"Трудный ребёнок" в школе - как ему помочь?
статья (4 класс)

Статья поможет учителям, которые в практике своей работы сталкиваются с "трудными детьми". Как избежать конфликтной ситуации между ребёнком и учителем? Как помочь ребёнку выбрать верное направление в своём поведении? В статье перечислен ряд техник, которые могут помочь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnyy_rebyonok.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудный ребёнок» - как ему помочь?

По опыту преподавания в младшей школе мне приходилось сталкиваться со множеством задач, которые требовали от меня, как учителя, не просто знания методологии, но и умения найти подход к самым разным детям. Как ни сложно догадаться, больше всего сил уходило на работу с детьми, которых принято называть «трудными».

«Трудный ребёнок» - кто он? Чаще всего это яркие нарушители дисциплины, способные дерзить, затевать ссоры, или , наоборот, апатично и безвольно идти на поводу у «отрицательного лидера». С ними сложно найти общий язык, выстроить доверительные отношения, но это необходимо для дальнейшего правильного формирования личности, способной комфортно взаимодействовать в обществе.

Поведение учеников, которое выходит за рамки нормы на уроках, на переменах требует от учителя найти ответы на целый ряд вопросов: как правильно реагировать, какие действия следует предпринять и что можно сделать, чтобы помочь ребенку сознательно управлять своими поступками, позволяющими, комфортно жить в социуме. Нам важно показать, что именно ОН- ребёнок является хозяином своего поведения?

Любая неприятная ситуация может стать источником позитивного опыта. Ключевую роль играет отношение к ней педагога. Если учитель настроен позитивно, он сможет управлять как своей реакцией, так и реакцией ученика. Такой подход позволит снизить уровень стресса у всех участников. Но самое главное: ребенок почувствует желание наставника помочь, а не наказать за проступок.

На практике мне также удалось проверить целый ряд техник, которые позволяют учителю проявить свое участие и позитивное отношение к провинившемуся ученику.

1. Визуальные.

Несмотря на гнев, который учитель может испытывать в моменте сложной ситуации, стоит сохранять контроль над выражением лица: приподнять брови, сделать удивленный, дружелюбный вид.

Улыбнуться и посмотреть в глаза на 1-2 секунды дольше обычного.

Кивок головой или наклон головы помогут юному собеседнику открыться, ощутить безопасность и выйти на диалог.

2. Вербальные.

Самая эффективная техника – использование паузы. Чтобы освободиться от напряжения сделайте глубокий вдох и выдох.

Говорите тише обычного, с примиряющей интонацией.

Используйте вопросы, которые помогают дать оценку поведения: «Спроси себя, твое поведение соответствует правилам класса?», «Если бы тебе дали возможность изменить ситуацию, что бы ты сделал?».

Приглашайте ученика к положительному поведению, например: «Мне нужна твоя помощь».

3. Кинетические.

Найдите в классе место, в которое можно переходить, если необходимо изменить поведение учащихся. Можно подойти и встать рядом с нарушителем, дотронуться до него или его парты.

Позитивная позиция при общении с учеником - это лицом к лицу. Учитель может подрегулировать высоту своего стула, чтобы его туловище стало ниже уровня туловища ученика. Это позволит снять напряжение, учащийся почувствует себя увереннее.

Кисти рук открыты и повернуты вверх, такая позиция покажет, что учитель настроен на общение.

Попробуйте быть «на одной волне». Если ребенок стучит карандашом, можно начать в ритм постукивать пальцами по столу с постепенным замедлением ритма. Если учитель потянется, глубоко вздохнет, выпрямится, то школьники повторят эти действия.

По наблюдениям ребёнок, проявляя защитную реакцию, предпочитает плохо себя вести, получать замечания за поведение, но не показывать, что он чего-то не знает и, как результат, не переживать чувство неудачи . Такие дети требуют особого внимания.

В подобной ситуации надо говорить ученику о том, что учитель хочет, а не констатировать текущее поведение ребёнка. Это позволит ему услышать пожелания учителя.

С целью переключения внимания ребёнка на учебную деятельность, учитель может передать детям часть своих полномочий. Можно предложить ученикам самостоятельно выбрать задания для решения, например, столбики для решения выражений по математике, указать уровень заданий. Чтобы повысить интерес и самоконтроль при выполнении заданий, учитель может спросить о пользе предстоящей работы, создать проблемную ситуацию.

Ученикам с низкой устойчивостью внимания бывает сложно начать выполнять задание. Для этого учитель даёт чёткие указания: «Поставь ноги на пол, выпрями спину, положи тетрадь правильно, приступай к работе». Для верного выполнения задания используется алгоритм, который ученики сначала проговаривают вслух для себя: «Сначала я сделаю..».

Признавайте хорошее поведение учащихся и ободряйте после неудач. Можно использовать ободряющие сигналы: «Ого!». Успех поможет решить ученику многие проблемы. Важно, чтобы наставник воспринимал ребёнка, как человека, которому не хватает важных навыков, а не как злостного нарушителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

ПЕРВОКЛАССНИКИ, КОТОРЫМ ТРУДНО В ШКОЛЕ

Что такое "трудный" ребенок и как это проявля­ется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет вол­новаться родителей, беспокоиться бабушек и деду­шек, а самое главное — травмирует ребенка, кото...

Система работы с трудными детьми в начальной школе.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие........

Проекты в начальной школе - это трудно?

Проекты в начальной школе - это трудно?...

Родительское собрание "Проблема трудных детей в начальной школе".

Задачи: познакомить родителей спричинами, которые стимулируют плохое поведение детей, формироватьу родителей культуру принятия трудностей, развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с ...

Родительское собрание "Проблема трудных детей в начальной школе"

Задачи собрания:1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка...