“Мир слова: всему название дано”
рабочая программа (1 класс)

Монастырева Светлана Григорьевна

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 

Содержание и методы обучения курса “В мире слов ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_slov_1-_b.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к дополнительной общеобразовательной программе,

утверждённой приказом № 591-0 от «30 » августа 2023 г

Программа курса внеурочной деятельности

интеллектуального направления

“Мир слова: всему название дано”

Автор-составитель:

Монастырева Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Рассчитана на детей 7-8 лет

Срок реализации программы: 1 год

с. п. Салым

2023-2024

         Пояснительная записка

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Мир слова: всему название дано”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Содержание и методы обучения курса “В мире слов ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Актуальность деятельности 
         Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные занятия. Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Практическая значимость «Удивительный мир слов» – программа внеурочной деятельности для младших школьников, в содержании которой рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Цель реализации программы :

знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения и формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развитие умения  пользоваться  разнообразными словарями.

 Особенности программы  «Мир слова: всему название дано »

Объектом изучения являются язык и речь. В основное содержание  рабочей программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса внеурочной деятельности включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,  лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание рабочей программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел рабочей программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса внеурочной деятельности в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные,  познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса “ Мир слов: всему название дано ”  адресована обучающимся 1 класса. Общее число в год- 33. Число занятий  в неделю -1 час. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

 Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника.

Планируемые результаты освоения курса

        В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё  отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные  результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные  результаты 

Обучающиеся должны знать:

-отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
-признаки гласных и согласных звуков;
-буквы русского алфавита;
-родственные  слова;                                                                                                                

-антонимы, синонимы, многозначные слова.                                                                                        

Обучающиеся должны уметь:

-правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов;
-делить слова на слоги;                                                                                                  

-подбирать родственные слова;
-объединять слова в группы;
-проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;
-составлять текст по вопросам учителя;                                                                                      -работать со словарями.

Содержание курса

1 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Звуки и слова.

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Правильное ударение и произношение слов.

  Азбука, прошедшая сквозь века

Как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и  заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Лексическое богатство языка

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Знакомство с орфографическим словарем русского

языка.

Толковый словарь живого великорусского языка  В.И. Даля.

  Как появляются слова

История происхождения слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Секреты правильной речи

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

Употребление слов в прямом и переносном значении.

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова- синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов.

Использование фразеологизмов в речи.

Использование устаревших слов.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Учебно – тематический план

дополнительной образовательной программы «Мир слова: всему название дано»

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

Мир полон звуков

6

3

3

Азбука, прошедшая сквозь века

3

1,5

1,5

Лексическое богатство языка

4

2

2

Как появляются слова

7

3,5

3,5

Секреты правильной речи

13

6,5

6,5

Итого

33

16,5

16,5

                               

Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Раздел программы, тема

Всего часов

Количество часов

Практика

Теория

1 четверть (9ч)

1

01.09

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

1

0,5

0,5

2

08.09

Для чего служит человеческая речь?

1

0,5

0,5

3

15.09

Звуки и слова.

1

0,5

0,5

4

22.09

Такие разные гласные и согласные.

1

0,5

0,5

5

29.09

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

1

0,5

0,5

6

06.10

Правильное ударение и произношение слов.

1

0,5

0,5

7

13.10

Как появились буквы современного русского алфавита.

1

0,5

0,5

8

20.10

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и  заставок, слов и предложений).

1

0,5

0,5

9

27.10

Как появилась буква «Ё».

1

0,5

0,5

2 четверть (8ч)

10

10.11

Как выбирают имя человеку?

1

0,5

0,5

11

17.11

Как улицы получают свои названия?

1

0,5

0,5

12

24.11

Знакомство с орфографическим словарем русского языка.

1

0,5

0,5

13

01.12

Толковый словарь живого великорусского языка  В.И. Даля.

1

0,5

0,5

14

08.12

История происхождения слов.

1

0,5

0,5

15

15.12

Корень — главная часть слова.

1

0,5

0,5

16

22.12

Группы однокоренных слов.

1

0,5

0,5

17

29.12

Механизм образования слов с помощью суффикса.

1

0,5

0,5

3 четверть (9ч)

18

12.01

Группы суффиксов по значению.

1

0,5

0,5

19

19.01

Механизм образования слов с помощью приставки.

1

0,5

0,5

20

26.01

Группы приставок по значению.

1

0,5

0,5

21

02.02

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

1

0,5

0,5

22

09.02

Исправление ошибок в словоупотреблении.

1

0,5

0,5

23

16.02

Многозначные слова.

1

0,5

0,5

24

01.03

Употребление слов в прямом и переносном значении.

1

0,5

0,5

25

15.03

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова- синонимы.

1

0,5

0,5

26

22.03

Стилистическая окраска слов.

1

0,5

0,5

4 четверть (7ч)

27

05.04

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

1

0,5

0,5

28

12.04

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

1

0,5

0,5

29

19.04

Слова исконно русские и заимствованные.

1

0,5

0,5

30

26.04

История возникновения фразеологизмов.

1

0,5

0,5

31

03.05

Использование фразеологизмов в речи.

1

0,5

0,5

32

17.05

Использование устаревших слов.

1

0,5

0,5

33

24.05

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

1

0,5

0,5

ИТОГО

33

16,5

16,5

Оборудование

Для осуществления образовательного процесса по Программе «В мире слов» необходимы следующие  принадлежности:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор;
  • набор ЦОР по русскому языку.

Литература

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2009 г.
  2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2012г.
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2010 г.
  5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  6. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".

Цель урока -  ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами  К и И. Упражнение ...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Всему название дано!

Данный урок разработан по УМК "Гармония" для 3 класса...

Всему название дано

Урок русского языка в 3 классе. Повторение....

Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов – действий.

Методическая разработка урока по русскому языку...