Десять способов начать разговор с ребёнком о том, как у него дела?
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Ксенофонтова Татьяна  Николаевна

Совсем недавно дети красочно рассказывали нам обо всем, что с ними происходило: разбитые коленки, заветные желания, жалобы на друзей и много всего важного и не очень. Но дети растут, и вот уже сын и дочка на все вопросы отделываются фразой: «Всё нормально». Однако очень важно знать, что происходит в жизни наших детей. Предлагаю рассмотреть десять работающих способов узнать о том, как обстоят дела у повзрослевшего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyat_sposobov.odt51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Десять способов начать разговор с ребёнком о том, как у него дела?

Совсем недавно дети красочно рассказывали нам обо всем, что с ними происходило: разбитые коленки, заветные желания, жалобы на друзей и много всего важного и не очень. Но дети растут, и вот уже сын и дочка на все вопросы отделываются фразой: «Всё нормально». Однако очень важно знать, что происходит в жизни наших детей. Предлагаю рассмотреть десять работающих способов узнать о том, как обстоят дела у повзрослевшего ребенка.

  1. Способы активизации разговора

Подаем пример. Рассказывайте ребенку, как прошел день у вас. Делайте это не навязчиво, спокойно, делясь впечатлениями, эмоциями и переживаниями. Конечно, нужно учитывать возраст ребенка и не сказать лишнего. Пусть рассказ будет о том, как вам было страшно выступать на собрании, или о том, как вы выполняли ответственное задание. Добавьте эмоции, заразите ими своих детей.

Весёлая история. Если делиться событиями дня не получается, то рассказывайте об особенных случаях. Лучше всего, если это будет смешная ситуация, потому что юмор способен разрядить любую, даже самую напряженную ситуацию. Обычно после смешной (забавной) истории дети активно делятся рассказами о своей жизни.

Киносеанс. Можно пойти с ребенком в кинотеатр, а можно устроить кинопоказ дома, но по всем правилам: попкорн, напитки. Подберите эмоциональный фильм, а потом обязательно обсудите его, свяжите с реальностью. Важно разговорить ребенка, найти общие темы.

Фантазии. Этот способ подходит для дошкольников и младших школьников. Предложите пофантазировать: «А представь, что в вашу школу прилетели инопланетяне», «А что бы ты сделал, если бы стал директором школы». Вариантов много, но вывод один: ребенок должен предлагать варианты. Из них можно узнать много интересного: с кем ребенок дружит, кого хотел бы наказать и т.д.

«Правильные» вопросы. Вопросы: «Как дела?» и «Что нового?» не всегда вызывают ответную реакцию. Нужны вопросы, которые требуют развернутого ответа. Например:

  • Над чем ты сегодня смеялся?
  • Кому сегодня помог?
  • Кого сегодня хвалили, а кому сделали замечание?
  • Что нового ты сегодня узнал?
  • В каком настроении был учитель, почему?

Информация для размышления. Расскажите историю или новость, якобы из Интерната, по теме, которая вас беспокоит: школьный буллинг, конфликт с учителем, вымогательство и многое другое. Послушайте, что скажет ребенок по этому поводу.

Объятия. Введите привычку обниматься перед уходом и при встрече, и в течение дня не помешает. Тактильный контакт с близкими людьми дарит ощущение безопасности, поэтому дает волю чувствам. В какой-то момент именно объятия дадут толчок для того, чтобы ребенок поделился переживаниями.

Активное слушание. Это — внимательное восприятие информации, вызванное желанием наладить контакт с собеседником.

Подружиться в соцсетях. Главное здесь — наблюдать. У ребенка много друзей, и о вашем наблюдении он может просто забыть. Но если бесконечно лайкать или комментировать его посты, то он научится скрывать от вас важную информацию. Картинки, статусы, добавленные друзья, вступление в группы и сообщества – все это даст повод для мыслей и диалогов. Но не спешите с расспросами, если заметили, что сын часто лайкает фото какой-то девочки, не спугните, просто соберите аккуратно интересующую информацию. Подросткам не свойственно делиться чувствами с родителями, поэтому наблюдайте со стороны.

Ставить баллы. Можно ввести традицию ставить событиям оценки, например, до 10 баллов, и тогда короткий диалог поможет быть в курсе событий.

- Как спалось?

- 8 из 10.

- Почему?

- Не выспался. Смотрел интересный фильм.

Можно попросить ребенка оценить шансы на контрольную, на день или конкретный урок. Поучаствуйте в этом. Выставляйте оценки событиям своей жизни или самочувствию.

  1. Что делать с полученной информацией

Держать руку на пульсе очень важно, но любая информация — это, прежде всего, причина для размышления, а не для разборок и претензий. Даже если понятно, что ребенку дискомфортно, не стоит сразу бросаться на помощь. Во-первых, можно навредить, так как всплывут «секретные» сведения, и ребенка сверстники обвинят в предательстве. Во-вторых, он вполне сможет справиться сам. Дайте шанс на самостоятельность.

Никогда не выдавайте своих хитростей и источников информации. Не следует каждый раз информировать ребенка, что следите за ним. Быть рядом и не навязываться – вот роль родителей подростков. У детей неустойчивая система «Я», далеко не всегда положительное принятие себя как личности, а вот чувства всегда яркие и сильные. Он делится информацией, ожидая поддержки, а не для того, чтобы родители начали действовать. Если сомневаетесь, спросите ребенка, нужна ли ему помощь. Возможно, ему будет достаточно знать, что вы на его стороне, и не навредите ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Десять причин начать читать в семье.

«Читать – это еще ничего не значит.Что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».                            ...

25 СПОСОБОВ УЗНАТЬ У РЕБЁНКА, КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ, не спрашивая, как у него дела в школе.

25 СПОСОБОВ УЗНАТЬ У РЕБЁНКА, КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ, не спрашивая, как у него дела в школе 1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что самое худшее из того, что произошло ...

Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии

Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном со-стоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту Основные принципы разговора...

«Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»

Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья их схематическое деление на группы.Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с ограниченными возмож...

Игра как способ социально – педагогической реабилитации ребёнка»

Содержание: Значение игры в практике воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья их схематическое деление на группы.Познавательная игра и её роль в развитии личности детей с огр...