Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Дзюбак Наталья Николаевна

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» предлагается с целью развития социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы; содействия психологическому здоровью; формирования психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям посредством развития критичности мышления и стимулирования ответственного, обдуманного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._zhiznennye_navyki_-_kopiya.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГАЛЬБШТДТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета.

Протокол от 25.08.2023г № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом   директора

МБОУ Гальбштадтская СОШ»

от 25.08.2023 г. № 165

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

 «Жизненные навыки»

для обучающихся начальных классов

Кусак,‌ 2023‌

Пояснительная записка

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» предлагается с целью развития социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы; содействия психологическому здоровью; формирования психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям посредством развития критичности мышления и стимулирования ответственного, обдуманного поведения.

Цель учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки»: развитие у младших школьников в условиях школы социально значимого комплекса жизненно важных навыков, а именно:

  • формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится противостояние вредным привычкам;

  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе

Задачи:

  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;

  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;

  • создать условия для развития навыков разрешения конфликтов;

  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим

чувствам.

Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших подростков. Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства.

Программа учебного курса позволяет решать задачи по формированию функциональной грамотности в области развития способности к успешной коммуникации, готовности сотрудничать, умения проявлять культуру общения; владеть диалогом.

Формы проведения занятий:

  • тренинговая форма;

  • техника коллажа;

  • ролевые игры;

  • дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия;

  • моделирование образцов поведения;

  • рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов.

Структура занятия: вступительная беседа, разминка, работа по теме, заключительное обсуждение.

Взаимосвязь с программой воспитания

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организацию их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения

Содержание учебного курса

Тема 1. Ответственность. Мое решение. Три вида ответственности. В безответственном мире всем было бы плохо жить. Когда я чувствую, что задача невыполнима, скорее всего это означает, что передо мной не одна задача, а несколько. У каждого моего решения есть последствия. Когда я беру на себя ответственность и несу ее честно. Когда каждый честно выполняет свое поручение, жизнь в классе становится лучше.

Тема 2. Гнев – это нормально. Плохих чувств не бывает. Между тем, что я чувствую, и тем, что делаю, есть различия. Достойно вести себя в гневе считалось престижным и почетным у людей всех времен и народов. Если я не стану хозяином своего гнева, то придется стать его слугой. Когда тебя обзывают или несправедливо критикуют.

  • ком много злости – тот сам многого боится. Когда кто-то в нашем классе ведет себя как провокатор, он не должен чувствовать себя уютно.

Тема 3. Страшно - не страшно. . На всякий случай нужно всегда иметь безопасный тыл. Все люди боятся. Бояться ужасно здорово, особенно всем вместе. Страх может быть полезным. То, над чем люди смеются, больше не пугает их. Фантазии и реальность – не одно и то же. Если хорошо приготовиться к встрече с неизведанным, то чувствуешь себя намного увереннее.

Тема 4. Что такое толерантность?. У каждого человека есть границы. Вражда между народами, так же как и между людьми, возникает из-за нарушения чужих границ. Никому не нравится чувствовать себя пустым местом. Люди принадлежат к разным культурам, поэтому имеют разные привычки и обычаи. Оказывается, несмотря на разнообразие культур, все люди любят поесть. Мы разные по внешним признакам и национальностям, но все мы- дети одного возраста, мы поколение.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • уважение к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • признание индивидуальности каждого человека;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в

различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и

самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные познавательные действия:

Базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

Базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

  • с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки;

  • самостоятельно создавать схемы, рисунки для представления информации.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

Совместная деятельность:

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Универсальные учебные регулятивные действия:

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач деятельности;

  • корректировать свои действия для преодоления ошибок.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

ЦОР ЭОР

1

Ответственность

7

https://tak-to-ent.net/load/172-1-0-2014

https://www.maam.ru/detskijsad/klasnyi-chas-pogovorim-ob-

otvetstvenosti.html

2

Гнев – это нормально

9

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/gnievetonormalno

3

Страшно – не страшно

11

https://sch1381.mskobr.ru/files/pedagog-

psiholog_ustinova_i_v_zadanie_dlya_2_klassa_tema_gnev_13_04-17_04.pdf

4

Что такое толерантность?

7

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/43218-

klassnyy-chas-urok-tolerantnosti-2-klass.html

http://shkola9sposad.narod.ru/konspekt_zanjatija_p

o_tolerantnosti_dlja_1-2_klass.pdf

Всего часов:

34

Форма контроля - учёт текущих достижений

                                     

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Тема 1. «Ответственность»,  7 часов

1

Вводное. Мы вместе!

1

2

Могу и делаю

1

3

Зачем нужна ответственность?

1

4

Ответственность: шаг за шагом

1

5

Ответственность в школе

1

6

Я в ответе за свой выбор

1

7

Как мы сами изменили мир вокруг.

1

Тема 2. «Гнев – это нормально»,

9 часов

8

Гнев – одно из наших чувств

1

9

Мой гнев

1

10

Сколько у меня гнева?

1

11

Когда дразнят

1

12-13

Почему люди дразнятся?

2

14

Чтобы не обидеться

1

15-16

Мы – укротители гнева

2

Тема 3. «Страшно - не страшно»,

11 часов

17

Безопасное место

1

18

Путешествие в страшную сказку

1

19

Будем бояться вместе

1

20

Для чего нужен страх?

1

21

 Страшно-смешно-не страшно

1

22

Фантазии и реальность

1

23-24

Щкольные страхи

2

25

Готовимся к настоящему испытанию

1

26-27

Путешествие в пугающее место

2

Тема 4. «Что такое толерантность?», 7 часов

28

Страны и границы

1

29

Вражда или толерантность?

1

30

Мы – часть чего-то

1

31

Наши национальные «изюминки»

1

32

Мы все любим поесть

1

33-34

Толерантность – это…

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познава­тельных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "ИСТОКИ", 1 класс

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "ИСТОКИ", 1 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 4В класса на 2022 – 2023 учебный год

Актуальность и назначение программы         Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» 1 класс

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 3 года с 1 по 3 кл...