Тема выступления на ШМО: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике ОУ через использование творческой деятельности детей и их родителей».
методическая разработка на тему

Евгения Якомаскина

Цель: помочь родителям в организации совместной творческой деятельности с детьми.

Задачи:

- Создать положительный эмоциональный настрой, постараться сблизить родителей и детей.

- Развивать творческие способности детей и взрослых.

- Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.

- Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

- Налаживание эмоционального контакта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике ОУ через использование творческой деятельности детей и их родителей».

Воспитатель ГПП: Якомаскина Е.А.

Цель: помочь родителям в организации совместной творческой деятельности с детьми.

Задачи: 

- Создать положительный эмоциональный настрой, постараться сблизить родителей и детей.

- Развивать творческие способности детей и взрослых.

- Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.

- Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

- Налаживание эмоционального контакта.

Актуальность: социализация ребенка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания, саморазвития. Семья и детский сад – это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом, они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в «большой» мир.

Проблема: исследование семьи в условиях кризисного общества выявляют возрастную отчуждённость родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Вместо общения с родителями ребёнок «общается с телевизором и компьютером». Специалисты отмечают равнодушие к проблемам детей, низкую компетентность родителей, отсутствие возможности у родителей общаться педагогами.  Поэтому проблема активизации ребёнка в совместном творчестве со взрослыми является актуальной.

В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

 У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Прогнозируемый результат:

- Снижение остроты проявления кризиса семьи.

Возрождение и сохранение лучших традиций семейного воспитания.

- Активизация педагогического и культурного осознания родителей и педагогов.

- Создание активной системы поддержки творческого развития ребенка.

- Привлечь родителей к участию в жизни детского сада, группы.

- Сформировать доверительные, партнерские отношения между воспитателем, воспитанниками и их родителями.

- Раскрыть творческие способности детей и родителей.

Формы работы с детьми и их родителями:

теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми и взрослыми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия; практические - непосредственное изготовление изделий, самостоятельное художественное творчество детей, детское художественное экспериментирование, сотрудничество детей и родителей при выполнении работ, анализ и самооценка деятельности детьми, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям.

Работа с родителями.

Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям предлагала примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проводила консультации с родителями. Родители принимали активное участие в обогащении развивающей предметной среды, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий, привлекались к участию в совместной проектной деятельности с детьми, совместных праздниках, конкурсах и развлечениях.

Вывод:

Если большинство родителей станет больше уделять внимания своим детям, заниматься, играть с ними, то проект можно будет считать реализованным.

 

Выступление

В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.

 У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

      Что же такое творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической значимостью. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить.

Если ваш ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие Вашего совместного творчества – не нужно заставлять! Организуйте правильно творческий процесс и получайте от него удовольствие!

Участие в совместной деятельности в детском саду поможет Вам и Вашему ребенку легко адаптироваться к требованиям школьной программы.

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.

Занятия, встречи с детьми, конечно требуют

душевных сил, времени, труда.

Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы

наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

В.А. Сухомлинский.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Отношения семьи и дошкольного учреждения определяются понятиями «Сотрудничество» и «Взаимодействие». Поэтому, именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) возникло желание проявить себя в какой-либо деятельности.

Связующим звеном семьи и дошкольного учреждения может стать творческая деятельность. Ведь малыши предпочитают продуктивную деятельность другим видам детской деятельности. Ведь у каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Именно через творчество человек раскрывается как личность. Однако, наталкиваясь на сопротивление среды и ближайшего окружения, творческие способности остаются нереализованными.

Психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и взрослых (детей и родителей, детей и педагогов) формирует доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, так как дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Совершенствуются моторные навыки, развивается воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность интересное и увлекательное времяпрепровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, снимает давление авторитета родителей, позволяет ребенку ощутить свою значимость (особенно если в доме есть небольшой «уголок славы»). Совместное творчество детей и родителей создает в доме теплую атмосферу, вызывает положительные эмоции.

Поэтому особую популярность приобретает такая форма работы с родителями как организация конкурсов детского творчества, по результатам которых проводятся выставки.  Конкурсы могут быть приурочены к праздникам, временам года, тематическим неделям и т.п.  данная форма работы позволяет вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, дает родителям и детям продемонстрировать свои творческие способности. Ребенок в ходе создания работы узнает много интересного о мире, который его окружает, учится ценить и понимать природу, развивает творческие способности, наблюдательность и мелкую моторику. В результате ребенок начинает мыслить креативно. При виде обычных предметов у него начинают возникать творческие ассоциации. Уже потом, в школе, он удивит нестандартным подходом к решению задач.

Работа с родителями должна иметь наглядные формы. Родители воспитанников должны своевременно в письменной форме получать:

  • информацию о всех мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении;
  • приглашения к участию в конкурсах детского творчества, тематических проектах, праздниках, собраниях;
  • стенгазеты, тематические альбомы, консультации, выставки детского творчества.

Педагоги должны вовлекать родителей в участие в досугах и праздниках, в соответствии тематическим планированием, где дети увидят родителей в необычной для них ситуации (участие в подвижных играх, сценках, исполнение песен, стихов и танцев). Пример близких людей поможет малышам раскрепоститься. Родители же изнутри видят проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, получают возможность попробовать разные подходы, обменяться опытом. Взрослые лучше понимают состояние своих же детей, которые выступают перед ними. Важна помощь родителей в изготовлении атрибутов праздника, костюмов.

Невозможно представить и проектную деятельность дошкольного учреждения без участия родителей воспитанников. Ведь составить рассказ о семье, отдыхе, интересах и традициях семьи без участия взрослых невозможно. А тем более провести презентацию своего проекта в группе. В результате, разговорчивыми становятся даже «молчуны», дети более ярко проявляют свои эмоции.

В оценке творческих достижений детей и их родителей не должно быть проигравших. Обязательное условие – поощрение всех участников (грамоты, мелкие сувениры, сладости и т.п.). Такая позиция педагога воспитывает у дошкольника гордость за результат своего творчества и творчества всей семьи, побуждает к творческой активности, учит уважительно относиться к творчеству других людей. Родители начинают проявлять искренний интерес к жизни детского сада, учатся эмоционально поддерживать детей и выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности.

Использование различных форм работы в результате превратит родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активных участников и помощников воспитателя. Атмосфера в группе станет более доброжелательной. Кто-то сумеет увидеть в себе таланты, о которых и не подозревал, пока не начал участвовать в совместных проектах семьи и дошкольного учреждения.

Творчество детей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям, и взрослым. Однако, в организации взаимодействия с семьей нет готовых рецептов. Успех определяется инициативностью и терпением педагогов. Формы работы постоянно меняются. Цель – диалог воспитателя, воспитанника и родителей.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения, педагоги, взаимодействуя с родителями, больше узнают о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Увеличивается влияние педагога на родителей – приходит понимание того, что ребенка нужно не только накормить и одеть, но и общаться с ним, учить думать. А дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее. В результате они лучше занимаются и меньше конфликтуют со сверстниками и взрослыми.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена. Каждый, по - своему, дает ребенку социальный опыт, а в сочетании - создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Творчество – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Особенно если рядом родной человек мама или папа. Совместное творчество детей и родителей открывает новые возможности для сближения вокруг интересов и потребностей самой семьи, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг. Микроклимат во время совместного творчества формирует у участников коммуникативные способности; развивает художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Как утверждает В. Оклендер, “рисование - это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Цель наших занятий – помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире.

Творчество и эстетическое наслаждение являются фундаментальными чертами человеческой жизни. И у человека, поглощенного в творческую активность, мозг действует гораздо более интенсивнее, чем во время своей обычной деятельности. Только в изобразительной деятельности и на её основе могут развиваться постепенно осознанное художественное и эстетическое чувство, художественный и эстетический вкус и другие черты. Процесс и результат творческой деятельности — это способ познания мира и средство эмоционального выражения чувств. Художественно-творческая деятельность детей содержит все этапы познания, присущие взрослым:

созерцание, размышление, реализация идеи в продуктивной деятельности.

Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира. Дошкольник учится проявлять сою индивидуальность в сотворчестве с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения»

Собрание родителей будущих первоклассников, которое проводится в апреле текущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, б...

Формы участия родителей в реализации идей ФГОС.

Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся 1-й уровень – информационно-аналитический. Данный уровень характеризуется не только информированием ...

Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения

В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способс...

Формы участия родителей в реализации идей ФГОС

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) прид...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта на тему:«Воспитание активно жизненной позиции через коллективную творческую деятельность»

Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности, она включает в себя формирование у во...

«ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС нового поколения»

laquo;ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ  ФГОС нового поколения»...