ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
рабочая программа (1 класс)

Юлия Сергеевна Чупина

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» относится к программам естественнонаучной направленности. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей у детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья.

Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, построена с учетом двух способов связи человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).

Уровень программы: базовый

Форма обучения: очная

Данная программа является комплексной программой по формированию основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, достижению планируемых результатов освоения программы дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_programma.docx88.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа № 133»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 16. Тел. (8-391)247-31-31, факс (8-391) 212-81-14

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №133

_______________ /Т.В. Глассон/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

"Юный эколог"

Автор-составитель программы:

ЧУПИНА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА

Педагог дополнительного образования

г. Красноярск 2021

Пояснительная записка

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» относится к программам естественнонаучной направленности. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей у детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья.

Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, построена с учетом двух способов связи человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).

Уровень программы: базовый

Форма обучения: очная

Данная программа является комплексной программой по формированию основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, достижению планируемых результатов освоения программы дополнительного образования.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, исследования, самостоятельная работа, участие в экологических конкурсах

Методы, используемые для реализации работы детского объединения:

  1. Наглядные методы:
  • Виртуальные экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр.
  1. Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы.
  1. Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;
  • проведение викторин, конкурсов.
  1. Практические методы:

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия

Режим занятий: понедельник. вторник, четверг по 1часу 3 раза в неделю.

Срок реализации программы: 1 год

  1. Цель и задачи программы

Цель: расширять и закреплять знания об экологии и объектах окружающей среды.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать систему экологических знаний.
  • Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
  • Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
  • Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

  • Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
  • Развивать индивидуальные способности детей.
  • Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
  • Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

  • Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
  • Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
  • Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
  • Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
  • Прививать любовь к труду, обучать доводить до конца начатое дело.
  1. Содержание программы Курс «Что такое экология?»

Дидактической цели преподавания кружка соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой.

Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна:

  • содержит сведения об особенностях и структуре территории Красноярского края, о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.
  • направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Красноярского края.
  • связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.

Тема 1. Что такое экология?

Теория: Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выяснением, что такое экология. Экология – это наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Практика: выполнить тест по презентации

Тема 2. Мой дом

Теория: внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе.

Практика: составление детьми рассказа о своем доме, рисунки.

Тема 3. Мой двор

Теория: узнать, что находится во дворе, какие растения

Практика: экскурсия на пришкольный участок. Техника безопасности, уборка территории, беседа, игры.

Тема 4. Экскурсия в природу Теория: правила поведения в парке,

Практика: сбор природного материала, беседа, рассказы детей.

Тема 5. Возможности природного материала

Теория: узнать о возможностях природного материала. Беседа о разнообразии рыб.

Практика: изготовление поделок и аппликаций из природного материала:

«Ёжик», «Рыбка»

Тема 6. Влияние природы на эмоции человека.

Теория: беседа «Влияние природы на эмоции человека», прослушивание записи «Звуки леса»

Практика: нарисовать пейзаж

Тема 7. Викторина «по лесной тропе»

5

Теория: просмотреть видеоролик о разных животных, о лесе, о природе

Практика: вопросы и задания на знание названий птиц, животных, времен года, художников.

Тема 8. Планета Земля в Солнечной системе

Теория: знакомство детей с названием планет, их расположением. Образованием планет.

Практика: нарисовать планету или планеты Тема 9. Солнце – источник тепла и света Теория: беседа «Как появилось солнце?».

Практика: изготовление объемного солнца из бумаги.

Тема 10. Небесные тела

Теория: беседа: «Что такое небесное тело?», астероиды, метеориты, метеоры.

Практика: аппликация «Звездное небо»

Тема 11. Земля, на которой мы живем! Теория: знакомство детей с размерами земли, с глобусом. Практика: изготовление из пластилина макета земли.

Тема 12. Экология и мы

Теория: беседа «Почему погибают растения», просмотр презентаций о редких растениях, о растениях, занесенных в Красную книгу России.

Просмотр фотографий. Теплицы, парники. Их значение.

Практика: выполнить тест

Тема 13. Принятие в юные экологи

Теория: рассказать новым ребятам о нашем кружке юного эколога

Практика: посвящение в юные экологи

Тема 14. Неживая природа

Теория: беседа: что относится к неживой природе» явления природы.

Практика: участие в интеллектуальной игре

Тема 15. Вода, её признаки и свойства

Теория: знакомство детей со свойствами воды. Растворение соли, сахара, соды.

Практика: рисование рек, ручейков.

Тема 16. Берегите воду!

Теория: беседа об охране воды. Что такое очистительные сооружения.

Практика: рисование экологических знаков, сохраняющих качество воды.

Тема 17. Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. Теория: посмотреть презентацию о правилах поведения в природе

Практика: работа с пластилином. Размазывание пластилина по контуру знаков.

Практика: тест «Правила поведения у реки».

Тема 18. Водоемы.

Теория: беседа «Что такое водоемы, водохранилище». Какие кусочки природы человек может сделать у себя на участках.

Практика: лепка своего участка с водоемом.

Тема 19. Птицы водоемов.

Теория: беседа «Разнообразие животного мира водоемов». Прослушивание голосов птиц.

Практика: раскрашивание цапли, утки.

Тема 20. Разнообразие животных

Теория: беседа «Заповедники». Беседа о питании лесных животных. Практика: рисование животных «Медведь, заяц».Лепка лисы, зайца. Тема 21. Что такое зоопарк?

Теория: беседа «Зоопарк». Для чего люди создают зоопарки? Какие животные имеются в зоопарке г.Красноярска.

Практика: фотоконкурс. «Я был в зоопарке». Рисование животных нашего зоопарка. Мини –зоопарк дома. Рассказы детей о домашних питомцах.

Тема 22. Мой любимец.

Теория: беседа о животных, которые живут в квартире человека. Рассказы детей о своих питомцах.

Практика: рисование своих питомцев.

Тема 23. Домашние животные.

Беседа о домашних животных и их пользе. Рисование свиньи.

Тема 24. Обобщающее занятие «Окружающая среда» Теория: обобщающий час. Презентация к занятию.

Практика: сценки учеников, чтение стихотворений.

Курс «Человек и природа»

Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.

Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках. Охранять природу — значит охранять здоровье. Обобщение знаний.

Тема 1. Экологическая игра «В гости к Лешему»» Теория: беседа о сказочных чудищах, экологическая игра.

Практика: рисунки детей сказочных персонажей.

Тема 2. Экскурсия. Правила заготовки природного материала.

Теория: правила поведения на берегу моря, реки. Беседа: что можно собирать не в ущерб природе.

Практика: аппликация

Тема 3. Рисуем зелёные листья.

Теория: просмотр презентации «Какие есть деревья и форма их листьев?»

Практика: рисование листьев, раскрашивание красками. Составление из крашеных листочков узоров.

Тема 4. Конкурс рисунков. «Самый красивый узор» Теория: игра «Угадай что нарисовано»

Практика: конкурс крашенных листочков и узоров из них.

Тема 5. Аппликация из сухих листьев «Бабочка»

Теория: беседа «Почему люди делают гербарий? Как использовать сухие листья?

Практика: выполнение аппликации из сухих листьев. Тема 6. Аппликация из сухих листьев «Павлин» Теория: беседа «Природная красота птиц».

Практика: выполнение аппликации.

Тема 7. Экскурсия в лес. «Красота природы»

Теория: беседа о разнообразии красок, разнообразии растительности.

Практика: экскурсия проходит в лесу. Сбор веточек, листочков.

Тема 8. Изготовление поделок с природного материала. «Лебеди»

Теория: беседа о красоте лебедей. Вспоминаем, в каких сказках присутствовали лебеди. Как и за что люди любят этих птиц.

Практика: изготовление поделок.

Тема 9. Изготовление поделок из природного материала «Олени» Теория: беседа о благородном олене, их питании, их месте проживания. Практика: изготовление поделок.

Тема 10. Поговорим о чистоте леса.

Теория: беседа о том, как и зачем мы должны беречь лес.

Практика: сочинение рассказов, сказок на тему «Очистим лес от мусора».

Тема 11. Осенний лес

Теория: беседа о красоте осеннего леса. Разнообразие осенних красок.

Практика: викторина.

Тема 12. Лесные жители.

Теория: беседа о лесных жителях, о насекомых, их необходимости.

Практика: сочинение рассказов о насекомых, мелких животных.

Тема 13. Влияние природы на эмоции человека.

Теория: беседа. Прослушивание музыкальных произведений. Просмотр картин великих художников.

Практика: сочинения и рассказы детей о настроении в лесу, на море, у реки.

Тема 14. Игры природы

Теория: в беседе затрагиваем климатические изменения. Осадки, явления природы.

Практика: выполнение тестовых заданий

Тема 15. Праздник «Это нам природа принесла» Теория: беседа о том, что нам дарит природа.

Практика: с участием родителей проводится праздник, на котором можно сделать выставку продукции из овощей, фруктов.

Тема 16. Музыкальная игра «Узнай голос»

Теория: беседа: «Какие голоса имеют птицы, звери?».

Практика: игра.

Тема 17. Растения на окне.

Теория: беседа о разнообразии растений, откуда прибыли некоторые растения. Каким образом растения выживают в комнатных условиях?

Практика: подготовить сообщения

Тема 18. Гигиена класса

Теория: влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными.

Практика: составить правила как поддерживать гигиену в классе

Тема 19. Зачем нам растения на подоконнике?

Теория: беседа о красоте и разнообразии растений. Полезные и лекарственные растения.

Практика: подготовить сообщение об одном лекарственном растении

Тема 20. Правила пользования растениями. Теория: беседа о правилах ухаживания за растениями.

Практика: рассказы детей о своих комнатных растениях.

Тема 21. Экологическая викторина «Этот цветок мне знаком» Теория: дети повторяют и знакомятся с экзотическими растениями. Практика: викторина.

Тема 22. Зачем зимой кормят птиц?

Теория: беседа о птицах, зимующих в родном лесу, дворе. Уточнение знаний видов птиц. Беседа «Почему мы подкармливаем птиц?»

Практика: выполнение тестовых заданий

Тема 23. Экологические знаки «Снег должен быть белый»

Теория: беседа о значении снега для человека, животных. О необходимости очистительных сооружений.

Практика: написать рассказ как бы ты мог помочь природе

Тема 24. Скоро Весна «Мы за чистоту!»

Теория: беседа «Почему по весне появляются мусорные «подснежники», как с ними бороться.

Практика: подготовить сообщение

Тема 25. Я рисую красоту. Теория: беседа о красоте весны.

Практика: рисование весенних изменений в природе. Конкурс рисунков.

Тема 26. Познакомьтесь! Это грязнуля!

Теория: беседа о личной гигиене. Как не стать грязнулей.

Практика: интеллектуальная игра

Тема 27. Зачем мыть руки, лицо и нос?

Теория: беседа о личной гигиене. Уточняем знания детей о пользе чистой кожи, чистых рук, носа, глаз.

Практика: выполнение проверочной работы

Тема 28. Мы в гостях у природы!

Теория: беседа о правилах поведения в природе при прогулках в лесу, пикниках, рассказы детей о прогулках в природе семьей.

Практика: творческая работа

Тема 29. Правила поведения в природе.

Теория: беседа о правилах поведения у моря, у реки.

Практика: викторина

Тема 30. Моя малая Родина (конкурс рисунков)

Теория: знакомство с природными красотами Земли, показ фотографий природных сообществ.

Практика: рисование по представлению, конкурс рисунков, подведение итогов.

Тема 31. Дом, где мы живём

Теория: соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в доме. Беседа, рассказы детей. Работа в группах.

Практика: рисование плакатов: грязный и чистый дом. Подведение итогов.

Тема 32. Экскурсия в природу

Теория: правила поведения в парке. Беседа, рассказы детей.

Практика: экскурсия

Тема 33. Возможности природного материала

Теория: представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Практика: выставка поделок, сделанные детьми самостоятельно и с помощью родителей.

Тема 34. Планеты солнечной системы.

Теория: знакомство детей с образованием планет, их размерами.Продолжение знакомства с планетами солнечной системы.

Практика: лепка планет из пластилина. Создание макетов.

Тема 35. Небесные тела

Теория: образование небесных тел.

Практика: составление собственных легенд образования небесных тел.

Тема 36. Беседа «Игры природы»

Теория: вспоминаем сезонные изменения в природе. Расширяем знания о явлениях природы: смерч, гроза…

Практика: рисунок

Тема 37. Растительный мир.

Теория: беседа о многообразии растительного мира нашего края. Растения, занесенные в Красную книгу.

Практика: рисунок растения, занесённого в Красную книгу.

Тема 38. Охрана растений. Теория: беседа об охране растений

Практика: работа с пластилином, размазывание по контуру «Василек».

Тема 39. Чистота – залог здоровья.

Теория: беседа о содержании домашних животных.

Практика: рисование конюшни, коровника.

Тема 40. Чтение рассказов о животных.

Теория: библиотечные книжки. Беседа о животных, описанных в книгах писателями.

Практика: час чтения .

Тема 41. Проект «Животные»

Теория: беседа по созданию проекта о животных. Распределение обязанностей. Просмотр литературы, картинок. Составление плана работы.Организация работы групп, оформление титульных листов.

Практика: рисование животных, аппликации, лепка.Выставка проектов и их защита.

Тема 42. Экскурсия в библиотеку.

Теория: какие есть животные и растения в Красноярском крае

Практика: экскурсия в библиотеку.

Тема 43. Викторина «Встречи с животными» Теория: просмотр презентации о животных

Практика: викторина о животных, диких и домашних.

Тема 44. Спешим на помощь природе.

Теория: беседа «Как человек может помочь природе?» правила поведения в лесу, у водоема.

Практика: создание знаков, запрещающих и разрешающих.

Тема 45. Комнатные растения.

Теория: беседа о разнообразии комнатных растений.

Практика: рисование растений с натуры: фиалка, герань.Беседа «Уход за комнатными растениями». Игра «Кто прав».

Тема 46. Почему они такие разные?

Теория: беседа о теплолюбивых и холодолюбивых растениях, о светолюбивых и тенелюбивых.

Практика: написать отличия теплолюбивых и холодолюбивых, светолюбивых и тенелюбивых растений

Тема 47. Откуда появились ткани.

Теория: беседа о культурных растениях: лён, хлопчатник.

Практика: выполнить тестовую работу

Тема 48. Мы за чистоту!

Теория: вспомнить темы о чистоте и экологии

Практика: рисование плакатов, рисунков о чистоте природы. Коллективная работа с помощью родителей.

Тема 49. Мы за экологическую культуру!

Теория: беседа об экологической культуре людей. Подведение итогов работы кружка.

Практика: тестовая работа

Тема 50. Домашние животные.

Теория: беседа о животных, которые дают человеку мясо и молоко.

Практика: лепка животных: корова, конь, свинья.

Тема 51. Мы – юные экологи! Теория: итоговая работа

Практика: праздник совместно с родителями. Проведение праздника на природе. Игры с экологическими знаками, эстафеты по экологической тропе.

  1. Планируемые результаты Курс «Что такое экология?»

В процессе обучения и воспитания предполагается достичь следующих результатов:

-социальные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

-получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю.

Курс «Человек и природа»

В процессе обучения и воспитания предполагается достичь следующих результатов:

- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выходы на природу, экологические игры, акции.

Показатели в личностной сфере ребенка:

  • интерес к познанию мира природы,
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков,
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

  • планет Земля – наш большой дом,
  • Солнце – источник жизни на Земле,
  • неживое и живое в природе,
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры),
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры),
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры),
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода,
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними,
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.),
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними,
  • человек – существо природное и социальное, разносторонние связи человека с окружающей природной средой,
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы,
  • различия съедобных и несъедобных грибов,
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе,
  • способы сохранения окружающей природы,
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе,
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья,
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие),
  • доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта,
  • заботиться о здоровом образе жизни,
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни,
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры),
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение),
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе,
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов,
  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости,
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,
  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений и т.п.

Личностными результатами освоения программы «Юный эколог» является:

  • формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • развитие чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, свой народ.

Метапредметными результатами освоения программы «Юный эколог» является формирование следующих умений:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод. Коммуникативные УУД:
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий».

  1. Учебный план.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя 2 курса: «Что такое экология?»; «Человек и природа»;

п/п

Наименование

курса

Количество

часов

Теория

Практика

Формы

аттестации

1

Что такое экология?

48

24

24

Зачёт

2

Человек и природа

51

26

25

Зачёт

Итого

102 ч

  1. Календарный учебный график

Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).

Начало учебного года – 1 сентября

Продолжительность учебного года:

1 класс – 33 недели

2-4 классы – 34 недели

  1. Рабочие программы

Рабочие программы учебных курсов обеспечивают достижение планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы «Юный эколог».

Рабочие программы учебных курсов содержат:

  1. учебно- тематический план по курсу.
  2. содержание курса.

Полное изложение рабочих программ учебных курсов, предусмотренных при изучении дополнительной общеобразовательной программы «Юный эколог» приведено в приложениях.

  1. Приложение № 1 Рабочая программа учебного курса «Что такое экология?»
  2. Приложение № 2 Рабочая программа учебного курса «Человек и природа»
  1. Методические материалы

Программа «Юный эколог» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Подобная реализация программы «Юный эколог» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует воспитанию бережливости, ответственности, уважительного отношения к природе.

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно- ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Материально-техническое обеспечение

  1. Гербарий растений леса.
  2. Таблицы.

- Жизненные формы растений;

  • Ярусы лесов;
  • Структура лесного Биоценоза;
  • Животные леса;
  1. Карточки для определения растений:
  • их жизненных форм;
  • по листьям и хвое;
  • по коре, семенам, шишкам;
  • по побегам и почкам в безлистном состоянии.
  1. Коллекции плодов и семян растений леса;
  2. Диски с записями звуков леса;
  3. Разработки занятий
  • Разработки дидактических игр
  • Разработки викторин
  • Разработки игр
  1. Наглядные и раздаточные пособия
  2. Дидактический материал
  • карточки опроса
  • дневники наблюдений
  • загадки, ребусы, кроссворды
  • экологические игры

Раздел №3. «Комплекс форм аттестации».

  1. Формы аттестации

Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме фронтальной и индивидуальной беседы.

Промежуточная аттестация - применяется зачётная (недифференцированная) система оценок (зачёт, незачёт). Зачет осуществляется через участие обучающихся в различного уровня мероприятиях.

Зачётные мероприятия проводятся в течение года и предполагают участие в выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.

Формы отслеживания результатов: грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, фото, свидетельство (сертификат).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, праздник, выставка.

  1. Оценочные материалы

Участие обучающихся детского объединения «Юный эколог» в конкурсах различного уровня за 20 - 20 уч.год

Руководитель

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст, класс

Уровень

Название конкурса, работы

Дата

проведен ия

Результат

Список литературы

  1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с
  2. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб.пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
  3. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
  4. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
  5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
  6. Кайнс С. Деревья, которые лечат. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

– 256с.

  1. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
  2. Сорокина Л.В. Край родной. М., ТЦ «Сфера», 2001;
  3. Я познаю мир. Тайны природы. Детская энциклопедия. М. ТКО АСТ. 2000. Литература для учащихся:
  1. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
  2. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
  3. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
  4. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
  5. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  6. Константинов, В.М. Охрана природы.- М.: Академия, 2000.
  7. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

Интернет-ресурсы

education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Приложение №1 к дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности

«Юный эколог»

Рабочая программа по курсу

«Что такое экология?»

Программа разработана для детей младшего школьного возраста с учетом особенностей их развития.

Занятия проводятся для одной группы по 1 часу 3 раза в неделю.

Курс рассчитан на 48 часов (в том числе, теоретические занятия – 24 практические задания 24).

В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов, по какой-либо теме, в зависимости от корректировки задач.

  1. Учебно-тематический план по курсу «Что такое экология?»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Что такое экология?

2

1

1

Тест -

презентация

2.

Мой дом

2

1

1

Интеллектуальная

игра

3.

Мой двор

2

1

1

Викторина

4.

Экскурсия в природу

2

1

1

Рассказы детей

5.

Возможности природного материала

2

1

1

Аппликация

6.

Влияние природы на эмоции человека.

2

1

1

Зарисовка

пейзажа

7.

Викторина «По лесной тропе»

2

1

1

Викторина

8.

Планета Земля в Солнечной системе

2

1

1

Конкурс

рисунков

9.

Солнце – источник тепла и света

2

1

1

Создание поделки

10.

Небесные тела

2

1

1

Аппликация

11.

Земля, на которой мы живем!

2

1

1

Рисунок

12.

Экология и мы

2

1

1

Тест

13.

Принятие в юные экологи, праздник

2

1

1

Праздник

14.

Неживая природа

2

1

1

Интеллектуальная

игра

15.

Вода, её признаки и свойства

2

1

1

Рисунок+рассказ

16.

Берегите воду!

2

1

1

Рисунки

экологических знаков по памяти

17.

Знаки, напоминающие о

правилах поведения в природе.

2

1

1

Поделка

18.

Водоемы.

2

1

1

Поделка

19.

Птицы водоемов.

2

1

1

Рисунок

20.

Разнообразие животных

2

1

1

Викторина

21.

Что такое зоопарк?

2

1

1

Рисунок

22.

Мой любимец.

2

1

1

Викторина

23.

Домашние животные.

2

1

1

Рисунок, поделка

24.

Обобщающее занятие

«Окружающая среда»

2

1

1

Тест

Итого:

48

24

24

  1. Содержание курса

Дидактической цели преподавания кружка соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой.

Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна:

  • содержит сведения об особенностях и структуре территории Красноярского края, о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.
  • направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Красноярского края.
  • связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.

Приложение №2 к дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности

«Юный эколог»

Рабочая программа по курсу

«Человек и природа»

Программа разработана для детей младшего школьного возраста с учетом особенностей их развития.

Занятия проводятся для одной группы по 1 часу 3 раза в неделю.

Курс рассчитан на 51 час (в том числе, теоретические занятия – 26, практические занятия – 25).

В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов, по какой-либо теме, в зависимости от корректировки задач.

  1. Учебно – тематический план по курсу «Человек и природа»

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

1.

Экологическая игра «В гости к Лешему»»

1

Интеллектуальная

игра

2.

Экскурсия. Правила

заготовки природного материала.

1

Аппликация

3.

Рисуем зелёные листья.

1

Рисунок

4.

Конкурс рисунков. «Самый красивый узор»

1

Рисунок

5.

Аппликация из сухих листьев «Бабочка»

1

Аппликация

6.

Аппликация из сухих листьев «Павлин»

1

Аппликация

7.

Изготовление поделок с природного материала.

«Лебеди»

1

Поделка

9.

Изготовление поделок из природного материала

«Олени»

1

Поделка

8.

Поговорим о чистоте леса.

1

Сочинение

9.

«Осенний лес»

1

Викторина

10.

Лесные жители.

1

Сочинение

11.

Влияние природы на эмоции человека.

1

Рассказ,

стихотворение

12.

«Игры природы»

1

Тест

13.

Праздник «Это нам природа принесла»

1

Праздник

14.

Проект «Животный мир родного края»

1

План проекта

15.

Защита проектов.

1

Проект

16.

Музыкальная игра «Узнай голос»

1

Интеллектуальная

игра

17.

Растения на окне.

1

Сообщение

18.

Зачем нам растения на подоконнике?

1

Сообщение

19.

Правила пользования растениями.

1

Творческая

работа

20.

Экологическая викторина

«Этот цветок мне знаком»

1

Викторина

21.

Зачем зимой кормят птиц?

1

Викторина

22.

Экологические знаки «Снег должен быть белый»

1

Тест

23.

Я рисую красоту. Конкурс рисунков.

1

Рисунок

24.

Познакомьтесь! Это грязнуля!

1

Интеллектуальная

игра

25.

Зачем мыть руки, лицо и нос? Беседа о гигиене.

1

Тест

26.

Мы в гостях у природы!

1

Творческая

работа

27.

Правила поведения в природе.

1

Викторина

28.

Моя малая Родина

1

Презентация

29.

Дом, где мы живём

1

Рисование

плаката

30.

Экскурсия в природу

1

Рассказ

31.

Возможности природного материала

1

Тест

32.

Планеты солнечной системы.

1

Поделка

33.

Небесные тела

1

Поделка

34.

Беседа «Игры природы»

1

Викторина

35.

Растительный мир.

1

Сообщение

36.

Охрана растений.

1

Поделка

37.

Чистота – залог здоровья.

1

Рисунок

38.

Чтение рассказов о животных.

1

Рассказ

39

Проект «Животные»

1

Проект

40

В мире животных

1

Игра

41

Мой самый лучший друг.

1

Рассказ

42

Спешим на помощь природе.

1

Творческая

работа

43

Комнатные растения.

1

Игра

44

Почему они такие разные?

1

Тест

45

Культурные растения.

1

Аппликация

46

Обобщающее занятие

«Растения»

1

Игра

47

Мы за чистоту!

1

Рисунок

48

Домашние животные.

1

Рисунки, поделки

49

Мы за экологическую культуру!

1

Тест

50

Мы – юные экологи!

2

Итоговая работа

Итого:

51

26

25

  1. Содержание курса

Зависимость человека от природы.

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения.

Охота в истории людей.

Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу.

Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках.

Охранять природу — значит охранять здоровье. Обобщение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей естественнонаучной направленности «Природа и мы»

Пояснительная записка                 Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог-исследователь"

Программа «Юный эколог-исследователь» содействует расширению, углублению и обобщению школьных знаний, привитию исследовательских и природоохранных навыков (наблюдательность, научный подход...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской...