Приобщение обучающихся к культурному наследию. Виртуальное путешествие во времени и пространстве.
методическая разработка

Тюшина Светлана Васильевна

Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию традиционных ценностей, позитивному отношению к миру вокруг[1].

Данное воспитательное мероприятие имеет важное значение в системе  работы классного руководителя младших подростков 10-12 лет (4 - 6 класс) по направлению краеведения и интегрируется с учебными предметами «География», «История», «Литература», «Окружающий мир».  Оно ориентировано на актуализацию, обобщение и систематизацию знаний обучающихся о природе и истории Архангельской области, о культуре и традициях жителей Севера, на привитие интереса к родному краю. Воспитательные  задачи реализуются через обращение к личному, практическому опыту детей.



[1]Иванова, Н. И. Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка / Н. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1305/ (дата обращения: 17.04.2023).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_region.docx147.89 КБ

Предварительный просмотр:

IV Всероссийский дистанционный конкурс среди педагогических работников, осуществляющих классное руководство, на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий (региональный этап)

Приобщение к культурному наследию

________________________________________________________________

Тематическое направление

Виртуальное путешествие во времени и пространстве

________________________________________________________________

Тема методической разработки

          ____________________________

 Автор:

Тюшина Светлана Васильевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Сийская СШ №116»

2023 год

Любовьк родному краю, знание его истории –основа,

на которой только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества.

Культура как растение: у неё не только ветви,

но и корни. Чрезвычайно важно,

чтобы рост начинался именно с корней.

Д. С. Лихачёв.

Пояснительная записка

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества, необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Знание связи между прошлым, настоящим и будущим, понимание происходящих вокруг позитивных перемен, установление влияния деятельности человека на изменения в окружающей среде способствуют формированию традиционных ценностей, позитивному отношению к миру вокруг[1].

Данное воспитательное мероприятие имеет важное значение в системе  работы классного руководителя младших подростков 10-12 лет (4 - 6 класс) по направлению краеведения и интегрируется с учебными предметами «География», «История», «Литература», «Окружающий мир».  Оно ориентировано на актуализацию, обобщение и систематизацию знаний обучающихся о природе и истории Архангельской области, о культуре и традициях жителей Севера, на привитие интереса к родному краю. Воспитательные  задачи реализуются через обращение к личному, практическому опыту детей.

Цель мероприятия: формировать у подрастающего поколения чувство сопричастности к истории родного края, к малой родине, уважительного и ценностного отношения к её традициям и культуре.

Задачи :        

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей малой родине;

- воспитывать бережное отношение к историко-культурному, природному наследию северного края;

- воспитывать культуру общения и сотрудничества в ходе групповой работы.

Развивающие:

- развивать интерес к изучению природы, культуры, истории родного края;

- развивать чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего края;

- развивать основы ценностного отношения к малой родине;

- развивать устную и письменную речь;

- развивать умение взаимодействовать в группе.

Образовательные:

- актуализировать, обобщать и систематизировать знания о географических, природных и культурно-исторических особенностях Архангельской области;

- совершенствовать умение самостоятельного познавательного труда с различными информационными источниками: картой, таблицей, текстом, иллюстративным материалом (формирование функциональной грамотности).

Планируемые результаты.

Личностные:

- становление ценностного отношения к своей малой родине;

- осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему родного края;

- проявление интереса и уважительного отношения к природе, истории, культуре, традициям своей малой родины

- позитивное взаимодействие в группе в ходе познавательной и игровой деятельности.

Метапредметные:

Базовые логические действия:

- развитие умения распознавать и называть географические объекты с использованием карты;

- развитие умения соотносить век, даты и исторические события;

- развитие умения распознавать объекты по их изображениям;

- развитие умения классифицировать объекты природы в соответствии принадлежностью к определённой природной зоне.

Работа с информацией:

- развитие умения работать с информацией, представленной в разных   формах: карта, таблица, текст, иллюстративный материал.

Универсальные коммуникативные действия:

- развитие умения позитивного общения и взаимодействия в  группе;

- развитие умения составлять устные и письменные ответы на вопросы, составлять небольшие тексты по описанию животного.

Универсальные регулятивные действия:

- позитивное восприятие и принятие игровой задачи;

 - включение в познавательную деятельность в ходе групповой работы;

- адекватное принятие оценки работы группы;

- осуществление самоконтроля в игровых ситуациях.

Форма проведения мероприятия: игра - путешествие.

Выбор формы соответствует возрастным и психологическим особенностям развития детей 10 -12 лет.

Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: мотивация и стимулирование к совместной игровой, познавательной деятельности; обращение к личному, практическому опыту детей; создание игровых ситуаций;  поощрение.

Условия проведения мероприятия: обучающиеся заранее делятся на микро-группы, выбирают капитана и занимают места за отдельными столами; предварительно с участниками мероприятия организуется экскурсия в краеведческий музей. Перед началом игры на стол каждой команде выкладываются буквы разрезного алфавита (Е, В, Р, А,З, И, Я, О, П, К, М, Н); карточки с названием регионов: Архангельская область, Вологодская область, Республика Карелия, Кировская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ; письменные принадлежности (ручка или карандаш, лист А5).

В завершении мероприятия возможна организация чаепития.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование; раздаточный материал: карточки (Приложение 1-5), письменные принадлежности для каждой команды (ручка или карандаш, лист А5); разрезной алфавит, карточки с названием регионов: Архангельская область, Вологодская область, Республика Карелия, Кировская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ; фото и видео материалы; самовар, заварочный чайник, скатерть, связка сушек (для оформления небольшой экспозиции «Традиция русского чаепития»); ёмкости для сушек для каждой команды (за правильный ответ команда получает сушку).

Дидактическая карта мероприятия

Структура мероприятия

 Методы и приёмы организации деятельности

Формы организации деятельности

Время

(мин)

1

Организационный этап.

Беседа

Фронтальная

2

2

Мотивация  к  совместной игровой, познавательной  деятельности.

Вербальное восприятие и принятие  игровой задачи.

Визуальное восприятие информации.

 Поиск решения познавательной задачи в ходе групповой работы.

Поощрение.

Фронтальная

Групповая

5

3

Основной этап.

Обращение к  личному практическому  опыту детей.

Применение практическогоопыта в новой игровой ситуации.

Работа с различными источниками информации.

Беседа.

Визуальное восприятие информации.

Поиск решения познавательной задачи в ходе групповой работы.

Поощрение.

Игровая ситуация «Фермер» (работа с таблицей Приложение 1).

Просмотр видео-фрагмента «Русский Север. Поморье» . https://disk.yandex.ru/i/ccAs3J9GgEqI0A

Игровая ситуация «Распознай по силуэту» (работа с силуэтными изображениями Приложение 2).

Игровая ситуация «Узнай животного» (работа с текстом Приложение 3).

Игровая ситуация «Составь загадку - описание» (работа с текстом).

Игровая ситуация «Лукошко»(работа с иллюстративным материалом Приложение 4).

Фронтальная

Групповая

Групповая

Фронтальная

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

35

4

Рефлексия (подведение итогов игры-путешествия).

Заполнение информационной карты туриста.

Самоконтроль.

Поощрение.

Групповая

3

5

Организация чаепитя

Включение в деятельность неформального общения.

Коллективная

Не регламенти

ровано

Сценарий  мероприятия

Деятельность ведущего мероприятия

Деятельность участников игры

Время

1

Организационный этап.

2 мин

(Держит в руках песочные часы) - Ребята, внимание, посмотрите, что у меня в руках?

- Время течёт незаметно, бесшумно. Вспомните пословицы и поговорки о времени и часах.

 -  Не будем тратить драгоценные минуты напрасно, приступим к делу. Работать будем в командах, в группах. В каждой группе выбран капитан. Капитаны, поднимите, пожалуйста, руку. Поддержим капитанов аплодисментами и вспомним правила групповой работы.

- Посмотрите все, пожалуйста, на доску, а капитанов я попрошу озвучить правила, начиная с капитана команды, которая находится у окна.

Отвечают на вопрос. (Это песочные часы).

Примерные ответы обучающихся:

- Делу время - потехе час.

- Упустишь минуту - потеряешь час. И др.

Капитаны поднимают руку, все поддерживают их аплодисментами.

Капитаны зачитывают правила:

- Слушай других внимательно.

- Не перебивай!

- Не согласен, возражай вежливо.

- Возражаешь -

предлагай своё решение!

2

Мотивация  к  совместной игровой, познавательной  деятельности.

5 мин

 - Сегодня нам предоставится возможность совершить небольшое виртуальное путешествие во времени и пространстве. Поиграем в путешественников. Настоящие туристы всегда берут с собой сухой паёк. За каждый правильный ответ команды будут получать сушку. Чтобы отправиться в путь, необходимо определиться с маршрутом.

- Посмотрите на экран и определите, на какой материк мы отправимся?

- Составьте ответ из букв разрезной азбуки, поднимите карточки так. Покажите, что у вас получилось.

- В какой части Евразии мы будем путешествовать?  Составьте ответ из букв разрезной азбуки, поднимите карточки. Покажите, что у вас получилось.

- Границы какой территории на карте России выделены цветом?  

-Выберите карточку с правильным ответом. (На столах карточки с названием нескольких регионов: Архангельская область, Вологодская область, Республика Карелия, Кировская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ

- Проверим ответы, поднимите карточки.

- Дополнительный вопрос командам. Что объединяет эти два регионы?

 - Ещё один вопрос, который позволит заработать дополнительный балл командам. Как связаны представленные на карточках регионы с Архангельской областью?

- Итак, отправляемся в виртуальное  путешествие во времени и пространстве по Архангельской области (фиксируется на доске).

Какую цель преследуют путешественники?

Цель любого путешествия – это получение новых впечатлений, эмоций, открытие нового.

Наше путешествие будет необычным, сначала мы отправимся в прошлое.

Вербальное восприятие и принятие  игровойзадачи.

Визуальное восприятие информации. (Видят на экране карту мира).

https://disk.yandex.ru/i/E7pg0-zRw2yReA

Из букв разрезной азбуки собирают ответ, поднимают карточки с буквами: Евразия.

(За правильный ответ получают сушку та команда, которая выполнила задание первой).

(Видят на экране карту России). https://disk.yandex.ru/i/knbSvz8mwzyfeQ

Из букв разрезной азбуки собирают ответ, поднимают карточки с буквами: Европа. (За правильный ответ получают сушку).

(Видят на экране карту России, на которой цветом выделена Архангельская область и Ненецкий автономный округ).https://disk.yandex.ru/i/tDUUjgdNhmLDbg

Поднимают карточки с ответом: Архангельская область и Ненецкий автономный округ. (За правильный ответ получают сушку).

- Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области.

(За правильный ответ получают сушку).

- С этими регионами граничит Архангельская область. (За правильный ответ получают сушку).

Визуальное и вербальное восприятие темы мероприятия.

Предлагают свои варианты.

Основной этап. Обращение к  личному практическому  опыту детей.

35 мин

 - Вспомните, какие науки  помогают нам заглянуть в прошлое. Назовите эти науки?

 - Прочитайте, какой исторический период обозначен на доске.

 -  Например, моя бабушка, Анисья Григорьевна, родилась в 1927 году, это относится к началу XX века.Это событие имеет большое значение для истории моей семьи. Вспомните события XX века, которые имеют большое значение для истории всей страны.    Обсудите в команде и приведите свои примеры, зафиксируйте даты на листочке. Приступайте к обсуждению, договоритесь, кто будет отвечать. Время на обсуждение 1 минута.

Отвечают на вопрос устно. (История, археология).

Записывают, например: 1905, 1917, 1941, 1945, 1961.

Представители  команд по очереди называют год и  важное историческое событие XX века.  (За правильный ответ получают сушку).

Только ли науки помогают нам заглянуть в прошлое? О чём напоминают вам эти фотографии?

- Музей помогает нам заглянуть в прошлое?

В последнее время мы часто задаём себе вопрос, а что обозначает то или иное слово, каково его лексическое значение.

- Каждой команде необходимо дать письменный ответ на вопрос: Как вы понимаете значение слова «музей». Запишите своё объяснение.

- Ребята, а знаете ли вы, что северяне, очень гостеприимный народ? Входные двери деревенского крестьянского  доманикогда не закрывали на замок. Когда уходили, то ставили к дверям приставку (обычную палку). Гостей обязательно угощали чаем. Для дорогих гостей всегда набирали свежую воду и делали высокий чай: наливая его в чашку, чайник заварочный поднимали высоко над чашкой (показывает). А главным украшением стола, конечно, был самовар. К чаю подавали пироги, шаньги, калачи, баранки (уголок со столом и самоваром подготовить). Вот и мы, сохраняем северные традиции, за правильный ответ получаем рассыпчатую сушку, а после будем чаёвничать.

На экране видят фотографии.

Примерные ответы детей:

- Фотографии напоминают нам о поездке в музей деревни Покшеньга.

- Да, музей помогает нам заглянуть в прошлое.

Музей - это _________________ .

Ответы записывают и озвучивают по очереди, за правильный ответ получают сушку.

Примерные ответы:

  1. Музей - хранилище ценных для истории, науки и искусства предметов, вещей.

2. Музей - хранилище редких, уникальных предметов.

3. Музей — место, где хранятся ценные предметы и документы.

Вербальное и визуальное восприятие информации.

Основной этап.

Применение практического опыта в новой игровой ситуации.

Работа с различными источниками информации.

-В музее мы посетили с вами экспозицию (выставку), которая была посвящена домашнему животному? Какому?

Корова для северянина всегда была кормилицей.

Игровая ситуация «Фермер» (работа с таблицей)

- Каждая команда сейчас станет обладателем небольшого фермерского хозяйства, в котором будет несколько коров. Ваша задача, дать кличку каждой корове (помните какое было отношение к этому животному у хозяев) и определить количество надоев. (Таблица. Приложение 1).

-Вспомните и назовите имя и фамилию писателя, прославившего наш Пинежский район. Его имя сегодня носит международный аэропорт города Архангельска.

Послушайте, что пишет Ф.А.Абрамов о родном крае. Просмотр видео-фрагмента сопровождается речью учителя.

«Русский Север. Поморье. Или ещё - Двинское Заволочье, как его в старину называли новгородцы. Край невероятных просторов и раздолья, край редкого богатства и редкой красоты. Беспредельные леса, кишмя кишевшие зверьём и птицей, многоводные реки и озёра, серебряные от плещущейся рыбы, белые колдовские ночи и ошеломляющее, воистину божие величие северного сияния - таким увидели этот край первые русские пришельцы» («В краю родникового слова» Ф.Абрамов).

Игровая ситуация «Распознай по силуэту» (работа с силуэтными изображениями)

 - Вспомните в каких природных зонах расположена Архангельская область. Для каждой природной зоны характерны свои погодные (климатические) особенности, растительный и животный мир.

Каждой команде необходимо распознать животного по силуэту и записать его название в нужную графу в соответствии с местом его обитания. (Таблица. Приложение 2).

-Поверьте правильность выполнения задания. Если все ответы совпадают. Команда получает заветную сушку.

Игровая ситуация «Узнай животного» (работа с текстом).

- Сейчас каждой команде необходимо распознать животного по описанию и записать его название на карточке. (Узнай животного. Приложение 3).

Игровая ситуация «Составь загадку-описание» (работа с текстом).

- Сейчас, каждой команде необходимо составить описание одного из животных, силуэты которых представлены на доске. Для образца используйте текст из предыдущего задания. Помните, что в тексте нельзя упоминать название животного, чтобы получилась загадка для команд соперниц.

 - Договоритесь, кто будет отвечать. Зачитайте описание животного, не называя его. Команды соперницы должны угадать, о ком идёт речь.

Игровая ситуация «Лукошко»(работа с иллюстративным материалом).

 - Сбор шишек, грибов и ягод – традиционный промысел жителей Поморья. Лето проходит на севере быстро. А ягод в лесу много. Но мелки северные ягодки. Трудно их собирать. Из этих вкусных ягод варят морс, варенье.

Распознайте, какие ягоды лежат в лукошке. Впишите названия северных ягод в клеточки лукошка. (Лукошко. Приложение 4).

-Экспозиция была посвящена корове.

Обрабатывают информацию, которая занесена в таблицу и дают письменные ответы на вопросы. Озвучивают полученные ответы, за правильный ответ при выполнении подсчётов получают сушку.

- Фёдор Александрович Абрамов.

Визуальное и вербальное восприятие информации.

https://disk.yandex.ru/i/ccAs3J9GgEqI0A

- Зона арктических пустынь, тундра, лесотундра, тайга.

Видят изображение силуэтов животных на экране.

https://disk.yandex.ru/i/8aOjbfjA3VX-IQ

C:\Users\Директор\Desktop\силуэты животных2.jpg

Распознают животных по силуэту, классифицируют объекты природы в соответствии спринадлежностью к определённой природной зоне. Осуществляют самоконтроль: проверка с ответами на доске, представленными в таблице. https://disk.yandex.ru/i/POGUzpobfWBDGw

Читают текст – описание, определяют и записывают название животного на карточке. Поднимают карточки с ответами. (За правильный ответ получают сушку.

Видят изображение силуэтов животных на экране.

https://disk.yandex.ru/i/8aOjbfjA3VX-IQ

Составляют текст - описание.

Озвучивают описание животного. За точное описание получают сушку.

Распознают по иллюстрациям северные ягоды и записывают их названия.

Осуществляют самоконтроль:

проверка с ответами на экране. Полное лукошко) https://disk.yandex.ru/i/xZAWC4jkvG358g

Получают заработанные сушки.

6

Рефлексия (подведение итогов игры-путешествия).

5

 - В завершении путешествия вам предстоит заполнить небольшую информационную карту туриста, используя физическую карту Архангельской области.

(Информационная карта туриста. Приложение 5).

Организация чаепития.

Видят на экране карту Архангельской области, заполняют информационную карту.https://disk.yandex.ru/i/m02bTD2Vi1H5zg

Осуществляют самоконтроль: проверка с ответами на экране.https://disk.yandex.ru/i/h__Hl9flUB23tQ

 Получают заработанные сушки, пьют чай.

Не регламентировано.

Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями в рамках реализации регионального компонента в образовании, а также в ходе проведения работы по адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено. Игра «Виртуальное путешествие во времени и пространстве. Архангельская область» возможна для организации общешкольного мероприятия в 4-6 классах. Команды - участницы игры могут быть смешанными по возрасту.

Список источников

  1. Интеллектуальный турнир для учеников 3-4 классов общеобразовательных организаций «Север синий на краю России». Сайт АО ИОО.
  2. Шиловская Жанна Валерьевна, учитель музыки МБОУ «Гуманитарная гимназия №8»  г.Северодвинск, Архангельской области. Внеклассное мероприятие познавательная игра «Путешествие по северному краю».


[1]Иванова, Н. И. Роль изучения истории и культуры родного края в социализации ребёнка / Н. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1305/ (дата обращения: 17.04.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.

Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно...

Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

« Виртуальное путешествие по культурным достопримечательностям города Тамбова».

Тамбов на карте генеральнойКружком означен не всегда;Он прежде город был опальный,Теперь же, право, хоть куда.Там есть три улицы прямые,И фонари и мостовые,Там два трактира есть, одинМосковский,...

Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов

Фольклорный праздник   "Масленица"проведён в МОУ "СОШ №22" г. Саранска во 2 Б классе.Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды    посредс...

Роль проектной и исследовательской деятельности в приобщении к историко-культурному наследию младших школьников

В условиях модернизации образования актуальными становятся вопросы выделения общекультурной компетенции, составной частью которой является историко-культурная компетенция, позволяющая формировать школ...

Тематическое направление: Приобщение к культурному наследию Тема методической разработки: Льняные посиделочки

Внеклассное мероприятие - «Льняные  посиделочки».Актуальность темы в том, что изучение национальных традиций помогает понять культурное и историческое наследие народа. Помогает с...

«Игровые модели внеурочной деятельности по приобщению обучающихся к культурному наследию России»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению ба...