Родительский лекторий " Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего возраста"
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Милых Ольга Вячеславовна
Задачи данного материала воспитывать и формировать нравственные качества личности ребенка такие как: доброту, честность, уважение к старшим, справедливость посредством семейного чтения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_skazka.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего возраста». 

Цель: Воспитывать и формировать нравственные качества личности ребенка такие как: доброту, честность, уважение к старшим, справедливость посредством семейного чтения.

Наш лекторий посвящен сказкам, замечательным образцам словесного творчества.  (Слайд 1)

«Сказка – повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».(Слайд 2)

  • Народные сказки – уникальный материал, позволяющий раскрыть детям такие морально-нравственные истины,  как:
  •  дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»)(Слайд 3)
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро    козлят»)(Слайд4)
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»)(Слайд 5)        

 Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке. (Слайд 6)

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

 Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, “содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем. (Слайд 7)Известный психолог А.В. Запорожец как-то привел интересный эпизод с пятилетней девочкой, которая на картине, изображающей прикованного Прометея, выскребла пальцами цепи, чтобы освободить героя. Движимым состраданием к герою ребенок пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем воображенную.

Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Русская педагогика еще более  ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. (Слайд 8) Так, безымянный автор статьи "Воспитательное значение сказки" (1894) признает, что "если детям повторять хоть тысячу раз одни и те же нравственные нормы, они  для них все же останутся мертвою буквою, но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею"

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

В сказках поднимается также и много других проблем нравственного воспитания.

В русских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. (Слайд 9) Трудолюбие - одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком.

В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Сказка внушает детям, что жизнь жестоко наказывает легкомыслие тех, кто не ценит главного в жизни - повседневного, упорного и не понимает основной ценности человека - трудолюбия.

Больше всего привлекает детей сказочный герой. (Слайд 10) Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания. (Слайд 11) . Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. (Слайд 12) Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу…

(Слайд 13)Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое

Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование не полноценно.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе. Поэтому необходимо отметить особую роль родителей в приобщении детей к сказкам и чтении их на ночь, чтобы освободиться от негативных эмоций. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье. (Слайд 14)

 Семья – важный элемент системы образования ,где самообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно – нравственного воспитания личности

    Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов. Совместное времяпрепровождение не только способствует пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников. Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр. (Слайд15 )

К сожалению, не у всех семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.

Вот некоторые рекомендации для совместного чтения.

  (Слайд 16)  1.При выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (Например: болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад).

   (Слайд 17)   2. Сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время.

    (Слайд 18)  3. Читать сказку может сам ребенок или кто – то из взрослых; кто именно – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае проявления житейских затруднений.

   (Слайд 19)   4. Если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии.

   (Слайд 20)   5. Если у ребенка возникло непонимание, по - видимому его что – то беспокоит, он нуждается в помощи.

   (Слайд 21)   6. Порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; постарайтесь его выслушать и понять.

   (Слайд 22)   7. Если в чтении принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходится с вашим, родительским мнением.

    (Слайд 23)  8. Если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это неслучайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет его ещё и ещё переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло? (Слайд 24) 

Книги – это духовная пища ребенка, поэтому домашнюю библиотеку необходимо пополнять. Если же семейный бюджет не позволяет часто покупать ребёнку новые книги, то у нас в школе есть хорошая библиотека.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

- Я вам желаю, чтобы в вашей семье появилась ещё одна замечательная традиция – семейное чтение.     

(Слайд 25)  Закончить наше выступление хочется словами Л. Н. Толстого:

«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Педагогические средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Педагогические средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста...