Статья про роль игрушек в воспитании
занимательные факты

Платонова Дарья Андреевна

Статья про роль игрушек в воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushek.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль народных игр и игрушек в воспитании детей и

подростков

1. Какова роль национальной игрушки в воспитании подрастающего

поколения.

Наряду с национальными играми на протяжении многовековой истории человечества в мир культуры своего народа вводили ребенка и национальны игрушки. По мнению Е.А. Покровского ученого-педагога, исследователя детских игр и игрушек, игрушки были первыми средствами воспитания, именно они давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума ребенка. Правда и простота, выразительность и целесообразность, стремление отобразить окружающую действительность наделяло игрушку следующими педагогическими качествам: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила овладевать основными видами труда взрослых. В народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым.

Именно народная игрушка, наполненная традициями национального искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

2. Обоснуйте воспитательный потенциал филимоновской игрушки.

Филимоновская игрушка, родом из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области (появилась около 700 лет назад). Традиционные сюжеты филимоновской игрушки — это барыни, крестьянки, а также животные - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить. Ребенок в филимоновской игрушке, видит не только забаву, веселые, тонко подмечены сценки из жизни, отраженные в игрушке, пробуждает его творчеству, желанию придумать историю из деревенской жизни.

3. Как народные игры способствовали физическому воспитанию детей

и подростков?

Подвижные игры способствуют развитию силы, ловкости, выносливости – это самое древнее средство физического воспитания детей, подвижные игры всегда связаны с положительным эмоциональным настроем и поэтому 3 помогают подрастающему человеку быстро и легко освоить важные жизненные функции.

В любой игре ребенок учится соотносить свое поведение с правилами игры, приобретает опыт общения с партнерами по игре, независимо от их социального статуса и возраста, учится оценивать свое поведение, делать выводы. В этом смысле каждая игра выступает стартовой площадкой для освоения ребенком социальных ролей, формирования у него миропонимания, выполняя различные функции, являясь важнейшим средством формирования и закрепления нравственных чувств, привычек и норм, определяющих поведение людей, игра выступает естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения и взаимопонимания.

4. Какова роль игр-головоломок в развитии познавательной активности

детей и подростков?

Особенности жизнедеятельности оказывали влияние на сознание народных игрушек, которые должны были способствовать развитию не только физических качеств, но и развивать смекалку, находчивость. Развитие мелкой моторики у детей, точность движений, аккуратность, терпение.

5. Приведите примеры игр народов России

«Солнышко-ведерышко» - русская народная игра

Игры на Пасху.

Гори солнце ярче, летом будет жарче. 
А зима теплее, а весна милее! 

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих — они просыпаются.

«Скок-перескок (Кучтем-куч)» - татарская народная игра

На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий ста-, рается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется

без места, становится водящим.

Правила игры: Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

«Охота на лося» (Лосьёсты кутон) – удмуртская народная игра

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т. е. большее число раз набросил аркан.

Правила игры: Начинать игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах. Прежде чем проводить игру, следует научиться определенному способу набрасывания аркана. Счет вести до десяти очков.

Охота на лося (Лосьёсты кутон)

«Сеть и рыбы» - карельская народная игра  

Правила:  во время игры дети произносят слова:
«Плавай рыбка! Плавай рыбка!
Ты в водице, ай-яй-яй!
Видишь ты большие сети?
Рыбка, рыбка, уплывай!»
После этих слов дети разбегаются, а воспитатель с ребенком, взявшись за руки ловят остальных.

 Участники игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть».  Сначала «сплетают сеть» - встают в круг и берутся за руки и поднимают их вверх.  «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга.    Во время игры дети произносят слова:

Плавай, рыбка!  Плавай, рыбка!

Ты в водице, ай-яй-яй!

Видишь ты большие сети?

Рыбка, рыбка, уплывай!

Когда слова заканчиваются и «рыбы» в «сети» много, ловцы кричат: «Веркко» (сеть). Поднятые вверх руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную «рыбу». Можно усложнить игру заданием – ловить определённую рыбу.

«Липкие пеньки» - башкирская народная игра

Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.

Привило:

1. Нельзя ловить игроков за одежду.
2. «Пеньки» не должны сходить с места.

«Вестовые» - якутская народная игра

На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми — вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками.

Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила:

1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.
3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

6. Обоснуйте роль дымковской игрушки в художественноэстетическом воспитании детей.

Национальные игрушки отражали характерные особенности различных регионов России. Так, весьма специфичными, имеющими древнюю историю, являются дымковская, филимоновская, богородская, коргопольская игрушки. Придуманные и воплощенные в жизнь, около 700 лет тому назад, сегодня они являются предметом народного промысла, народным достоянием русского этноса.

Родина дымковской игрушки - Дымковская слобода, расположенная вблизи города Вятки. Считается, что появление (XV—XVI в.) этой игрушки связано с весенним праздником Свистунья, к которому женщины Дымковской слободы лепили из глины свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных. Все изделия дымковских мастеров отражали жизнерадостность и тонкий юмор, что особенно привлекает внимание детей, которым нравилось рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, как и их делают, рассказы придуманные по сюжетам выполненных игрушек.

Филимоновская игрушка, родом из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области (появилась около 700 лет назад). Традиционные сюжеты филимоновской игрушки - это барыни, крестьянки, а также животные - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить. Ребенок в филимоновской игрушке, видит не только забаву, веселые, тонко подмечены сценки из жизни, отраженные в игрушке, пробуждает его творчеству, желанию придумать историю из деревенской жизни.

Каргопольская игрушка. С давних времен жители этого города Каргополя (Архангельская область) и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку: лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому ребенок может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. "Мужик поит коня", "Мужик-сеятель", "Мужик с корзиной грибов" и т.д.).

Богородским игрушкам более 300 лет, именно столько лет в селе Богородское занимаются резьбой по дереву. Традиционный образ – богородской игрушки - медведь, который выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Все игрушки сделаны с юмором. Каждый народ через национальные игры и игрушки стремился научить подрастающее поколение правилам поведения приобщить ребенка к укладу жизни, ценности своего народа. Являясь превосходным средством не только развлечения и отдыха, игры и игрушки являлись средством трудового, эстетического, нравственного, физического воспитания, развивали умственные способности.

7. Какова роль дымковской, филимоновской, богородской,

коргопольской игрушек в трудовом воспитании подрастающего

поколения

Каждый народ через национальные игры и игрушки стремился научить подрастающее поколение правилам поведения приобщить ребенка к укладу жизни, ценности своего народа. Являясь превосходным средством не только развлечения и отдыха, игры и игрушки являлись средством трудового, эстетического, нравственного, физического воспитания, развивали умственные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль экскурсии в воспитании юного перербуржца"

Санкт-Петербург – это уникальный уголок нашей Родины, а рассказ экскурсовода помогает «оживить» страницы учебников....

Статья «Роль экологии в воспитании подрастающего поколения»

Статья предназначена воспитателям групп продленного дня.  В ней раскрывается опыт работы по экологическому воспитанию....

Статья " Роль семьи в воспитании ребенка"

Статья "Роль семьи в воспитании ребенка"  была подготовлена к родительскому собранию....

Статья "Роль родителей в воспитании духовно-нравственной культуры личности ребенка"

При проведении родительских собраний можно использовать данную статью....

Статья "Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста"

Статья предназначена для проведения школьных родительских  собраний. Может быть полезна для выступления на  семинаре по теме: "Проектирование и организация работы с родителями в условия...

Статья "Роль сказки в воспитании детей"

рекомендации для родителей и педагогов...

Статья "Роль сказки в воспитании младших школьников"

Статья посвящена значению чтения сказок в группе продленного дня....