Отметка или оценка
методическая разработка

Болонева Марина Георгиевна

Статья на тему "Отметка или оценка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_ili_otmetka.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка или отметка.

Психология оценки

Еще в конце позапрошлого века В. Джемс в знаменитых “Беседах с учителями” задался вопросом, стоит ли “баллы, отметки и другие направленные обратно на ученика результаты держать втайне” с целью поощрения к работе ради самой работы, и дал на него отрицательный ответ. Он заявил, что желание ученика иметь сведения о своих успехах должно быть исполнено, и в качестве обязательного правила назвал ознакомление учеников с результатами их работ.

Спустя несколько десятилетий советский психолог Б.Г. Ананьев провел специальное психологическое исследование оценки и ее роли в педагогическом процессе. В 1935 году полученные результаты были оформлены в виде монографии “Психология педагогической оценки”. На основе трехсот (!) психологических наблюдений оценочных ситуаций в классе Ананьевым была дана общая характеристика психологической ситуации на уроке и сделан вывод о воспитательном воздействии педагога посредством оценки. Он исходил из общего принципа, что обучение есть основная форма руководства психическим развитием детей и своим психологическим результатом оно имеет воспитание психических процессов ребенка. Ананьев специально подчеркивал, что воспитательное воздействие обучения не ограничивается воздействием через предмет, а осуществляется всей системой отношений, создающих условия для усвоения знаний. Это означает, что умственное развитие ребенка осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая таким образом представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником.

В свете сказанного Ананьев выделяет две основные функции оценки.

Во-первых

Во-вторых

оценка выполняет ориентирующую функцию, так как способствует осознанию учеником процесса и результатов умственной работы.

оценка оказывает стимулирующее воздействие на аффективно-волевую сферу ученика благодаря переживанию успеха или неуспеха, формированию притязаний и намерений.

 

Таким образом, оценка существенно влияет на интеллектуальную (имеет место ускорение или замедление темпов умственной работы) и личностную сферу ученика.

Становится понятно, почему Ананьев видел в педагогической оценке акт взаимного оценивания: с одной стороны, учитель оценивает работу ученика, а с другой — ребенок “оценивает”, иначе говоря, воспринимает оценку учителя.

Особенности действия оценки и отметки специально анализировались В.В. Давыдовым. Он рассматривал оценку в качестве одного из компонентов учебной деятельности, отмечая, что оценка фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации, то есть дает их качественную характеристику. Давыдов считал неправомерным отождествлять оценку с отметкой. Оценка фиксирует не просто факт усвоения или неусвоения, но и показывает причины последнего и направляет усилия ученика к устранению недостатков. Оценка имеет лишь два значения — положительное и отрицательное.

Отметка и оценка

Прежде чем вести дальнейший разговор о сложившейся к настоящему времени системе выставления отметок, необходимо внести некоторую ясность. Два термина “отметка” и “оценка” имеют сходное, но не тождественное лексическое значение, которое даже учителя не всегда различают. Например, когда говорят о “выставлении оценок за четверть”, то речь идет все-таки об отметках, а не об оценках.

“Оценка” — значительно более широкое понятие, чем “отметка”. Оценка предполагает содержательный анализ результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию, и в этом смысле она предшествует отметке.

Интересно, что в толковых словарях русского языка эти два понятия далеко не всегда разводятся.

Не утихают споры относительно безотметочного обучения. Психологи и педагоги видят его очевидные плюсы. “Педагогика целостной жизни детей и взрослых” Ш. Амонашвили — система начального обучения, предполагающая отмену балльных отметок и, как следствие, сравнение детей друг с другом. По мнению Г.А. Цукерман, отмена отметки не означает отмены оценивания. Заменяя отметку развернутой системой оценочных взаимоотношений ребенка и взрослого, учитель создает условия для развития у школьников способности самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Цукерман считает, что безотметочная система оценивания является щадящей для всех школьников (речь идет о начальной школе), но прежде всего для тех, чьи учебные достижения существенно ниже средних.

Для нас специальный интерес представляет определение того, как соотносятся между собой отметка и оценка, то есть, что и каким образом подлежит оцениванию, прежде чем обретет численное выражение в виде отметки. Нелишне заметить, что вопрос отметок-оценок имеет весьма существенное значение для детей. Ими они “отчитываются” перед родителями, с их помощью соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе, об одноклассниках, и о школе в целом.

Педагогические реалии

На несовершенство сложившейся системы оценивания педагоги обращали внимание всегда: практики разводили руками в поисках более содержательных ее форм, а теоретики старались найти способы ее гуманного реформирования, что выражалось в проведении исследований и написании научных и методических работ.

Для примера можно обратиться к одному из таких изданий.

Не так давно увидела свет книга “Оценка образовательных результатов школьников” (автор И.В. Гладкая), содержащая, если судить по названию, всю необходимую информацию по обсуждаемой проблеме. В качестве основных недостатков сложившейся системы в книге называются три:

• отсутствие четких критериев в выборе отметки;

• отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла;

• трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

Фактор развития

Сквозь призму накопленных психологических данных необходимо подойти и к решению проблемы соответствия оценки и отметки. Профессиональным психологам, тем более занятым в образовании, нет надобности объяснять, чем педагогический подход к проблеме обучения отличается от психологического, имеющего своей целью определить влияние обучающих воздействий на умственное развитие ученика. В данном случае следует обратить внимание именно на психологический анализ отметки/оценки, а значит, и показать ее влияние на психическое развитие ребенка.

Если мы хотим, чтобы отметка выполняла стимулирующую и уж тем более воспитательную функцию, то она прежде всего должна давать ученику как можно более полное и объективное представление о реальном положении дел, о том, насколько успешно он усваивает школьную программу.

Таким образом, отдавая себе отчет в том, что за одним и тем же количественным показателем могут скрываться разные содержательные результаты, мы приобретаем адекватное представление о состоянии учебных действий ребенка. Во-первых, наша готовность, опираясь на полученные содержательные данные, управлять процессом усвоения учеником предметных знаний. Во-вторых, и сам ученик, и его родители, не говоря уже о школе, получают достаточно объективный взгляд на школьные успехи и имеющиеся недоработки и им уже не придется краснеть за результаты ЕГЭ и удивляться, почему последние так расходятся с четвертными отметками. Хотя тогда, по всей видимости, и баллы итоговых испытаний могут оказаться иными — закономерными и вполне предсказуемыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский тренинг "Отметка и оценка". 2 класс.

В данной работе помещены: конспект родительского собрания, презентация и памятки для родителей. Такое собрание необходимо, чтобы родители учились культуре восприятия учебных способностей своего ребёнк...

Родительское собрание "Отметка и оценка в начальной школе"

Это собрание необходимо проводить во 2 классе перед началом выставления детям отметок....

Родительское собрание во 2 классе "Отметка и оценка".

Значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого (низкого) авторитета среди сверстников., источником конфликта. Коммуникативный ...

Родительское собрание во 2 классе на тему "Отметка и оценка" ( конспект собрания, презентация, анкеты для родителей)

Цель данного родительского собрания состоит в том, чтобы показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Отметка и оценка

Данный материал объясняет различие отметки и оценки и был подготовлен для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014 г....

Влияние отметки и оценки на личность учащегося

Влияние отметки и оценки на личность учащегося...

1.Результаты учебно- воспитательного процесса за 1 полугодие. 2.Оценка. Отметка. Критерии оценки .Как к ней относиться?

классный час. Очень интересные анкеты для использования в работе учителя начальных классов....