Организация воспитательной работы в классном коллективе.
статья (1 класс)

Нови Светлана Лазаревна

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, обществагосударства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация воспитательной работы

в классном коллективе.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, обществагосударства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.

Не для кого не секрет что дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, относятся к проблемным детям. Они склонны к асоциальному поведению и не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально – волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков. Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет стремление детей с ограниченными возможностями здоровья к зависимости от более взрослых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им. Анализ работы с родителями показал, что две трети родителей самоустранились от воспитания детей. Семья для детей нашей школы не является очагом нравственных, культурных и моральных ценностей, и, конечно, как микрофактор социализации играет негативную роль. Поэтому концептуально важным является проектирование воспитательной системы на развитие моральных, нравственных и социально - трудовых качеств у детей и родителей на предупреждение преступлений и правонарушений среди учащихся, на формирование здорового образа жизни. В нашем случае только школа и классный коллектив в состоянии направлять воспитание на выработку у детей умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем; формировать в их душах доброту, отзывчивость, благородство, патриотизм, сострадание и трудолюбие.

Правильная организация и планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Жизнь в интернате строится в условиях охранительно – педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек.

Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед педагогами, такой вопрос встал и перед мной. Составить план – значит, продумать и представить себе, в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты, так и родилась идея создания воспитательной системы класса. Моей целью стало создание гуманистической системы воспитания, ведущей каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Главный смысл воспитательной системы в том, чтобы создать комфортную для каждого ученика атмосферу, в которой он будет развиваться как личность.

Основной целью моей работы является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий. Для достижения этих целевых ориентиров я определила следующие воспитательные задачи:

  • формирование потребности и мотивации нравственного поведения;
  • формирование представления о здоровом образе жизни;
  • формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;
  • создание условий для обогащения эмоционального мира детей;
  • воспитание любви к природе, формирование экологической культуры и экологического сознания;
  • поддержание творческих устремлений детей, создание условий для их самовыражения и самореализации;

Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе немного учеников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я», все они такие замечательные! В работе с детьми использую разные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы работы и современные педагогические технологии: сотрудничества, здоровьесберегающие, игровые, коррекционные, ИКТ. В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором. Необходимо, чтобы растущая личность была включена в «орбиту» ценностных отношений коллектива, так как нравственная личность формируется в деятельности.

Воспитательную работу в классе планирую согласно режиму дня школы-интерната, циклограмме внеклассных занятий (ежедневное планирование), программе воспитательной работы школы-интерната «Я гражданин России», программам школы-интерната «Кубановедение», «Здоровье», программе творческой мастерской «Страна мастеров», социальному проекту «Калейдоскоп интересных дел», годовому плану воспитательной работы школы-интерната (годовое планирование).


Воспитательная работа реализуется по следующим основным направлениям :

По программе «Я гражданин России»

  • Направление «Я и школа». Основная идея: выявление и развитие наклонностей детей к практической деятельности, формирование у детей сознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  • Направление «Я и Я». Основная идея: формирование гражданского отношения к себе, развитие добрых наклонностей детей живой практической деятельностью, воспитание внутренних качеств, развитие их души, ума.
  • Направление «Я и семья». Основная идея: способствовать формированию личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее культурного уровня.
  • Направление «Я и Отечество». Основная идея: осмысление ребёнком себя как части своей Родины, её гражданина и патриота, осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, духовно-нравственного воспитания, формирование социальной компетентности воспитанников.
  • Направление «Я и культура». Основная идея: воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • Направление «Я и планета». Основная идея: формирование экологической культуры и экологического сознания воспитанников.

Мероприятия по данным направлениям проводятся один раз в неделю по вторникам

По программе здоровье

  • Направление «Азбука здоровья». Основная идея: сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека, формирование навыков здорового образа жизни. Реализация данного направления происходит на уроках здоровья (1 раз в месяц по понедельникам), утренней зарядке (ежедневно), физминутках, спортивных часах (1 раз в неделю), соревнованиях.

По программе «Кубановедение»

  • Направление «Кубановедение». Основная идея: приобщение к истории, традициям, культуре своей малой Родины, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти. Данное направление реализуется на внеклассных занятиях по Кубановедению 1 раз в неделю по средам

По циклограмме воспитательной работы

  • Направление «Я - в мире, мир - во мне». Основная идея: формирование коммуникативной культуры воспитанников. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по понедельникам.
  • Направление «Коррекционное». Основная идея: коррекция и развитие психических процессов. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по понедельникам, коррекционных часах, индивидуальной работе.
  • Направление «Планета ПДД и ОБЖ». Основная идея: формирование знаний и умений безопасности жизнедеятельности. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по четвергам, во время проведений экскурсий, инструктажей .
  • Направление «Право». Основная идея: ознакомление с основными правовыми законами РФ. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по четвергам, при индивидуальной работе.
  • Направление «Половое воспитание». Основная идея: формирование правильного нравственного отношения к вопросам полового воспитания, формирование у учащихся системы знаний, способствующих профилактике и коррекции рискованного сексуального поведения. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по субботам, при индивидуальной работе.

Данные направления реализуются на внеклассных занятиях, согласно циклограмме внеклассных мероприятий (приложение 1) По циклограмме внеклассных занятий составляется годовой план работы воспитателя (приложение 2)

Очень важно научить ребёнка с проблемами в развитии организовывать своё свободное время, с пользой и для себя и для общества. В этих целях использую следующие направления:

  • «Творческое направление». Основная идея: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление художественных изделий. Направление «Творчество» реализуется на занятиях творческой мастерской «Страна мастеров», 1 раз в неделю(пятница)
  • Направление «Социальный проект». Основная идея: создание  условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания. Направление «Социальный проект» реализуется через работу по соц.проекту «Калейдоскоп интересных дел», 1 раз в неделю(среда).
  • «Трудовое» направление. Основная идея: развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания, социализация воспитанников. Направление реализуется на трудовых часах (2 раза в неделю); часах самообслуживания; во время дежурств по классу, спальне; подготовке школьной формы и т.д.
  • «Спортивно-оздоровительное направление». Основная идея: укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, формирование воли, умений планировать деятельность, развитие чувства взаимовыручки, доброжелательного отношения. Направление реализуется во время спортивных часов (1 раз в неделю), соревнований, спортивных игр, физминуток.
  • «Игровое направление». Основная идея: организация игровой деятельности воспитанников, развитие коммуникативных способностей, формирование коллектива. Направление реализуется на игровых часах, во время прогулок.
  • «Художественно-эстетическое направление». Основная идея: создание  условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности. Участие в творческих конкурсах, концертах и общешкольных мероприятиях, хоровых и вокальных коллективах.

В соответствии с режимом и расписанием уроков, кружков, факультативов строится ежедневный план воспитателя, где каждый режимный момент несет свою воспитательную направленность (приложение 3).

Из данного плана видно, что каждый час, каждая минута деятельности воспитателя направлена на то, чтобы воспитать личность с активной жизненной позицией, способную к самореализации в социуме.

Немаловажную роль в воспитательной работе играет организация работы с семьей, с родителями (законными представителями). Как говорилось ранее семьи наших детей проблемные, поэтому кроме просветительских бесед на родительских собраниях, регулярно совместно с социальным педагогом посещаем, обследуем семьи, даем рекомендации. Совместно с кл.руководителем стараюсь привлекать родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях. Работа с родителями планируется на год, при необходимости вносятся коррективы (приложение 4) Для проверки результативности организации воспитательного процесса использую следующие методики:

Критерии

Показатели

Методики

1. Уровень воспитанности

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Диагностика Н.М. Шиловой.

Педагогическое наблюдение

2. Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Критерии отслеживания развития коммуникативных способностей учащихся коррекционных (специализированных) школ 

Педагогическое наблюдение

3. Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия

6.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”.

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя и её результатом является раскрытие возможностей каждого ребенка, развитие их индивидуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательного процесса в классном коллективе

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарован...

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.

Взаимодействие классного руководителя и обучающихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего  педагогиче...

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы с классным коллективом.

Предложенный  материал поможет классному руководителю спланировать и организовать воспитательную работу ....

Анализ результатов воспитательной работы в классном коллективе

Материал для оформления папки классного руководителя....

Организация воспитательного процесса в классном коллективе

Мой педагогический опыт по организации качественного воспитательного процесса в классном коллективе с 1-4 класс....

Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом

В  материале  представлены  основные  разделы,  необходимые  при составлении  планов  воспитательной  работы  с классным коллективом...