Права человека-права ребёнка
план-конспект занятия (1 класс)

Путилова Анна Александровна

классный час на тему "Права человека и ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_cheloveka-prava_rebyonka.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час:

«Мои права и обязанности»

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

1.                  Познакомить учащихся с «Конвенцией о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

2.                  Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

3.                  Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

4.                  Формировать уважительное отношение к правам других людей.

5.                  Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Ход мероприятия:

1.      Введение в тему беседы.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

 

Разбор ситуации

Учитель: После уроков ребята решили поиграть.

Артем: Давайте поиграем в войну!

Владик: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.

Дима: А я не хочу.

Артем: Чего не хочешь?

Дима: Играть в войну.

Влад: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Дима: Я не хочу.

Артем: Захочешь.

Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Учитель: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

Учитель: Давайте поговорим. Как поступил Артем и Влад? Почему они не правы? Прав ли Дима?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

Учитель:  Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

  1. Наши права.

Учитель: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  Д.Н.Ушакова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель:  Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека

-  А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. (показ слайда)

Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. И не случайно именно сегодня пришли к нам гости. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была  принята и в нашей стране. ( Показ конвенции)

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. 
Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. 
Статья 9

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. 
Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. 
Статья 32

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее. (Учитель раздает памятки «Мои права» .

IV. Обязанности.

Учитель:  А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция РК». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РК:

вы сейчас прочитаете и запомните.

Обязанности:

  1. Соблюдать законы.
  2. Охранять природу.                   НА ДОСКЕ
  3. Защищать отечество.
  4. Заботиться о родителях.
  5. Получить образование.

Дети под музыку из фильма-сказки А. Толстого «Буратино»  поют:

Кто с доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

И кто, не зная даже сам,

Но про права расскажет нам?

Сегодня кто поможет тут?

Скажите, как его зовут?

Дети хором: Бу-ра-ти-но!

Выходят Буратино и Мальвина.

Б: Узнали ли вы меня? Я герой сказки А. Толстого, а зовут меня…

Дети хором: Буратино!!!

М: И я тоже их этой сказки, а зовут меня…

Д: Мальвина!!!

Б: Вы уже знаете многое о правах детей, а в моей сказке эти права часто нарушались. Если мы это сегодня исправим, то к концу праздника сможем открыть волшебную дверь золотым ключиком.

М: Но ключик этот надо добыть, а для этого надо быть очень внимательными. В этих предложениях вам надо исправить ошибки.

— Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино не нарушил ее права на личную неприкосновенность.

— Буратино с «Азбукой» пошел в школу потому, что у него было право на образование.

— Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса не украли у него деньги, таким образом, не нарушили его права на личное имущество.

М: Вот золотой ключик и наш! А теперь вместе  отправимся в путь! И отправимся мы в Страну Дураков.

музыка из кинофильма.

Б: Мы в Стране Дураков и сейчас увидим, что здесь происходит, какие права здесь реализовывались.

1. Буратино идет в Страну Дураков, чтобы найти там убежище от преследований. (Право на защиту).

2. Буратино закапывает ночью свои денежки, а кот Базилио и лиса Алиса хотят их украсть. Какое право они нарушают? (Право на личное имущество).

3. Лиса Алиса и кот Базилио связали Буратино и повесили его вниз головой. Какое право они нарушили? (Право на жизнь).

М: Теперь и в Стране Дураков будут знать и уважать права человека, и в сказке восторжествует порядок! А мы вернемся на наш праздник.

Б: А из этого путешествия, Мальвина, я вынес одно очень хорошее право и всегда буду им пользоваться, вы все его тоже любите. Потому что это право на свободное время и …

Все хором: Игры и отдых!!!

М: Давайте прямо сейчас и поиграем! Игра называется «Солнечный зайчик». Сядьте, пожалуйста, все поудобнее и представьте, что весенний солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закрой их, а он побежал дальше по лицу, ласково погладь его ладошками: на лбу, на носу, на губах, на щеках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы его не испугать. Он забрался за воротник – погладь его там. Погладь и подружись с ним! Сохраним его рядом с собой до конца праздника.

Б: Знаешь, Мальвина, я понял, что все беды в Стране Дураков произошли со мной потому, что я взял «Азбуку» и не пошел в школу, не использовал свое право на развитие.

М: А давай предложим ребятам пофантазировать, чтобы могло быть, пойди ты в школу, послушался бы папу Карло. (Дети высказывают свои предложения).

Б: Да, теперь я вижу, что зря нарушил право на заботу папы Карло обо мне и не послушался его. Слушайте, детишки, советы ваших родителей!

М: Буратино, у нас есть ключик, давай скорее пойдем в страну Чудес!

М: Вот мы и в стране Чудес, где исполняются все права, давайте все вместе встанем , улыбнёмся друг другу и споем песню «Улыбка».

Б: Вот и все, ребята, мы уходим в свою сказку и желаем вам, чтобы вы знали о своих правах, и чтобы ваши права никогда не нарушались.

М: Но, не забывайте и о правах других людей! До свидания, до новых встреч!

                   Памятка

                                                           УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;
  • открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;
  • отдых на перемене;
  • помощь учителя в овладении знаниями;
  • участие во внеклассных мероприятиях;
  • поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

                                            УЧЕНИК ОБЯЗАН:

  • уважать окружающих его людей;
  • достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;
  • всегда выполнять домашнее задание;
  • участвовать в полезном труде;
  • беречь имущество класса и школы;
  • заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни

Песня «Улыбка»
От улыбки хмуpый день светлей,
От улыбки в небе pадуга пpоснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не pаз еще веpнется.

Пpипев:
И тогда навеpняка,
Вдpуг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скpипке...
С голубого pучейка
Hачинается pека,
Hу, а дpужба начинается с улыбки.
С голубого pучейка
Hачинается pека,
Hу, а дpужба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной
Пеpестанет плакать самый гpустный дождик.
Добрый лес пpостится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.

Пpипев:
И тогда навеpняка,
Вдpуг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скpипке...
С голубого pучейка
Hачинается pека,
Hу, а дpужба начинается с улыбки.
С голубого pучейка
Hачинается pека,
Hу, а дpужба начинается с улыбки.

От улыбки стане всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!

Пpипев:
И тогда навеpняка,
Вдpуг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скpипке...
С голубого pучейка
Hачинается pека,
Hу, а дpужба начинается с улыбки.
С голубого pучейка
Hачинается pека,
Hу, а дpужба начинается с улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 правил как научить ребёнка слушаться

Психика ребенка – это чистый лист, на который родители могут «записать» основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требова...

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА. Я ОСТАЛСЯ ДОМА ОДИН

Если ты остался один дома, не открывай посторонним людям дверь, даже если это твои соседи....

Классный час. Права и обязанности ребёнка

Знакомство детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. Способы их реализации...

Правила поведения, если ребёнок один дома. ( в стихах).

Стихи на важные темы по безопасному поведению в доме. Рекомендуется при прочтении и заучивании стихов использовать доступный наглядный материал....

Внеклассное мероприятие о правах и обязанностях ребёнка: "Лучше знать, чем догадываться"

10 декабря 213 года исполняется 65 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей Декларации прав человека. К этому событию и прурочено это внеклассное мероприятие....

Памятка для родителей учащихся «Правила организации выполнения ребёнком домашнего задания»

Следует транслировать своему ребёнку, что домашняя учебная работа является важным и необходимым трудом, обязанностью....

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....