Классный час "Знай свои права"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Николаевна Чезыбаева

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными правами человека.
  2.  Применить полученные знания в игровой деятельности.
  3. Способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_znay_svoi_prava.docx21.92 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_znay_svoi_prava.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «ЗНАЙ СВОИ ПРАВА».

Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с основными правами человека.
  2.  Применить полученные знания в игровой деятельности.
  3. Способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

Ход занятия

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА  Классный руководитель.  Там – Там.  Мне – Мне.

(1-й слайд) Классный руководитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с правилами, которые определяют, как можно поступать человеку и как нельзя. Эти правила называются правами человека. Посмотрите, пожалуйста, сценку про это, как эти права появились в жизни людей.

(2-3-й слайды) Рассказ « Как появились права человека».- инсценировка или чтение по желанию учителя.

(4-й слайд) Пр №1. Каждый должен соблюдать правила

На острове часто происходили ссоры и драки между жителями. Одни пытались выгнать с острова других. Говорили, что им не место среди жителей острова. Поэтому было принять второе правило о том, что все люди равны в своих правах.

 Правило №2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по – братски.

 Там – Там. Недавно жена моего соседа не разрешила сыну учиться делать лук для охоты. Она сказала, что этому учиться не обязательно, отец сделает лук ему сам. И мы начертали следующее правило об образовании

Пр №3.  Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности.

Мне – Мне. А я слышал, как ругались два соседа. Один сосед заставлял другого пойти с ним на охоту  и говорил, что от нее больше пользы, чем от какого – либо другого труда. А сосед настаивал на рыбалке – рыба полезнее и вкуснее, а охота – это напрасный труд. В результате они поссорились и подрались. Поэтому было придумано четвертое правило о праве на труд.

Правило №4.  Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.

Там –Там. Три дня тому назад меня хотели побить за то, что забыл слова нашей охотничьей песни. Ведь это не преступление, и никто из вас не хотел бы оказаться на моем месте?! Все согласились и приняли пятое правило – против бесчеловечного обращения.

Пр №5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

Мне – Мне. А как- то раз вождь племени расправился с одним из жителей острова: связал бедняге руки, ноги и целый день продержал его в своей пещере, пока арестованный не пообещал принести вождю убитого лося. После этой истории было начертано правило шестое – о произвольном аресте.

Правило №6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Там – Там. А к нам  в дом вчера заскочила соседка, даже не спросив разрешения войти. Она стала кричать, ругаться, бить нашу посуду. А все из – за ссоры на улице наших детей. В такую ситуацию не хотел попасть никто из жителей острова, и мы приняли седьмое правило. – о неприкосновенности жилища.

Правило №7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательств на честь и репутацию.

Мне – Мне. И еще одно, восьмое , правило было принято на Совете в тот вечер – о владении имуществом.  Очень часто жители острова пытались отобрать личные вещи, скот у своих соседей, потому что завидовали им и хотели иметь то же самое.

Правило №8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать имущества.

 Классный руководитель. Уже под утро жители острова разбрелись по своим хижинам. Они были радостны и счастливы. Теперь они были уверены, что жизнь их станет спокойной и мирной, ведь у них есть свои правила – законы, которые все будут знать и выполнять. Так и было. Шли годы. Уже не стало Мне- Мне и Там – Тама. Поколения людей сменяли друг друга. Правила, придуманные в тот вечер на острове, дополнялись новыми.

  (5 -6 -й слайды) Что же такое право?

   Мы  с вами теперь  знаем, по каким правилам должны жить люди, чтобы всем было хорошо. Но и сейчас иногда, к сожалению, эти правила (права) нарушаются.

                                                         ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(7-9-й слайды). Детям предлагается в отрывке из сказки (литературного произведения) найти случай нарушения прав человека, вспомнить правило и придумать выход из затруднительной ситуации.

(10-й слайд). В каких сказках нарушены правила?  («Теремок». Русская народная сказка.-правило №7, А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». – правило №3)

(11-й слайд). Ребятам требуется собрать разрезную картинку, определить, из какой она сказки, и соотнести с одним из правил.

Классный руководитель. Молодцы, ребята!

  (12-й слайд). 10 декабря 1948 года был принят документ, который назывался «Всеобщая декларация прав человека». Она насчитывала более 30 статей – правил. Среди них и те восемь правил, которых было достаточно древним людям. Декларация ООН для всех стран мира.

(13-й слайд). А в России был принят закон – Конституция, который определяет права и обязанности граждан России. Принят он 12 декабря 1993 года.

 А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть.

(14-й слайд). В мире существует документ, защищающий права детей. Этот документ был принят 20 ноября 1989 г. И называется Конвенция о правах ребенка.

Познакомимся с основными правами ребёнка: (16-21 слайды)

(Учитель читает права, дети читают стихи и комментируют условные знаки)

Посмотри на этот знак:
Человек здесь поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить —
Это разрешается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить —
Это разрешается.

И как сказал К.Маркс … ( 22- слайд)
Какие обязанности у вас школьников?
(23-24-й слайды) Учащиеся читают права цепочкой.

Классный руководитель. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.(25-й слайд)

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и... (
внимательным).

Все пиши, не отставая,
Слушай... (
не перебивая).

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все... (
понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку
... (поднимать).

На математике считают,
На перемене... (
отдыхают).

  • Будь прилежен на уроке.
    Не болтай: ты не... (
    сорока).
  • Если друг стал отвечать,
    Не спеши... (
    перебивать).
  • А помочь захочешь другу —
    Подними спокойно... (
    руку).
  • Знай: закончился урок,
    Коль услышал ты... (
    звонок).
  • Когда звонок раздался снова,
    К уроку будь всегда... (
    готовым).
  • Чтоб не тревожились врачи.
    На переменах не... (
    кричи)
  • (26-й  слайд) – Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)
    – Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?
    (Декларация прав ребёнка)
    – В каком документе записаны права и обязанности граждан России?
    (Конституция)

Вывод: (27 –й слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА Цель: объяснить, что означает понятие «право»; ознакомить с Декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; формировать представление о правах и обязанностях школьника; развивать чувства человеческого достоинства; воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство.

Слайд 2

Как появились права человека

Слайд 3

Давным - давно, миллионы лет назад, на Земле появились люди. Они строили жилища, разводили скот, обрабатывали землю. На древнем острове жило племя. Два жителя этого племени были большими друзьями. Одного звали Там- Там, а другого Мне - Мне. Однажды встретились они под древним деревом. - Послушай, Там - Там, - сказал Мне - Мне, - меня мучает один вопрос. Почему люди на нашем острове так часто ссорятся друг с другом, воюют, вступают в драки? И каждый из них думает, что он прав. - Наверное, мой друг, - ответил Там - Там, - это оттого, что нет на нашем острове единых правил, которые знали бы все жители острова., соблюдали и могли бы ими пользоваться. Похоже, вечером нужно собраться нашему Совету племени и придумать эти правила. Поздним вечером вокруг костра собрался Совет острова. Все участники согласились с Там - Там и Мне - Мне. Не один час прошел в беседах, переговорах, прежде чем на древнем острове появились свои правила. Эти правила люди начертали на большой горе и назвали ее «Правильная гора»

Слайд 4

1.Каждый должен соблюдать правила. 2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по – братски. 3. Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности. 4. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда. 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному Обращению. 6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. 7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательств на честь и репутацию. 8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.

Слайд 5

ПРАВО- ЭТО ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ЖИВУТ ЛЮДИ; ЭТИ ПРАВИЛА ОХРАНЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ; ЭТИ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЯЮТ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ.

Слайд 6

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ ПРАВАМИ И КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

Слайд 7

1- е задание Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Только бедного безобразного утенка – того, что вылупился позже других, - обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками. Решительно все – утки и куры. Больно уж велик! – говорили они. Все гнали беднягу, даже братья и сестры кричали на него: Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный! А мать добавляла: - Глаза бы мои на тебя не глядели!

Слайд 8

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Почему ты, Заинька, плачешь? Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной ее избушка Растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки и выгнала.

Слайд 9

Сказка А. Толстого « Золотой ключик или Приключения Буратино». Кот Базилио и лиса Алиса нагнали Буратино и решили повесить его вниз головой. Привязали с ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке… Они сели под дубом, протянули мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые…

Слайд 10

2- е задание

Слайд 11

3- е задание « Морозко» Русская народная сказка. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Ш. Перро. «Кот в сапогах».

Слайд 12

10 ДЕКАБРЯ 1948 ГОДА ПРИНЯТА ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ) ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 13

В России 12 декабря 1993 года был принят свой закон – Конституция , который определяет права и обязанности граждан России

Слайд 14

В мире существует документ, защищающий права детей. Этот документ был принят 20 ноября 1989 г. и называется Конвенция о правах ребенка.

Слайд 15

ПРАВА РЕБЁНКА

Слайд 16

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА СВОЁ МНЕНИЕ И НА СОБРАНИЯ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ

Слайд 17

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, ПРАВО НЕ ПОДВЕРГАТЬСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ.

Слайд 18

Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Слайд 19

Дети имеют право на медицинский уход, творческое выражение, отдых.

Слайд 20

Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы.

Слайд 21

Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Слайд 22

«НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ, НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ» К. МАРКС

Слайд 23

ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников). Культурно вести себя в классе, школе и за её пределами. Ходить опрятными. Выполнять устав школы в котором…

Слайд 24

УСТАВ ШКОЛЫ Учащиеся обязаны: -выполнять домашнюю работу; -иметь на уроках тетради, учебники, письменные принадлежности; -записывать домашнее задание в дневник; -посещать все уроки; -ходить по школе в сменной обуви, поддерживать чистоту и порядок в школе; -выполнять требования дежурных по школе. Учащимся запрещается: -приносить посторонние вещи; -играть на деньги; -продавать всякого рода вещи или менять их; -нарушать правила техники безопасности; -всякое подстрекательство к дурному поступку; -употребление в речи неприличных слов и выражений; -запрещаются драки или иные злоупотребления силой.

Слайд 25

ИГРА «СОЧИНИ СТИХОТВОРЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ»

Слайд 26

Как называется документ, в котором записаны права человека? Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? В каком документе записаны права и обязанности граждан России? Декларация прав человека Декларация прав ребёнка Конституция России

Слайд 27

Права ребёнка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. УДАЧИ ВАМ, ДРУЗЬЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знай свои права"

Презентация к классному часу, посвященному Дню Конституции РФ. Этот материал можно использовать на уроках истории и окружающего мира....

классный час ко Дню Конституции "Как важно знать свои права"

Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.2. Помочь детям осознать, что нет прав ...

"Если каждый будет знать свои права, он не будет нарушать права другого".

Проава человека, а тем более ребёнка - это законы, которые никто не вправе нарушать. Каждый человек , в том числе и ребёнок должен знать свои права....

Ребенок имеет свои права

Заключительное занятие по проекту «Ребенок имеет свои права»Цель:         - познакомить детей с их правами, отработать бесконфликтные способы отстаивания с...

классный час "Знай и соблюдай свои права и обязанности!"

классный час носит онформативный характер, знакомит учащихся с их правами и обязанностями...

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВСАМЫЕ ПЕРВЫЕ СОВЕТЫ- Прежде чем написать, позвонить или непосредственно обратиться в какую-либо организацию, чтобы проконсультироваться, внимательно подумай и определ...

Классный час "Как важно знать свои права"

классный час о правах ребенка...