Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку
презентация к уроку (2 класс)
Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку. ( презентация)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как гласит народная мудрость: «У кого есть знания, тому принадлежит весь мир» В школе нельзя всему научиться — нужно научиться учиться. Всеволод Мейерхольд «Молчание - это тоже ответ». Урок есть средство воспитания, и тем более сильное, чем больше удается посредством материала урока оказывать влияние на жизненный путь подрастающего человека (Н.Е. Щуркова ).
Урок является живой клеткой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и главное для школьника совершается на уроке. Все остальное в школе играет важную, но вспомогательную роль.
Урок - единица, основная форма образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой. В уроке как дидактической конструкции представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, методы и средства.
Дидактика считает урок основной формой организации учебной работы, прежде всего потому, что он позволяет учителю систематически и последовательно излагать преподаваемую дисциплину, развивать умственные способности детей, формировать их мировоззрение. Урок стимулирует другие виды образовательной деятельности ребенка: внеклассную, домашнюю. На уроке учащиеся овладевают не только системой знаний, но и методами познавательной деятельности. Это является важным условием включения учащихся в активную самостоятельную работу по овладению знаниями. На уроке может применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся.
У рок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (45 мин), заранее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
О собенности урока, отличающие его от других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения); определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени; четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока; опора на достигнутый уровень знаний.
Основными типами уроков, которые проводятся в школе и характеризуются определенными методическими особенностями, являются следующие: а) уроки смешанные, или комбинированные, б) уроки изложения нового материала учителем; в) уроки закрепления изученного материала; г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; д) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Функции урока: 1. Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. 2. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. 3. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Пути эффективности урока: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Классификация уроков по дидактическим целям : - комбинированный урок; -урок совершенствования знаний, умений, навыков; -урок изучения нового материала; - урок контроля; - урок обобщающего повторения; Классификация уроков по этапам формирования навыка: - вводный урок; - тренировочный урок; - итоговый урок.
Виды (формы) уроков: Традиционные - лабораторное занятие, практикум, экскурсия, конференция, семинар; Нетрадиционные - заочное путешествие, спектакль, презентация, аукцион, суд, соревнование, турнир, брифинг, пресс- конференция круглый стол, телемост, телепередача, киностудия, кино- видео – теле - уроки. Традиционные нетрадиционные формы уроков
О сновные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению: 1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Расскажешь - забуду, покажешь - запомню, вовлечешь - буду сотрудником. 2. Учебный труд, как и всякий другой труд, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
3. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. 4. Чем больше новый метод связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует возникновению у школьников интереса к новому материалу. 5. Не слишком легкий, не слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. 7. Яркость, эмоциональность учебного материала, наглядность, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
О сновные дидактические требования к современному уроку: Урок должен предусматривать не только изложение содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике, в том числе в измененной, по сравнению с изученной, ситуации. Часть знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач Изложение материала на уроке должно быть разнообразным по своей структуре. Обучение предполагает не только усвоение уже добытых человечеством знаний, но и ознакомление учащихся с основными, наиболее актуальными проблемами ознакомление с практическими задачами строительства нового общества.
Одним из основных требований к уроку является научность, т. е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения - достижениям педагогики. Одним из необходимых условий эффективности урока является индивидуализация обучения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить работу каждого учащегося в доступном ему темпе. Логика каждого урока должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой.
Эффективность современного урока предполагает применение современных технических средств. Они не только совершенствуют процесс обучения, повышают производительность учебного труда, но и приносят ему атмосферу современной технической культуры. Все начинается со школы. Чтобы добиться серьезных успехов в образовании, надо систематически совершенствовать урок, повышать профессиональное мастерство педагогов, качество учебников и образовательных программ, активнее внедрять новые образовательные технологии.
. Все начинается со школы . Чтобы добиться серьезных успехов в образовании, надо систематически совершенствовать урок, повышать профессиональное мастерство педагогов, качество учебников и образовательных программ, активнее внедрять новые образовательные технологии.
Какой он современный урок? 1 Современный урок - это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно. 2 Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются. 3 Современный урок - это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок. .
Деятельность учителя на современном уроке. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
. Девиз педагогической «мастерской»: "Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Вовлеки - и я пойму!" Идея нового способа организации познавательной деятельности выполняется по принципу: «Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку» "Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом" Франс ( Тибо )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...
Продленный день - особая форма организации учебно - воспитательной работы школы.
Продленный день - особая форма воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно - воспитательных и оздоровительных задач.Продленный день в школе способствует формиро...
Традиционные и нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как главный фактор решения проблем сотрудничества педагога и ребенка на первой ступени обучения
Урок - это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ребенка....
Выступление на секционном занятии объединения начальных классов «Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе»
laquo;Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе»...
Игра, как форма организации учебно- воспитательного процесса в ГПД
Выступление МО...
Формы организации учебно-воспитательного процесса с воспитанниками ГПД
В статье описаны формы организации учебно-воспитательной работы в группе продленного дня....
Формы организации учебно-воспитательного процесса с воспитанниками ГПД.
Воспитательная работа в группе продлённого дня требует тщательного планирования....