Исследовательская деятельность на уроках литературы
статья (1, 2, 3 класс)

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_literatury.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках литературы

Автор:

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров.

Введение

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исследовательская деятельность на уроках литературы.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира и литературы, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.

В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.

На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

В учебнике «Литературное чтение», Свиридовой В.Ю. многие задания имеют исследовательскую направленность:

  • Попробуй по рифмам вспомнить загадки.
  • Расставь перепутанные заголовки.
  • Продолжи текст так, чтобы получилась задача, сказка, рассказ «Ваня и Алена пошли в лес…»
  • Разыграй с друзьями эту сценку, продолжение.
  • Придумай любую забавную азбуку
  • Опиши свое домашнее животное как ученый и как писатель
  • О чем разговаривают между собой твои игрушки и др.

Во втором классе на помощь ребятам приходят знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс и его друг доктор Ватсон, которые раскрыли немало тайн. Таким образом, продолжая исследовательскую работу, они ставят перед детьми новые цели и проблемы. Так на одном из уроков по теме «Погоня за секретами литературы…» дети знакомились с японской поэзией, сравнивали с русской, анализировали. В результате исследования ребята попытались сочинить свои хокку.

Большую помощь в реализации исследовательской деятельности оказывает тетрадь по литературному чтение С.В. Самыкиной, где не только задания, но многие работы требуют от ученика самостоятельного поиска и решение проблемы. Работы представлены в рубрике «Страничка исследователя».

В настоящее время во 2 А классе работает 5 исследовательских групп. Каждая группа имеет свое название и девиз.

Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории и практики позволил нам выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

  1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
  2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
  3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.
  4. Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
  • Педагог должен сам быть творческой личностью
  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
  • Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современ
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, в том числе и на уроках литературного чтения.

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

  • мыслительных умений и навыков;
  • анализ и выделение главного;
  • сравнение, обобщение и систематизация;
  • определение и объяснение понятий;
  • конкретизация; доказательства и опровержения;
  • умения видеть противоречия;
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.

Основные этапы исследования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
  • Выдвижение гипотезы.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Анализ и обобщение полученных данных.
  • Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
  • Обсуждение итогов завершённой работы.

Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.

Я работаю по УМК “Школа России”. Обучение по комплекту “Школа России” позволяет решать поставленные перед современной школой задачи.

2. Фрагмент урока.

Это заключительный урок по изучению “Сказки о царе Салтане...” А.С.Пушкина.

Цели: формирование умения сравнивать, анализировать произведения; создание условий для формирования исследовательской деятельности; воспитание интереса к чтению.

Формы работы: фронтальная, групповая

Приложение.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Фронтальная работа

На протяжении нескольких уроков мы работали со “Сказкой о царе Салтане...” А.С.Пушкина. Сегодня мы подводим итог нашей работы.

К какому типу сказок относится “Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина?

Что было первоисточником данной сказки?

Эту сказку вы прочитали дома. Каково ваше мнение по поводу этих сказок?

“Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина – это литературная (авторская) сказка.

Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка “По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре”

В этих сказках есть как сходства, так и отличия.

Работа в группах

Я предлагаю разбиться на три группы, чтобы провести подробное исследование этих сказок.

Первая группа: Найдите типичные элементы сказки.

Вторая группа: Найдите сходства.

Третья группа: Найдите отличия.

Подводя итог нашей работы, какой вывод можно сделать?

Что больше всего поразило в сказке А.Пушкина?

Выступление первой группы.

Типичными элементами сказки являются троекратные повторы, употребление эпитетов, чудеса, отъезд героя, возвращение героя, несправедливое наказание невиновных, добро побеждает зло.

Выступление второй группы.

Сходства сказок: три девицы, женился на младшей, суд водой, спасение из воды по прошению ребенка, чудеса, встреча с отцом.

Выступление третьей группы.

Отличия: В сказке А.С.Пушкина хотел жениться сам царь, а в РНС сын царя Иван-царевич, у А.Пушкина - один сын, в РНС-з сына, в “Сказке...” наказали царицу и ее сына, а в РНС-наказали царицу и приемыша, корабельщики-старцы, разные чудеса, зло наказали (РНС) - простили.

Вывод: Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. Но в РНС зло наказано, а в сказке А.С. Пушкина зло прощается.

Один из ответов: Более всего поразило наказание невиновной царицы с младенцем.

Домашнее задание

- Проиллюстрировать тот момент сказки, который больше всего понравился.

или

- Выучить наизусть отрывок, комментирующий иллюстрацию.

Индивидуальное задание.

Для мотивированных учашихся выполнить проект по итогам изучения сказки.

ного учителя.

Список литературы:

  1. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
  2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 1класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
  3. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  4. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 класса. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  5. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 4 класса. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  6. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для 2-4 классов. В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010
  7. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю: Тетради по чтению к «Азбуке»: в 3 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010

0

0

0

0

0



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

В данном документе представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Методологические подходы к исследовательской деятельности на уроках математики

Данный материал был подготовлен для выступления на заседании методического обединения учителей начальных классов....

Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...

Курсовая работа "Активизация познавательной деятельности на уроках литературы"

Курсовая работа "Активизация познавательной деятельности на уроках литературы"...

Статья на тему «Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во время внеурочной деятельности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматриваются взгляды ученых на сущность понятий «метод проектов», «проектная деятельность», «проектная задача». Определяются характерные особенности про...