Внеклассное мероприятие «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»
план-конспект занятия (3 класс)

Суетина Елена Константиновна

Методическая  разработка по теме «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»  в 3 классе представляет собой конспект занятий из серии внеклассных мероприятий по курсу «Морянка». Занятие  создано с целью: формирование интереса к истокам народного искусства, удовлетворение потребности детей в самовыражении,  сформировать у  детей младшего школьного возраста приемы лепки и элементы росписи каргопольской глиняной игрушки.                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suetina_e.k._konkurs_pedagogicheskih_proektov_moryanka.docx134.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боровская основная школа»

Архангельская область Шенкурский район д. Шипуновская

Номинация: Методический проект по курсу «Морянка»

Внеклассное занятие: «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки       Ульяны»

учитель начальных классов

Суетина Елена Константиновна

1 категория

Педагогический стаж  19 лет

Аннотация        

Методическая  разработка по теме «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»  в 3 классе представляет собой конспект занятий из серии внеклассных мероприятий по курсу «Морянка». Занятие  создано с целью: формирование интереса к истокам народного искусства, удовлетворение потребности детей в самовыражении,  сформировать у  детей младшего школьного возраста приемы лепки и элементы росписи каргопольской глиняной игрушки.                    

Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.  Яркий народный мастер — это Ульяна Ивановна Бабкина. Бабушка Ульяна переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Русские народные игрушки, согреты теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. В этом заключается актуальность и выбор тематики данной методической разработки. Привлекательность разработки в том, что занятие разработано с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в форме «Мастерская радости», что близко по духу обучающимся начальной школы. Обучающиеся смогут сами, своими руками создать глиняную игрушку, следуя этапам ее изготовления. Данное мероприятие рассчитано на 2 часа. (2 занятия)

Цели и задачи: Знакомство с творчеством У. И. Бабкиной. Обучать приемам лепки и элементам росписи глиняной игрушки. Углублять знания обучающихся о выразительности форм, приемам стилизации, особенностях образа в искусстве. Развитие интереса обучающих к традициям родного края, эстетического восприятия, преставление о северных народных промыслах, творческих способностях, воображения. Воспитывать уважение к труду народного мастера, интерес к изучению своего края, воспитание чувства гордости и патриотизма.

Планируемые результаты: 1. Понимание и правильное использование приемов изготовления глиняной игрушки.                                                                         2.Понимать и принимать учебную задачу, умение проявлять инициативу, самостоятельность, умение показать свои знания при изготовлении глиняной игрушки.                                                                                                               3.Отличать каргопольскую глиняную игрушку от других народных игрушек. 4.Понимание цели своих действий, умение осуществлять информационный поиск, умение добывать новые знания, умение осуществлять логические операции: сравнение, анализ, обобщение.

Средства обучения: А) Технические: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point Б) Раздаточный материал: 1.Глина (покупная) 2.Подкладные  листы 3. Стек 4. Акриловая белая краска 5. Клей ПВА 6. Гуашь 7. Кроссворды 5 шт., 8. Дерево-радости 9. Смайлики (веселый- грустный) – каждому

Расстановка парт: Расстановка парт: П-образная.

Литература:

1. «Морянка» Хрестоматия о русском Севере для чтения в начальных классах, Архангельск 2020 г.                                                                    

2. «Народные мастера Традиции, школы», под ред. М. А. Некрасовой, Москва, Изобразительное искусство, 1985 г.                                                                              

3. «Ульянины Сказы». Ульяна Бабкина  – народный мастер Каргополья и её глиняные игрушки. https://youtu.be/V8nONqbuKgo                                                             

4. https://studopedia.su/19_167833_kargopolskaya-glinyanaya-igrushka.html (стр. 22)

План занятия

1 занятие

этап 1. Организационно-мотивационный этап.  1 мин.

- Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так  что время не теряем,

И работать начинаем.

этап 2. Актуализации знаний.  3 мин.      

- Сегодня мы с вами отправляемся в мастерскую радости. А чтобы узнать, что же это за мастерская радости отгадайте загадку:

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой… (игрушки) (Слово вывешивается на доске)

- Ребята, а из каких природных материалов раньше изготавливали игрушки? (ответы детей)

- Отгадайте ребус и вы узнаете, какой природный материал  мы будем использовать для изготовления игрушки.

              «Рис. 1»

- Верно, это глина.

- Наша область богата запасами глины. Её добывают в карьерах. Глина это горная порода. Если глину размочить в воде, раскатать колбаской, свернуть в кольцо и она не потрескается – это хорошая глина. Из неё можно лепить игрушки, делать посуду, кирпичи и черепицу, а если их обжечь на огне – становятся твёрдыми и прочными.

- Перед вами еще два ребуса, разгадайте их и узнаете имя известной мастерицы нашего края:

 

          «Рис. 2»                                       «Рис. 3»

- Назовите мне имя известной мастерицы нашего края. (Ульяна Бабкина -вывешивается на доске)

этап 3. Постановка учебной задачи.  3 мин.

- А сейчас посмотрите на слова отгадки, которые я вывесила на доску (игрушки, глина, Ульяна Бабкина) и сформулируйте тему нашего занятия. (ответ детей – Глиняные игрушки Ульяны Бабкиной)

- Молодцы! Тема нашего занятия: «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны» (вывешивается на доску).

- И мы с вами отправляемся в мастерскую радости, чтобы своими руками создать то, что создавала Ульяна Бабкина.

- Давайте сформулируем цель нашего занятия. (Познакомиться с творчеством У. Бабкиной)

- С помощью опорных слов сформулируем задачи нашего занятия:

- Познакомиться…. (с глиняной игрушкой У. Бабкиной)

- Узнать… (о творчестве У. Бабкиной, о процессе изготовления глиняной игрушки, элементах росписи)

- Научиться… (изготавливать глиняную игрушку и расписывать её)

этап 4. Этап открытия новых знаний. 20 мин.

- Ульяна Ивановна Бабкина. Среди народных мастеров нашего времени имя ее одно из самых известных. Её произведения хорошо известны за рубежом.

Они хранятся сегодня в многочисленных частных коллекциях и в лучших музейных собраниях нашей страны. К ней приезжали художники искусствоведы, этнографы и писатели, шли много-численные туристы из самых далеких мест. Чем же так замечательна была мастерица и ее игрушки?

Жила Ульяна Ивановна Бабкина в деревне Гринево в 17 километрах от города Каргополя. Жила в отчей зимней избе с покосившимися от времени углами, кривыми стенами, маленькими подслеповатыми окнами даже тогда, когда почти все покинули деревню. Поднявшись по шатким ступеням через темные сенцы, попадаем  внутрь дома. Почти половину его занимала искусно сложенная печь, с большим зевом. В ней Ульяна стряпала, на ней грелась в долгие студеные зимы, на ее угольях обжигала игрушки. Сама Ульяна — маленькая, подвижная старушка с высоким лбом и веселыми, по-детски озорными глазами. Хоть и не велика ростом, да значительна. И ощущалось это, лишь только заговоришь с ней. Про нее говорили, что она с угощением готова и душу на стол выложить. Но когда грустила Ульяна, то на глазах становилась совсем маленькой.

Родилась Ульяна Ивановна Бабкина в 1888 году. Ее родители, деды и прадеды — все были крестьянами деревни Гринево. Основным занятием гриневцев было гончарство, развивавшееся издавна на основе местной глины. Из нее гончары делали кринки и жарёхи, корчаги и цветочники, пользующиеся большим спросом у населения. А для детской забавы лепили и красили игрушки. Для дома и на продажу. Изделия гриневцев расходились далеко за каргопольские пределы, их возили вниз по Онеге до самого устья, в Вельск, Пудогу, Шуньгу... [2, с.98].

- А сейчас мы с вами посмотрим фильм про Ульяну Бабкину. (https://youtu.be/V8nONqbuKgo   «Ульянины Сказы». Ульяна Бабкина –народный мастер Каргополья и её глиняные игрушки) (закончить просмотр на 12 мин)

- Мы с вами просмотрели фильм про народную мастерицу нашего края Ульяну Бабкину (слайд 1).

- А сейчас ребята подготовили для вас небольшие доклады об игрушках Ульяны Бабкиной.

1 докладчик: Один из любимых ее образов — «коровушка». Она лепила ее и приговаривала: «Губы сделаю коровушке толстые, чтоб травку щипала, рот большой, чтоб весело мычала. Рога — словно два полумесяца и вымячко полнехонько. У этой коровы много молочка — деткам на радость. Выкрашу ее черной, а голова белая будет. Ножки тоже почерню, копытца высветлю, на боках белые круги, а в них алые кресты наведу. Корову с крестом никто не достанет, эта корова знаменитая! (слайд 2)

2 докладчик: В творчестве Бабкиной часто встречается древний образ - получеловек, полуконь - Полкан. Мастерица изображает его наполовину бравым генералом: грудь крепкая, лицо круглое с окладистой бородой. А туловище - словно у коня и на ногах копыта. Легким росчерком кисти синей и красной краской румянила ему щеки, писала она бороду. На груди изображала лучистое солнышко (слайд 3).

3 докладчик: Но чаще темы произведений Бабкиной связаны с трудовыми буднями села, с народными веселыми праздниками. Это - то катания в лодках, то в санях. С задором, даже озорством лепила и красила мастерица «кадрили» с лихими гармонистами и танцующими парами (слайд 4,5).

Нередко глиняные игрушки изображают добродушных крестьянок с полными блюдами кренделей, хозяек с корзинами, нянек и «кормилиц» с младенцами на руках или сельских модниц с муфтами, в широкополых шляпах (слайд 6).

- А сейчас мы с вами познакомимся с процессом изготовления глиняной игрушки.

- Процесс изготовления глиняной игрушки не так прост, как может показаться с первого взгляда. К тому же он занимает длительное время, требует усидчивости. Внимания и воображения. Процесс изготовления делиться на несколько этапов (слайд 7,8).

1 этап - нужно собрать глину. Каргопольские игрушки лепят из красной глины. Делать это необходимо подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная. Из глины необходимо убрать весь мусор.

2 этап - глину следует смешать с водой и замесить ее словно тесто. Глина тогда готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

3 этап - самый главный – лепка. Сначала глину тщательно мнем, перемешиваем, чтобы получилась однородная глиняная масса. Для лепки не используются никакие инструменты. Главный инструмент - это руки мастера. Фигурка лепится из одного куска глины.  

4 этап - готовую игрушку сушат в течение нескольких дней, а потом обжигают в русской печи.

5 этап - Игрушку грунтуют. Если после обжига образовались трещины, то их заполняют мелким шамотным песком, смешанным с клеев ПВА. Грунтуют игрушку широкой мягкой кистью белым акрилом.

6 этап - Роспись игрушки. Роспись игрушки выполняется темперными поливинилацетатными красками, а также гуашью с добавлением клея ПВА. Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна. Элементы и цвета росписи связаны с древними мотивами. Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам. Если рассматривать цветовую гамму, то здесь преобладают такие цвета, как белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета.

Физкультминутка   (слайд 9)                                                                                                      Для здоровья, настроенья делаем мы упражненье:                                                        Руки вверх и руки вниз, на носочках поднялись

То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись.

этап 5. Этап изготовление игрушки.  16 мин.

- А сейчас мы с вами приступаем к процессу изготовления глиняной игрушки. Глина у нас уже есть, мы с вами используем покупную глину, кстати, такая глина не требует обжига, а только тщательную просушку. Для обжига природной глины  необходима температура 850-900 градусов.  Поэтому мы с вами начинаем с 3 этапа – лепка игрушки.

Сегодня мы с вами будем лепить каргопольского коня. Главное отличие каргопольской игрушки в том, что её выполняют из одного целого куска глины. В лепке коня участвуют все пальцы. Тонкие ножки лучше лепить тремя пальцами, голову четырьмя, а в лепке туловища участвуют все пальцы и ладонь  (дети выполняют лепку коня, согласно этапам (слайд 10).

1) Берем кусок глины с ладонь, тщательно его мнём и скатываем из него цилиндр.

2) Затем начинаем постепенно изгибать заготовку под прямым углом.

3) Короткая вертикальная часть в дальнейшем превращается в шею и голову коня.                    

4) Более длинную горизонтальную  часть изгибаем дугой - это будет туловище нашего коня.

5) Стеком делаем глубокие надрезы с двух сторон горизонтальной дуги.

6) Из надрезов формируем передние, задние ноги коня и хвост.

7) Ну а сейчас вытягиваем голову и гриву. И последними формируем уши. Наш конь готов.

этап 6. Этап подведения итогов.  2 мин.

- Посмотрите, какие красивые получились у вас фигурки. Но, что еще мы должны сделать? (ответы детей: высушить и покрасить).

- На следующем занятии мы с вами раскрасим наши игрушки.

- Давайте подведем итог нашего занятия:

- Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

- А чему научились? (ответы детей)

- Наше занятие сегодня называлось: «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны». Перед  каждым из вас лежат два смайлика: грустный и весёлый - поднимите тот, смайлик, какое у вас настроение вызвало сегодняшнее занятие.                                                                                        

На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается, встретимся в нашей мастерской через неделю.

План занятия

2 занятие

этап 1. Организационно-мотивационный этап.  1 мин.

- Настроение у нас отличное, а улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра, нам занятие начинать пора.

                          этап 2. Актуализации знаний.  7 мин.

- Давайте вспомним тему нашего прошлого занятия (ответы детей: «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»).

- Сейчас вы поработаете в группах. У каждой группы дан кроссворд, ваша задача отгадать кроссворд. Группа которая справится поднимает руку. (работа в группах) (Приложение 1) (проверка кроссворда на доске)

этап 3. Этап открытия новых знаний. 12 мин.

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с символикой цвета и элементами росписи каргопольской глиняной игрушки (слайд 11).

Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый – символ солнца, света, радости.

Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы и славы.

Зеленый – символ жизни, земли и пашни.

Синий – символ цвета неба.

Черный – символ горя, зла, неправды. 

Мотивы орнамента в каргопольской игрушке несложны, невелико и их число: большие кресты и круги, вписанные одни в другие, и иногда ромбы тоже с крестом внутри. Все это солнечные знаки. Так, круг символизирует дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери-сырой земли», крест говорит о том, что светит оно на вольный свет (на четыре сторонушки) [4, с.22] (слайды с 12 по 19).

- Прежде, чем переходить к росписи наших игрушек, давайте закрепим знания об элементах росписи каргопольской глиняной игрушки. Работать вы будете в парах. У каждой пары есть листочек с заданием, вы должны найти соответствие (Приложение 2) (проверка на доске).

Физкультминутка (слайд 20)

Дружно встанем мы опять, (поднимаем руки вверх, соединяя, как круг)

Будем в солнышко играть (наклоняемся вправо и влево

Мы  - веселые лучи (вытянуть руки вперед, сдвигая и раздвигая пальцы)

Мы – ярки и горячи (поворачиваем ладони вверх),

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем и разжимаем кулачки)

Будем дружно рисовать (садимся).

этап 4. Этап раскрашивание игрушки. 22  мин.

- А сейчас мы с вами приступаем к следующему этапу:

5 этап – Игрушку грунтуют. Если после обжига образовались трещины, то их заполняют мелким шамотным песком, смешанным с клеев ПВА. Грунтуют игрушку широкой мягкой кистью белым акрилом (грунтование игрушки).                            

Наши игрушки подготовлены и вот теперь мы переходим к  6 этапу – роспись игрушки  (роспись игрушки).

этап 5. Этап подведения итогов.  3 мин.

- Посмотрите какие замечательные получились у нас игрушки. Теперь вы настоящие народные мастера. Пусть ваши игрушки из нашей мастерской радости дарят вам и всем вашим близким радость.                                  

- Скажите, что нового вы узнали в нашей мастерской радости? (ответы детей).              

- А чему научились? (ответы детей).                                                              

В нашей мастерской радости есть дерево- радости: с прошлого занятия у вас остались по два смайлика (веселый и грустный), те, кому понравились наши занятия и вы остались довольны,  можете передать свою радость нашему дереву, повесив на него веселого смайлика (дети весят смайликов).                        На этом наше занятие подошло к концу (слайд 21).

Приложение 1

Кроссворд

  1. Фамилия известной мастерицы глиняной каргопольской игрушки.                                                    2. В какой деревне жила Ульяна Ивановна.                                                                                           3. Каким ремеслом занимались родители, деды и прадеды Ульяны Ивановны.                                                                                                                4.  Как звали сестру Ульяны Ивановны, после смерти которой,  остался на попечении сын-малютка.                                                                                                                                                    5. Один из любимых образов Ульяны Ивановны.                                                                                          6.  Каким цветом раскрашивала Ульяна Ивановна осенью свои игрушки.

3

о

н

2

ч

р

1

а

б

к

и

н

а

р

н

6

с

ё

о

т

в

л

в

4

л

ь

г

а

5.к

о

р

о

в

а

т

и

с

т

ы

м

                                                                                                                                                                         

                                             

Приложение 2

Красный цвет

символ солнца, света, радости

Ёлочка

Жёлтый цвет

Кресты

символ огня, красоты, здоровья, силы и славы.

Солнце

Овал →


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Цвета. Игрушки. Игры."

Презентация к внеклассному мероприятию по английскому языку для 1 класса школ с углубленным изучением иностранных языков к учебнику Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. Тема внеклассного мероприятия "Цве...

Внеклассное мероприятие "Пусть радость сверкает в глазах наших мам!"

Мероприятие проводилось в конце ноября,когда в России отмечается праздник"День матери"...

Внеклассное мероприятие "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Внеклассное мероприятие "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"...

Внеклассное мероприятие "Пасхальная радость"

Внеклассное мероприятие "Пасхальная радость" для 1-2 класса. Это мероприятие посвящено празднованию Светлого Христова Воскресения....

Внеклассное мероприятие-мастерская для учащихся 8–9-х классов "Активная доброта» воспитатель пансиона «Орбита»

Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов - милосердия.Задачи:·         создание творческой  психологически комфортной атмосф...

Внеклассное мероприятие "Ладошки радости".

Мероприятие было проведено в рамках  внеурочной деятельности кружка "Моя семья"."....