Формирование культуры общения у подростков, воспитывающихся в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
консультация

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях: как спорить, не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, общаться по телефону, знакомиться и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiroanie_kultury_obshcheniya.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

                Формирование культуры общения у подростков,

воспитывающихся в условиях   учреждений для детей-сирот и

         детей, оставшихся без попечения родителей.

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях: как спорить, не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, общаться по телефону, знакомиться и т.д.

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами как приветливость, добросердечие, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать культуру общения у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, это поможет их быстрейшей социальной адаптации. Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им положительный личный пример. Подражая взрослым, ребенок без труда освоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной.

Психологически подготовленный к общению человек - это тот, кто хорошо усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияния. Что касается средств общения у воспитанников детского дома, то они не соответствуют мотивам и потребностям. Экспрессивно-мимические средства общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство - речь. Однако речь их отличается весьма бедным содержанием и лексико - грамматическим составом, да и контакты детей в детском доме выражены слабее, чем в семье.

Дети-сироты многим отличаются от своих семейных сверстников. Главной отличительной чертой является состояние общего психического развития: часты случаи замедления темпов развития, невысокий уровень интеллектуального развития, неразвитость воображения, слабое выражение эмоций, низкий уровень контроля собственного поведения. Дети-сироты ведут себя не всегда адекватно: многие из них раздражительны, обидчивы, агрессивны, склонны к конфликтам, резкой смене настроения. Все это полностью или частично является следствием недостатка общения. В связи с этим, контакты со сверстниками как семейными, так и сиротами, можно считать одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка

Прежде всего, на характер общения сирот между собой влияет тот факт, что они все время живут вместе, находятся в одной и той же группе. Это придает отношениям в группе черты семейных отношений, что поддерживает воспитанников в трудных ситуациях, удовлетворяет потребность в эмоциональных переживаниях и чувстве защищенности.

Проблема в том, что подобное общение затрудняет развитие коммуникативных навыков, осложняет контакты со сверстниками: воспитанники детских домов делят окружающих на «своих» и «чужих», замыкаются в себе, устают от постоянного присутствия в группе.

У детей-сирот, такие черты общения как не эмоциональность разговоров, скудность их содержания, проявляется с самого раннего детства. Многие из ребят скрытны, редко переживают за своих товарищей. Довольно часто бывает даже так, что нельзя назвать полноценным общением контакты братьев и сестер, живущих в одном учреждении.

Вследствие быстрой утомляемости детей друг от друга, ребята часто конфликтуют, применяя при этом агрессивные обвиняющие реакции или примитивные реакции самозащиты. Исследования показали, что, что у детей из семьи агрессивные реакции, направленные на окружающих, равны числу реакций самообвинения. Дети-сироты направляют обвинение на других людей в 3 раза чаще, чем на себя.

Наши дети учатся в школе вместе с ребятами из семьи и у каждого есть возможность  проявить себя, доказать себе и окружающим, что он такой же как все, а может и лучше. Общаясь со сверстниками, ребята из детских домов набираются жизненного опыта, учатся видеть не только свои проблемы, испытывая при этом различные эмоциональные состояния.

Рассмотрим \характерные черты поведения детей подросткового возраста.

 В этот период своего развития очень многие люди сталкиваются с трудностями в общении, а воспитанникам учреждений сложнеевдвойне. Их взаимоотношения со сверстниками характеризуется иногда слишком поверхностными переживаниями, а иногда, напротив, чересчур сильной впечатлительностью. Завязывая новые знакомства, подростки-сироты стремятся поставить себя так, чтобы за них все решали, часто принимают роль подчиненного. Уже после недолгих разговоров с воспитанником детского учреждения становится очевидным неадекватность самооценки. Такой подросток, с одной стороны, может чувствовать себя лишним в любой компании, ненужным никому, а с другой стороны, считать, что все окружающие должны исполнять любое его желание. Активное общение сирот со сверстниками подобных себе не просто удовлетворяет потребность в общении, но и помогает подростку понять, что он не одинок, что есть люди с такими же проблемами, как и у него, и есть те, которым нужна его помощь, сочувствие.

Ребята, лишенные семьи, имеют специфические жизненные ценности, представления о счастье. У тех, кто с  детства рос без родителей, преобладающим критерием счастья является наличие таких благ, как вкусная пища, красивая одежда. Они редко называют необходимыми для счастья хорошие отношения с окружающими, дружбу. В пересмотре ориентиров детям-сиротам могут помочь дружеские отношения со сверстниками из семьи. Перенимая ценности своих друзей, сироты осознают важность человеческих отношений, стараются сохранить их.

Неудовлетворенности общения свойственно проявляться в ощущении беспомощности. Подросток склонен чувствовать себя неспособным справиться с проблемами самостоятельно, но и обратиться за помощью тоже нелегко. Депрессивное состояние сирот практически всегда связанно с определенными проблемами (сложности в отношениях с педагогами, с одноклассниками, ребятами из группы детского дома). Подростки, недавно потерявшие родителей, испытывают особенно острое состояние беспомощности, теряют жизненные ориентиры, им крайне сложно представить будущее.

Острая нехватка общения со сверстниками в подростковом возрасте проявляется во взрослой жизни воспитанников детских домов. Одна из самых приметных особенностей - неумение общаться с людьми вне учреждения, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Уже во взрослой жизни сиротам крайне сложно понять проблемы даже близких друзей, в общении с ними преобладают мотивы удовлетворения собственных желаний, без отдачи. Все это приводит к безответственности поведения, безразличие к судьбе окружающих.

Среди сверстников дети-сироты, а впоследствии и взрослые люди, имеют мало товарищей, их дружба непродолжительна чаще всего из-за неадекватной самооценки. Отчужденность характерна и с обществом в целом. Это мешает выпускникам детских домов быть принятым обществом, следовать его нормам. По этой же причине им не удается быть активными членами общества, доминирует желание остаться незамеченными.

Дети-сироты имеют отклонения в эмоционально-волевой сфере. Следует ожидать: повышенную тревожность, эмоциональную напряженность, психическое утомление, эмоциональный стресс, повышенную чувствительность к препятствиям, неготовность преодолевать трудности, отличие от семейных школьников, сниженные потребности в достижениях и успехе, отсутствие амбиций, наличие повышенной агрессивности, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, чрезмерную импульсивную активность, эмоциональную холодность, уход в себя, пассивность, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватную самооценку.

Напомним, что неполнота эмоциональной жизни в  учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это, тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе в целях привлечения к себе внимания при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Эффективность общения во многом зависит от одной из составляющих продуктивного общения – культуры поведения.

Правила культурного поведения содержат предписания о том, как надо вести себя в определенном месте: в школе, дома, в гостях, в общественных местах и т.д. Кроме того, ребёнку приходится овладевать и общими правилами, связанными с культурой внешнего вида: личная гигиена, аккуратность. С культурой общения между людьми: культура речи, вежливость, обязательность. Конкретных правил много, однако в жизни всегда может создаться такая ситуация, которая не встречалась детям, когда они учились как надо вести себя. Поэтому очень важно учить ребёнка и конкретным правилам поведения, и умению находить правильный способ поведения в той или иной обстановке на основе уже известных правил. Надо специально обратить внимание на то, чтобы помочь ребёнку перенести известные ему правила в новую ситуацию. Необходимо рассказывать и одновременно показывать, как надо следовать этим правилам в разных условиях.

 Мы воспитательи  прививаем навыки культурного поведения детям с раннего возраста.  Учит детей правилам, связанным с личной гигиеной, внешним видом, умением вести себя за столом. Воспитанникам детского дома необходим постоянный контроль, так как дети самостоятельно не желают выполнять эти требования. Необходимо выработать у них привычку утром умываться, чистить зубы, расчесывать волосы..

 Многие подростки часто игнорируют правила культурного поведения и не соблюдают элементарных правил приличия . Эта причина, незнание правил, легко устранима. Можно предложить несколько сюжетно-ролевых игр на темы «Мы идем в театр», «Приходите в гости к нам», «Подарок», «Я моя семья» и т.д.

Занятия следует строить так, чтобы ребята свободно выражали чувства, мнения, вместе с педагогом переживали сложные моменты игры. Отмечено, что характерная особенность человека - стремление к совместному переживанию. Воспитателю для установления эмоционального контакта необходимо вникнуть в переживания своего подопечного, так как подростки склонны к взаимодействию с тем человеком, в котором находят выражение таких же чувств, как и у них самих. Отметим, что все чувства переживаются острее, когда переживаются сообща. Поэтому эмоционально привлекательная атмосфера общения является важнейшим компонентом занятий и ее создание в группе становится важной задачей.

Острая нехватка общения со сверстниками в подростковом возрасте проявляется во взрослой жизни воспитанников детских домов. Одна из самых приметных особенностей - неумение общаться с людьми вне учреждения, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Уже во взрослой жизни сиротам крайне сложно понять проблемы даже близких друзей, в общении с ними преобладают мотивы удовлетворения собственных желаний, без отдачи. Все это приводит к безответственности поведения, безразличие к судьбе окружающих, и вместе с этим нежелание делить близких людей с кем бы то ни было.

Среди сверстников дети-сироты, а впоследствии и взрослые люди, имеют мало товарищей, их дружба непродолжительна чаще всего из-за неадекватной самооценки. Отчужденность характерна не только взаимоотношениям сироты со сверстниками, но и контактам с обществом в целом. Это мешает выпускникам детских домов быть принятым обществом, следовать его нормам. По этой же причине им не удается быть активными членами общества, доминирует желание остаться незамеченными.

Учитывая все вышесказанное, нельзя не заметить, что в подростковый период общение с ребятами своего возраста накладывает отпечаток на формирование личности, на социальное положение, на дальнейшую взрослую жизнь.

Дети-сироты имеют отклонения в эмоционально-волевой сфере. Следует ожидать: повышенную тревожность, эмоциональную напряженность, психическое утомление, эмоциональный стресс, повышенную чувствительность к препятствиям, неготовность преодолевать трудности, отличие от семейных школьников, сниженные потребности в достижениях и успехе, отсутствие амбиций, наличие повышенной агрессивности, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, чрезмерную импульсивную активность, эмоциональную холодность, уход в себя, пассивность, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватную самооценку.

Напомним, что неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это, тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе в целях привлечения к себе внимания при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

Помощь детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей в профессиональном самоопределении.

Выбор профессии-один из важнейших жизненных выборов,совершаемых человеком в юном возрасте,так как,выбирая профессию,он выбирает и образ жизни....

Презентация на тему: " Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Данная презентация представляет собй модель психологического сопровождения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. Приемлима в работе соц педагогов и работников....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...