деда, бабку, внучку, жучку, кошку, мышку. Изготовила необходимые декорации: облака и тучки, солнышко, буквы.

Полезные советы при съемке.

1.Фотоаппарат закрепить на штативе.

2.Двигать фигуры нужно «по чуть-чуть» и в нужно следить, чтобы во время съемки в кадре  не было никаких лишних деталей – главным образом ничьих рук.

3.Важно! Съёмочная площадка и фотоаппарат должны сохранять своё положение в течение всей съёмки. Нельзя двигать штатив и фотоаппарат на нём.

Сюжет моего мультфильма занял 116 кадров. После того как закончили съемки кадров мультфильм мы перенесли их на компьютер. Там их нужно было обработать специальной программой. Мы выбрали популярную программу Windows Movie Maker. Создавать в ней мультфильмы совсем несложно. Правда у нее есть недостаток в том, что она может обеспечить частоту кадров не более чем 1 кадр в секунду. Но посчитали, что для первого раза и это неплохо.

Заключение

В старых советских мультфильмах нас привлекает – доброта, искренность, преданность. Чего так часто не хватает современным мультфильмам. Советская мультипликация оставила множество гениальных работ, о которых современные дети, часто просто не знают. С момента выхода первого мультфильма прошло больше 100 лет, но их популярность не угасает.Зная основные секреты создания мультфильмов, можно создать свой собственный мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Мультипликационная студия: создание пластилиновых мультфильмов

Тема урока расчитана на 2 часа. На первом занятии учащиеся создают пластилиновых героев, проводят фотосъёмку и озвучивание. На втором занятии просматривают полученный материал, редактируют и собирают ...

Учебный творческий проект "Математика вокруг нас"

Разработка проекта для четвероклассников содержит цель, задачи, выдвигаемые проблемы, ожидаемые результаты, план работы над проектом и др. этапы....

Учебный проект "Создание пластилинового мультфильма. Тучкины штучки"

Учебный проект по технологии 3 класс. Тема проекта: "Создание пластилинового мультфильма" к стихотворению  В.Маяковского "Тучкины штучки"...