Статья "Роль сказки в воспитании детей"
статья (1, 2 класс)
Предварительный просмотр:
Роль сказки в воспитании детей
Сказка – литературное произведение, в котором рассказывается о чем-то волшебном, необыкновенном. Самые удивительные события обычны в сказке. Сложно переоценить роль сказки в воспитании детей.
Сказки развивают мышление, внимание, память и связную речь. Язык сказок прост и поэтому доступен, там нет длинных рассуждений, описаний. Благодаря образности, многочисленным повторам, простоте сюжетных линий сказки вызывают яркий эмоциональный отклик в детских душах, что служит более быстрому запоминанию текстов.
При слушании сказок также происходит знакомство детей с образными выражениями, которые делают речь более выразительной, эмоциональной. Расширяется словарный запас, в активный словарь ребенка входят новые слова.
Сказки расширяют представления малышей об окружающем мире. Дети знакомятся с новыми персонажами, обычаями и предметами быта разных народов. Сказки, где главными героями являются животные, рассказывают о повадках зверей, их качествах и образе жизни.
Во многих сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка – все оживает в сказках, все имеет свою душу, может помогать главным героям и само нуждается в помощи. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, любование ей, а также необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру и к другим обитателям Земли.
Сказки таят в себе огромную воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных понятий. В сказке всегда есть четкая граница между Добром и Злом.
Читая сказку, ребенок всегда отождествляет себя с главным героем, сопереживает его приключениям, вместе с ним проявляет доброту, смекалку, благородство, учится быть смелым, трудолюбивым, находчивым, видит необходимость делать добрые дела.
Сказки показывают, что самое ценное дается в испытаниях, а то, что получено даром, может быстро уйти. Исход любого дела зависит от нас самих, но для этого нельзя сидеть сложа руки, приходится много трудиться. Это важно для формирования терпения, упорства, настойчивости в достижении своей цели.
Положительным сказочным героям в сложных жизненных ситуациях, как правило, приходят на помощь другие люди, животные или сама природа. Но помощники появляются только в крайнем случае, когда главный герой не может справиться в одиночку. Эта особенность важна для формирования самостоятельности.
Как правило, большинство детей первый опыт серьезных переживаний приобретают из сказки. Благодаря этому дети узнают, что в жизни встречаются неприятности, болезни и даже смерть. Это адаптирует ребенка к трудностям, готовит его к благополучному переживанию стрессовых ситуаций. Проживание опасных или сложных жизненных ситуаций в воображении уменьшает страхи, повышает уверенность в себе.
Сказки воспитывают чувства, эмоциональное восприятие мира, отзывчивость, сердечность.
Велика роль сказок и в семейном воспитании. Через сказку формируется образ семейных отношений, устоев, почитание родителей и благодарность им.
С помощью сказок можно помочь ребенку преодолеть его страхи: боязнь темноты, боязнь определенных животных, боязнь выступать перед публикой и т. д. Сказки близки детям по мироощущению, ведь у ребенка эмоционально – чувственное восприятие мира, ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка действует, прежде всего, на чувства, на сердце, а потом на разум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-196074-1359993863.jpg)
Роль сказки в воспитании детей младшего школьного возраста.
Классификация русских-народных сказок. Их роль в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-55903-1537803247.jpg)
статья: Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста
Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детеймладшего школьного возраста Черевичная Н.Н., Пионтек А.В.ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт Петербурга «Сказка – лож...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-474205-1409341854.jpg)
Родительский лекторий " Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего возраста"
Задачи данного материала воспитывать и формировать нравственные качества личности ребенка такие как: доброту, честность, уважение к старшим, справедливость посредством семейного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-739920-1453310211.jpg)
Доклад на тему: "Роль сказки в воспитании двуязычных детей"
Самым важным, по моему мнению, является то, что рассказывая или читая сказки своему ребёнку и мама, и малыш получают огромное удовольствия от времени, проведенного вместе. Мама находится с малыш...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/13/picture-45704-1528904121.jpg)
Роль народной сказки в воспитании детей
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015920-1519581753.jpg)
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о врем ени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют увидеть ребенку добро и зло....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008831-1518025052.jpg)
Сказки в воспитании детей младшего школьного возраста
Роль сказки в жизни учеников начальной школы....