Педагогически трудные дети - Работа с родителями трудных детей
статья по теме

 

                                                       Трудные дети (советы психолога)

Педагогически трудные дети - Работа с родителями трудных детей

 

             В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.


               Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.
Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении подростка в семье и отношения с родителями". Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.
 

 

                  Также причиной "отверженности" может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Что же делать родителям?

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.

Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы родителям

«Что делать, чтобы ребенок не был агрессивен»

 

  • Определите проблемы и нормализуйте семейные отношения.
  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения (ребенок видит и подражает вам).
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его.
  • Требуя что-то, учитывайте возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть.
  • Пытайтесь гасить конфликт сразу, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Учите общению со сверстниками.
  • Старайтесь предотвращать агрессивные реакции.
  • Не внушайте ребенку, что он плохой. Это формирует низкую самооценку, затрудняет общение с внешним миром.
  • Не используйте агрессивные меры воспитания (шлепки, угол, ремень).
  • Не позволяйте ребенку даже нарочно стрелять в людей даже игрушечным пистолетом.
  • Старайтесь оградить от сцен насилия не только в жизни, но и на телеэкране.
  • Никогда не говорите, что кто-то лучше.
  • Не культивируйте вражду между ним и сверстниками.
  • Не оскорбляйте достоинство грубыми словами.

 

Если нет видимых причин для агрессии ребенка, то обратитесь за консультацией к психоневрологу или психологу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любите детей такими, какие они есть

 

        Словно быстрые весенние потоки проносятся наши годы, и нельзя обратить их вспять, заставить задержаться, возвратить счастливые мгновения прожитой жизни. Казалось, только вчера захлопнулись за нами двери родной школы, и мы, радостные, полные надежд, вступили на путь самостоятельной, взрослой жизни. Однако вскоре пришло понимание того, что достичь желаемого совсем не просто, а порой невозможно, что с годами незаметно теряется юношеский задор, появляется тяга к покою и какая-то внутренняя неудовлетворенность стучится в сердце, заставляя грустить о несбывшемся. И лишь наши дети способны заполнить душевную пустоту, образовавшуюся в результате стечения обстоятельств, мешающих осуществлению задуманного нами. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы они избежали наших ошибок, достигли того, чего не удалось добиться нам самим. Нам кажется, что наш ребенок исключительный, и эту исключительность мы пытаемся разглядеть в нем едва ил не с пеленок. А когда он вырастает не таким, каким бы нам хотелось, мы начинаем упрекать его в лени, в неблагодарности и прочих грехах, забывая спросить, а что же надо ему самому. А надо ребенку как ни странно не так уж и много. Каждый ребенок нуждается в родительской любви, которая заключается в сознании того, что ребенок, в каком бы он возрасте ни находился,  - это личность со своими интересами, желаниями, обязанностями и правами. И нельзя лишать его самостоятельности в принятии решений.

 

        Родители, предоставляющие своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют максимум наказаний, часто предоставляют детям регулировать свое поведение – это демократичные родители. Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, готовых к сотрудничеству с другими детьми.

 

       Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения, соблюдения порядка. Если авторитарность сочетается с холодностью, у детей появляется стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность, создаются трудности в адаптации к новым условиям.

 

       У родителей, которые относятся с теплотой к свои детям, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, инфантильные, замкнутые, эгоцентричные дети.

 

       Иногда же безграничная любовь мам и пап вместо нежности, радости, поддержки формирует в ребенке чувства неудовлетворенности, агрессии. По сути, такая любовь порождает нелюбовь. Формы проявления родительской нелюбви разнообразны. Прежде всего, это стремление оградить ребенка от всех трудностей, готовность исполнить любое его желание. Однако в будущем такая псевдо любовь приведет к проблемам в жизни ребенка, превратив его, возможно, в эгоиста, совершенно не знающего жизни, не способного стать счастливым сам и подарить счастье родным и близким. Это умение само не приходит, оно ненавязчиво прививается изо дня в день, в первую очередь родителям. Это обязывает их быть

внимательными к своему поведению, чтобы негативные стороны взаимоотношений не отложились в сознании сына или дочери. От семейных ссор больше всего страдают дети, а не сами ссорящиеся.

 

     Все лучшее детям?                                             С. Соколова

     Дети. Это святое на свете.

     Лучшее детям. Все лучшее детям.

     Часто мы лозунги провозглашаем,

     Только любовью дарить забываем.

     Даже во время детского счастья

     Взрослый не может пройти без участья:

     «Как ты сидишь! Не смотри телевизор!

     Вилку возьми! Да не будь же подлизой!»

     Как мы детей своих награждаем,

     Когда воспитаньем своим унижаем!

     Как не поверить, что маленький Бог

     Смог это сам: «Нет, ты б сам так не смог!»

     Как показать взрослым папам и мамам,

     Что дети все знают, все видят? Куда там!

     Легче ребенку сказать: «Ты растяпа!»

     Чем честно признать, что растяпой был папа.

     Проще ребенка унизить, придраться.

     Чем честно в ошибках своих разбираться.

    «Ты не такой», - часто слышим от них.

     А кто научил? Может зло в нас самих?

     За взрослую леность дети в ответе.

     Так что ж мы ответим? Все лучшее детям? 

 

         А ведь дети всегда несут в себе свет любви и понимания. Ничто не в силах уничтожить в сердце ребенка любовь. Даже ложь родителей и окружающего мира не могут повлиять на их умение любить. Но от фальши и лжи в сердце поселяется БОЛЬ. Об этой боли малыш забывает лишь в игре. Но вот игра закончена, ребенок возвращается в мир реальности, а вместе с ним и боль от предательства взрослых. Зачастую, родители – это те, кто первыми предают своих детей. Сначала ребенок рождается без любви. Потом появляется сожаление о лишних заботах, связанных с малышом, это первый крик на ребенка и физическое наказание, это чувство недоверия к своему сыну или дочери – в то, что он говорит и делает, это ложь в отношениях между родителями, это жалость и нечестность к себе и окружающим. Все это и многое другое рождает в ребенке ощущение ненужности в мире, где царит ложь.

 

         Семейные ссоры и конфликты– это еще одна распространенная форма родительской нелюбви. Как бы родители ни пытались показать ребенку, что их разногласия никак не влияют на отношение к нему, вред, наносимый психике маленького человека в обстановке вражды между самыми близкими людьми, ничем не измерим. А если подобные размолвки приводят к уходу одного из родителей из семьи, то в это время в целом мире не найти ребенка несчастнее, т.к. он чувствует себя ненужным и обманутым. На протяжении работы в школе неоднократно с болью наблюдаю за тем, насколько тяжелы нравственные переживания детей, оказавшихся в подобной ситуации. Они сразу же теряют интерес к учебе, озлобляются, отдаляются от одноклассников. И требует немало усилий, как со стороны педагогов, так и семьи, чтобы помочь ребенку поверить, что с разводом родителей жизнь для него не кончается, в ней по-прежнему остается место для добра и родительской любви. Еще отвратительнее, когда ставшие чужими родители начинают использовать ребенка в своих корыстных целях.

 

         Самая ужасная форма родительской нелюбви – это откровенная жестокость, выражающаяся в применении физической силы. Она страшна тем, что укрепляет в сознании ребенка уверенность в незыблемости права сильного по отношению к слабому. Как правило, став взрослым, такой ребенок тоже начинает руководствоваться данным принципом. Но жестокость, как это уже не раз подтверждалось, бумерангом возвращается к тому, кто ее совершил. Дети, чьи родители считают универсальным средством воспитания ремень, становятся скрытными, изворотливыми, идут на любой обман, чтобы избежать наказания. У них нет мира и покоя в душе, а это состояние ведет к тому, что они во всех видят врагов: в учителях, в одноклассниках и даже в собственных родителях. Со сверстниками они ведет себя агрессивно. Все свои проблемы решают с помощью кулаков. Прежде чем опустить на ребенка занесенную для удара руку, загляните ему в глаза. И, пока его взгляд таит лишь испуг, а не злобу, остановитесь. Иначе будет поздно. Нет ничего отвратительнее, чем ударить того, кто слабее, кто в силу своего положения не может вам ответить. Неокрепшую детскую душу, как тонкий стебелек, сломать легко. Но долг каждого родителя защитить ее, подготовить к многочисленным жизненным невзгодам и потрясениям, встреча с которыми во взрослой жизни неотвратима, потому, что реальная действительность – это не ровный путь, а извилистая дорога с нелегкими подъемами и опасными спусками.

 

         Ощущение ребенка себя счастливым складывается из множества причин и обстоятельств: отношения к нему сверстников, взрослых, успехов в учебе и других важных делах. Задача родителей – умело разрешить или сгладить те противоречия, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в процессе приобретения им социального опыта, постижения законов сосуществования с окружающими. Нужно настойчиво готовить ребенка к осознанию того, что жизнь полна препятствий, преодоление которых и позволит ощутить всю ее полноту.

 

         Много нравственных переживаний доставляет ребенку плохая учеба, ведь ему приходится выслушивать упреки по этому поводу и от учителей, и от родителей. Отсюда и нежелание ходить в школу, ведь ребенок знает, что, вернувшись домой, он должен отчитаться перед родителями за плохую оценку. Но никакими наказаниями и угрозами нельзя заставить сына или дочь хорошо учиться. Дисциплинарно настроенные родители то ласкают детей, то кричат на них. В подготовке уроков принимают холодный тон, стараясь «выжать» из ребенка действие. Дети используют свои уловки: плач, беспомощность. Родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности младшего школьника в приготовлении уроков. Ребенку этого возраста нужна поддержка старших, вера  в то, что если сегодня он чего-то не умеет, то завтра у него обязательно получится.

 

         Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность с усилиями педагогов помогут изменить ситуацию. Спокойно разобраться, почему ребенок плохо учится, чтобы помочь ему справиться с бедой. Возвращаясь из школы, малыш должен быть уверен, что там его встретят с любовью и радостью независимо от того, какие отметки стоят сегодня у него в дневнике. Чувствуя поддержку и заинтересованность родителей в его успешной учебе, ребенок сам захочет учиться лучше. И пусть он не станет отличником, зато будет расти честным человеком, не падающим духом из-за неудач. Ведь рядом с ним всегда любящие его люди – мать и отец, готовые в любую минуту придти на помощь, если возникает необходимость. Только чувство защищенности от всего враждебного, что есть в окружающем ребенка мире, делает его психику устойчивой к негативным жизненным различным явлениям.

 

         Ребенку нужно немного из того, что ему предлагают взрослые. То, в чем он действительно нуждается, скрыто за семью печатями, и не каждый по настоящему может прикоснуться к этому в своей жизни. Об этом много говориться, но со словами теряется суть того великого чувства, имя которому – ЛЮБОВЬ. Любите детей, ведь ради этого они пришли к нам, и за это щедро вознаградят нас. Любите и учитесь любви у детей, ведь в этом заключена суть всего сущего.

 

      Любите нас такими,

      Как все мы есть.

      Пусть недостатков в нас не счесть,

      Зато мы ваши дети,

      И никого дороже

      На всем огромном свете

      Никто из вас не сможет

      Найти средь суеты.

      Мы вашим станем продолженьем,

      Надеждой вашей и судьбой,

      Тревогой, счастьем, вдохновеньем.

      Но чтобы вдруг не стать бедой,

      Своею жизнью день за днем

      Быть благодарными учите.

      Любви родительской огнем

      Любовь ответную будите.

      Ведь лишь она одна

      Очаг домашний согревает,

      Бывает так она сильна,

      Что все невзгоды побеждает.

      Так будьте же терпимей к нам,

      Понять нас просто постарайтесь.

      И вопреки безжалостным годам,

      Душою молодыми оставайтесь.

 

 

 

15 советов психологов

 

Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки?

 

 

1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать Ваш голос.

 

2. Не торопитесь. Рассчитайте время. Ребёнок не виноват, если Вам это не удалось.

 

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много поработать.

 

4. Не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», «Не получай плохих отметок!» Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

 

5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречая ребёнка, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните своё самочувствие после рабочего дня.

 

6. Если видите, что ребёнок огорчён - не допытывайтесь; пусть успокоится и сам расскажет.

 

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку». Постарайтесь, чтобы разговор с учителем проходил без ребёнка.

 

8. После школы не торопитесь садиться за уроки. Дайте ребёнку 2 часа отдыха (в 1 классе не повредит час сна). Лучшее время для подготовки уроков- с 16 до 18 ч. Занятия вечерами бесполезны.

 

9. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий- 10 мин. перерыва.

 

10. Во время подготовки уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения.

 

 

 

 

11. В общении с ребёнком избегайте условий: «Если ты сделаешь, то…»

 

 

12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.

 

13. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педпрактики решайте без него.

 

14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще это объективные показатели переутомления.

 

15. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnyy_rebenok.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа с «трудными» детьми в классе

2.1. Индивидуальная работа с «трудными» детьми. Изучив понятие, аспекты трудновоспитуемости, категории трудновоспитуемых детей, их индивидуальные особенности и психолого-педагогические проблемы, можно выработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению трудных детей.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми 

(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 7)

  1. Посадить ученика на первые парты или в середине класса.
  2. Посадить ученика с учеником рефлексивного типа или одного и подальше от других импульсивных учеников.
  3. Работать с ребенком лучше в начале урока.
  4. Делить работу на более короткие и более частые периоды.
  5. Использовать физкультминутки.
  6. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  7. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  8. Использовать гибкую систему поощрения и наказания.
  9. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  10. Давать постоянные или временные поручения.
  11. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми 

(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 8)

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Учить брать ответственность на себя.
  7. Используйте удивление для реакции на агрессию.
  8. Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка.
  9. Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка.

Рекомендации по работе с тревожными детьми

(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 9)

  1. Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Используйте физкультминутки.
  4. Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам.
  5. Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что его хвалят.
  6. Обращайтесь к ребёнку по имени.
  7. Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
  8. Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования.
  9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  10. Старайтесь, чтобы наказания не унижали ребёнка.
  11. Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети.

Рекомендации по работе с детьми-индиго 

(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 10)

  1. Хвалить ребёнка за малейший успех.
  2. Делить работу на более короткие и более частые периоды.
  3. Следует превратить обучение в творческий процесс.
  4. Компьютер является идеальным средством обучения для индиго.
  5. Усвоение материала будет наиболее качественным, если для этого используются картинки, диафильмы, учебные фильмы и другие образы.
  6. Лучше давать им индивидуальные задания, насыщенные, но не очень объёмные.
  7. Напоминать ребёнку о том, что на уроке нужно быть внимательным.
  8. Желательно посадить ребёнка в центре класса на первых партах, чтобы внимание было направлено на учителя.

2.3. Выполнение учителями упражнений, направленных на оптимизацию работы с «трудными» учениками.

Предлагаемые упражнения тщательно отобраны. Они помогают учителю другими глазами взглянуть на проблему «трудных» детей в школе, раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение. В ходе выполнения этих упражнений педагоги работают в группах, индивидуально, выслушивали мнение друг друга, побывали в роли специалистов, которые работают с «трудными» детьми. Их выполнение не требует специальной подготовки и направлены на поиск путей преодоления трудновоспитуемости, наиболее оптимальных и эффективных способов взаимодействия с «трудными» детьми.

Упражнение №1. Дать определение «трудный» ребёнок.

Упражнение проводится по рабочим группам. Участники семинара по группам обсуждают определение. После обсуждения высказываются по одному представителю от каждой рабочей группы. Определения, данные рабочими группами, заносятся в компьютер и проецируются на доску. (Приложение 3, слайд11).

Упражнение №3. Проблемы взаимодействия с «трудным». (Приложение 3, слайд 12).

Упражнение проводится по рабочим группам. Участники семинара обсуждают в группах свои проблемы. Все мнения фиксируются. После обсуждения представитель каждой рабочей группы знакомит участников семинара с мнением своей рабочей группы.

После выступления всех представителей мнения систематизируются, заносятся в компьютер и проецируются на доску. (Приложение 3, слайд 13).

Упражнение №4. «Комплексный подход». (Приложение 3, слайд 14)

Участникам семинара, предстоит решить сложную педагогическую задачу, используя комплексный подход педагогов, психологов, логопеда, социального педагога, валеолога, врача, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних. Подгруппам выдаются описания ситуаций, заранее подготовленных ведущими семинара, которую они должны разрешить в результате совместного обсуждения.

Ситуация 1. Действие происходит в Солнечном городе. Незнайка хочет быть капитаном корабля, отправляющегося на Луну. Но его не берут в полёт, потому что он не умеет читать, писать, и поэтому не сможет выполнить инструкции. К тому же у него невнятная речь, которую не понимают многие коротышки. Ходить в школу Незнайка отказывается, почему, не объясняет.

Ситуация 2. Действие происходит в сказке. Колобок – главный герой. Однажды он увидел Лису, испугался её и стал заикаться. В школу ходит каждый день, но на уроках сквернословит, домашние задания не выполняет, отказывается читать самостоятельно, без помощи взрослых. По ночам спит неспокойно, вскрикивает, говорит, что боится Лису.

Ситуация 3. Красная шапочка – девочка-подросток после истории с Серым Волком очень подружилась со своими избавителями – охотниками. Стала проводить много времени в их компании. Пропускает школу. Использует в речи нецензурную брань, курит. В последний раз принесла бабушке вместо пирожков пиво с сухариками.

Ситуация 4. Действие происходит в лесной школе, в которой учатся зверята. Один из них медвежонок, ежедневно спи на уроках, независимо от времени года. Когда учитель его будит, Медвежонок дерётся с соседями, обзывает всех, и кидает портфель в учителя. однажды он попал в окно и разбил стекло. На вопросы учителя, касающиеся учебной программы, Медвежонок не отвечает, смотрит в сторону.

Для удобства оформления группового решения рабочим группам предлагается заполнить таблицу

Специалист

Описание проблемы

Рекомендации

Педагог

Психолог

Логопед

Социальный педагог

Валеолог

Врач

Родители

Инспектор по делам несовершеннолетних

Затем группы по очереди рассказывают суть своей ситуации и предполагаемые направления работы с учеником каждого специалиста.

Упражнение 2. Нарисуйте портрет «трудного» ребёнка.

(Приложение 3, слайд 15)

Упражнение проводится по рабочим группам. Для обеспечения работы на столах краски, кисти, баночки с водой, бумага для рисования. Группа сначала обсуждает, потом создаёт коллективный портрет «трудного» ученика. После завершения рисования все работы вывешиваются на доске. Каждая группа представляет свою работу и рассказывает что о своей идее.

На этом этапе упражнения для сравнения учителям предлагается посмотреть на работы детей. Как дети представляют «плохого», «трудного» ученика. В заключении работы участники семинара делают вывод о том, насколько похожи и насколько отличаются мнения учителей и школьников.

Упражнение №5. «Мои педагогические хитрости». (Приложение 3, слайд 16)

Участникам семинара предлагается поделиться своим профессиональным опытом в работе с «трудными детьми» на уроке и во внеурочное время.

Упражнение №6. Практикум по работе с «трудными» детьми. (Приложение 3, слайды 17-20) Автор упражнения: Федотова Татьяна Александровна

Индивидуальная работа.

Практикум выполняется в три приёма. Для работы выбираются три участника на роль учителей и восемь - на роль учеников, остальные участники становятся экспертами. Мы предложили выполнить роль учителей самым активным участникам семинара, которые давали наиболее грамотные и зрелые ответы, относительно нашей задачи.

Трём участникам семинара, которые выполняют роль учителя, даётся задание провести урок в классе, где учатся 8 ребят Ослик Иа, Буратино, Мальвина, Чиполлино, Шерхан, Карлсон, Пеппи Длинный чулок и Незнайка. (Приложение3, слайды 21-27). Учителю, пользуясь знаниями об индивидуальных особенностях детей и способах взаимодействия с ними, за 10 минут нужно постараться установить учебную дисциплину и спросить на оценку трёх учеников. Каждому учителю даётся своя тема урока и имена учеников, которых надо спросить. Участники покидают учебный кабинет и готовятся к выполнению поставленной задачи.

Восемь участников, играющих роль учеников распределяют рои, надевают беджи со своим «новым именем», занимают первые парты.

Остальные участники становятся экспертами. Они следят за выполнением задачи своими коллегами, и отмечают в протоколе наблюдения использованные в работе педагогические приёмы и методы, свои замечания и предложения по ведению урока.

Протокол наблюдения за уроком

Используемые в работе педагогические приёмы, методы

Ваши замечания

Ваши предложения по ведению урока

урок

учитель

Ученик1

Ученик2

Ученик3

По окончании работы проводится обсуждение проведённой работы,  использованных педагогических приёмов для успешной деятельности, допущенные ошибки.

Список литературы

  1. Акимова М.К. Почему одни не могут, а другие не хотят? - Школьный психолог №40, 2003.
  2. Артюхова И. Умение учиться. – Начальная школа №23, 2002.
  3. Баева И.А. «Тренинги психологической безопасности в школе», С-Пб.:Речь-2006.-251с.
  4. Безруких М.М. Трудности  обучения в школе: комплексный подход. – Школьный психолог №3, 2006.
  5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Часть 2. – М.: Генезис, 2005. – 127с.
  6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология.  - М.: педагогическое общество России, 2004. – 511с.
  7. Дети с нарушением развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 262с.
  8. Карнеги Дейл. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.: Пер. с англ.-Самара: Изд-во «АВС», 1997.-704с.
  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., 1995. – 95c.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. - СПб.: Речь, 2007. – 135с.
  12. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Речь, 2003. – 199с.
  13. Панкова Н.М. Что в «ранце» школьного психолога? психологическая газета. 1998. № 8/35.
  14. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2003. – 163с.
  15. Петрушин В.И. Педагогические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр Педагогический поиск, 2001. – 159с.
  16. Психология. Словарь. п/р А.В. Петровского.и М.Г. Ярошевского, М.: Издательство политической литературы, 1990.- 494с.
  17. Психологическая служба школы. п/р Дубровиной И.В. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 219с.
  18. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития. Академия холдинг, 2002. – 159с.
  19. Троицкая И. Формирование саморегуляции у младших школьников. – Воспитание школьников №6, 2003.
  20. Управление школой. Ключевые слова: Словарь-справочник руководителя школы. Избранные статьи/Авторский коллектив А.М.Моисеев, А.А.Хван, А.Е.Капто и др.; под редакцией А.М.Моисеева, А.А.Хвана. – М.; Кемерово: Издательство КРИПК и ПРО, 2002. – 218с.
  21. Чекмарёва Т.К. Мотивация учения (управленческий аспект).-Завуч начальной школы №2, 2001.
  22. http://www.kid.ru/problems/189.php3 сайт для заботливых родителей
  23. http://www.didaskal.ru/deloN3321 православное дело подборка избранных материалов
  24.  СМИ http://www.didaskal.ru/deloN3322 православное дело подборка избранных материалов
  25. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=9021F17ED2CB4BD7917D347961EAC925   KM.RU - Образование  - Рефераты - Психология, педагогика - Полный текст работы
  26. http://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=745 единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Гиперактивный ребенок

Портрет гиперактивного ребенка

 

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так, где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная. Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит. Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его движением.

Вы узнали в описании своего ребенка? Тогда эта статья именно для Вас!

Причины гиперактивности


Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным


Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребенок уже посещает школу и, начались проблемы с учебой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребенка, теряется интерес к учебе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.

1. При невнимании: 
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.

2. Сверхактивность:
– ерзает, не может усидеть на месте;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.

3. Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

Как помочь гиперактивному ребенку .

         Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач- невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации. Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребенка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку. Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.). Вокруг ребенка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий. С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребенка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам. Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много. Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту. Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения. Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза. Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал. Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту. Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия. Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша. Повремените с оформлением такого ребенка в детский сад. Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребенок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки. Гиперактивный ребенок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем в любви безусловной, когда ребенка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

            Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

             В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1.  Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  1. проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  2. помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
  3. контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  4. не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
  5. стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  6. избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
  7. реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
  8. повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  9. не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  10. выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  11. для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2.  Изменение психологического микроклимата в семье: 

  1. уделяйте ребенку достаточно внимания;
  2. проводите досуг всей семьей;
  3. не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.  Организация режима дня и места для занятий:

  1. установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  2. чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  3. снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  4. оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  5. избегайте по возможности больших скоплений людей;
  6. помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  7. организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4.  Специальная поведенческая программа:

  1. придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  2. не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  3. чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  4. составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  5. воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  6. не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  7. постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  8. не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  9. не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  10. помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  11. не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольг ких звеньев;
  12. объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

         Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
         Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":
 

  1. лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  2. запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  3. прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  4. чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
  5. холдинг, или простое удержание в "железных объ-ятиях";
  6. внеочередное дежурство по кухне и т.д.

         Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

  1. если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
  2. если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
  3. если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
  4. если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

         Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
         Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
         Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.

    Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

  1. изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  2. работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
  3. оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
  4. измените режим урока с включением физкультминуток;
  5. разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
  6. предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
  7. направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

  1. введите знаковую систему оценивания;
  2. чаще хвалите ребенка;
  3. расписание уроков должно быть постоянным;
  4. избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
  5. вводите проблемное обучение;
  6. используйте на уроке элементы игры и соревнования:
  7. давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
  8. большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
  9. создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
  10. научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
  11. игнорируйте негативные поступки и поощряйте по-зитивные;
  12. стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
  13. помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

  1. способствуйте элиминации агрессии;
  2. обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  3. регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

  1. объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  2. объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

         Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: "Я одобряю тебя". Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
         Помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а
медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.

Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....

Программа работы клуба"Родители и дети"

Программа клуба "Родители и дети" содержит основные аспекты работы с родителями и детьми  в современных условиях.Целью клуба является активизациясотрудничествамежду школой и семьями воспитанников...

Социально-педагогический проект организации совместной деятельности родителей и детей "СО-ДРУЖес-ТВО"

Цель проекта: Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых (учителей и родителей) через социально значимую деятельность. Создание условий рационального, творчески активного досуга ...

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов

Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе....

Программа работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей....

Тема выступления на ШМО: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике ОУ через использование творческой деятельности детей и их родителей».

Цель: помочь родителям в организации совместной творческой деятельности с детьми.Задачи:- Создать положительный эмоциональный настрой, постараться сблизить родителей и детей.- Развивать творчески...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...