Текст публичного выступления "Роль педагога в патриотическом воспитании учащихся с ОВЗ"
статья

Ткаченко Наталья Викторовна

Цель выступления: убедить слушателей, что патриотическое воспитание, подрастающего поколения, является важнейших задачей любой образовательной организации. Раскрыть передовые формы работы с детьми в области воспитания патриотических  чувств у детей с ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема публичного выступления: «Роль учителя в патриотическом воспитании учащихся с ОВЗ»

Цель публичного выступления: Убедить слушателей, что патриотическое воспитание, подрастающего поколения, является важнейших задачей любой образовательной организации.

Состав слушателей: Женщины и мужчины в возрасте от 25 – 60 лет, высшее педагогическое и среднее профессиональное образование в области работы с детьми с ОВЗ, уровень мотивации низкий, уровень  знакомства с предметом обсуждения – средний. Настрой аудитории:  знакомы с обсуждаемой проблемой, но ещё не перешли к активным действиям.

Структура публичного выступления: Введение- 15%, основная часть – 75 %, заключение – 15%.

Содержание публичного выступления

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я очень рада Вас видеть! Благодарна Вам за то, что вы нашли время на эту встречу! 

«Родина Мы ей обязаны нашими силами, и вдохновением, и радостями!» - сказал   Александр Блок. «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» – сказал Константин Паустовский. «Россия без каждого из нас обойтись может, по никто из нас без нее не может обойтись» - в своё время сказал Иван Сергеевич Тургенев. Это высказывания великих русских писателей, нет, величайших русских писателей.

 А любите ли вы, Родину? Как любили её эти великие люди. Так ли важна задача патриотического воспитания, подрастающего поколения, сегодня, когда Россия последовательно отстаивает международное право и   твердо защищает свои национальные интересы, когда во многих регионах, в том числе и странах постсоветского блока, возрождается радикальный национализм?

 Поговорим на эту тему, которая непосредственно касается каждого из нас, как профессионалов своего дела и просто обыкновенных людей, беззаветно любящих свою Родину.

Патриота может воспитать только патриот!

Мы, учителя, идём с молодым поколением рука об руку долгое время, на каждом знаковом для них этапе подсказывая, какое лучше принять решение, как поступить.  Учителя, воспитатели, наставники играют немалую роль в формировании чувства патриотизма.

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. 

Что такое – патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Возражений нет? Все со мной согласны?

 Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства. Мы, все, в этом зале, знаем! Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности. А нравственно-патриотическое  воспитание детей, с ОВЗ, является в два, три, а то и в пять раз сложнее. Почему?

 Это связано с особенностями восприятия детей, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».

Естественным становиться вопрос, какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы.

 В связи с этим,   давайте вместе, определим, что в конечном итоге, мы, ожидаем. от обучающихся,  в результате патриотического воспитания. Что является целью нашей работы?  

(Дискуссия)

  • Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • Сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • Воспитание   гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

С целями определились, но для достижения целей должны решаться конкретные  задачи. Какие? (Дискуссия)

  • Сформировать у учащихся с ОВЗ основные знания об истории своего города, родного края;
  • Сохранять и развивать  чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • Воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • организовать экскурсии по историческим местам родного края.
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся с ОВЗ, готовить их к жизни в современной действительности.

Как решить эти задачи?

Хочу поделиться, своим, опытом работы, с особенными детьми, в области формирования патриотизма – любви к своей великой стране – России!

Всё это  заставило нас искать новые формы, варианты работы по патриотическому воспитанию. Мы пришли к выводу, что целенаправленное использование социально - тематических акций помогут  нам решить поставленные задачи. Сформировать активную гражданскую позицию, подрастающего поколения, воспитать чувство гордости за свою Родину; раскрыть духовные и нравственные истоки патриотизма; расширить знания в области истории края, малой Родины, своей семьи и прославленных земляков; показать значение и сущность Великой Победы в войне 1941–1945 гг.

При правильной организации деятельности детей достигается активное участие детского коллектива в решении поставленных перед ними задач, создаются условия, когда каждый из них стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших, по сравнению с другими, результатов.

Особенности акций заключается в том, что они, являясь групповым методом работы, охватывает непосредственно каждого человека: ребёнка, родителя и педагога.

На патриотическое воспитание молодёжи направлена целая система специальных мероприятий, в которых наши дети принимали активное участие. Например, общероссийская акция «Окна Победы», её цель создание атмосферы одного из самых важных праздников в России, передача молодому поколению традиций, выражение благодарности героям Великой Отечественной войны, почитание памяти об ушедших ветеранах. Всероссийская экологическая акция «Россия — территория Эколят — молодых защитников природы» в рамках этой акции обучающиеся узнали много интересного о природе, научились   беречь, охранять и уважать природу, заботиться о ней.

Специальные социально - патриотические областные акции охватывают самые различные стороны школьной жизни: образовательную, интеллектуальную, досуговую, спортивную. Наши ученики участвовали в ХVI Открытой областной социально-спортивной акции

«ДОБРЯШКИ», где особое внимание уделялось здоровью подрастающего поколения,  Подобные акции содействуют формированию у детей и подростков здоровой, творческой, активной социальной позиции, через пропаганду здорового образа жизни. Участвуя, мы формируем информационное пространство, которое определяет негативное отношение школьников к наркотикам, табаку, алкоголю и вредным привычкам. Акция «ДОБРЯШКИ» проходила с  сентября 2022 года по апрель 2023 года. За этот период дети выполняли различные творческие задания, что повышает уровень информированности детей в вопросах физической культуры, гигиены и здорового образа жизни.

Мы вовлекаем детей с ОВЗ в альтернативные виды организации конструктивного досуга и социокультурной деятельности, а также повышаем их физическую и социальную активность, тем самым решая вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения.

Если возникли вопросы, по моему выступлению, я Вас внимательно слушаю и с удовольствием отвечу на все   вопросы!

Подведём итоги!

Творческие конкурсы и тематические акции   вносят немалый вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения. Они неназойливо, считаясь с реалиями времени, становятся  источниками достижения общечеловеческих ценностей.

Созидательное творчество, активная деятельность школьников рождает  активную жизненную позицию. Формирует личность хранителя и пропагандиста культуры своего народа.

Любите Россию, дорожите Россией, гордитесь Россией, храните ценности и традиции России!

ПРИМЕЧАНИЯ:

Образ оратора - безукоризненно аккуратный внешний вид, лаконичная прическа. Классический костюм, не сковывающий движения. Доброжелательное выражение лица. Открытая поза, зрительный контакт со слушателями, использование жестов (правая рука, показывающая на экран с изображениями, кивание головой, прямая ладонь, направленная к залу). Время от времени прохаживается по сцене и меняет локации.

Элементы внешней техники: сильный, звучный голос, четкая дикция, правильная и выразительная интонация. Умело и полно использует голос, дикцию, интонации, паузы.

Элементы внутренней техники: использует в речи яркие образы, доходчиво доносит мысль до слушателя. создаёт яркие и живые образы с помощью описаний, метафор, сравнений, аналогий.

Наглядность. Презентация с фотографиями детей участвующих в социально - тематических акциях.

Предполагаемые вопросы слушателей и ответы на них:

Вопрос: Подходит ли, ваша, форма воспитания патриотизма для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями?

Ответ: Конечно, дети, с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, тоже участвуют в социальных акциях и мероприятиях, но необходимо учитывать их особенности развития. Многие задания они выполняют при активном и непосредственном участии педагога и тьютора.

Вопрос: Периодичность проведения мероприятий патриотической направленности?

Ответ:  Любое мероприятие, проводимое в образовательном учреждении,  уже содержит в себе элементы патриотизма и любви к своей родине, не зависимо от содержания и направленности.  Это постоянная, кропотливая работа проводимая каждый день, каждую минуту, каждую секунду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.

Интегрированный урок  по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов  по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы

Основная воспитательная ценность  информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, о...

План мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

План мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся....

Патриотическое воспитание учащихся начальной школы

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период  в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нра...