Патриотическое воспитание в начальной школе.
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в начальной школе.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Смысл понятия «патриотическое воспитание» заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. (Солженицын 1996).

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Каждый год 1 сентября, начиная новый учебный год, мы проводим в своих классах урок Гражданственности. Знакомим учащихся с такими понятиями, как “гражданин”, “патриот”,“правительство”, “государственные символы” и др. Ребята узнают о том, что значит жить по законам своей страны, быть преданным ей; знакомятся с правами и обязанностями гражданина. Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности посредством изучения родного края,гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа,чувства верности своему Отечеству, гордости за свою Родину; способности в будущем встать на защиту государственных интересов.

Прекрасный знаток русской словесности,этнограф, талантливый писатель В.И. Даль так трактует понятие “патриот” в своём словаре:“Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. У детей проявление этого чувства начинается с памяти детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу. И лишь взрослея, они начинают понимать свою принадлежность к Отчизне.

Но, обращаясь к этому вопросу время от времени,воспитать Гражданина, Патриота своей страны невозможно. Поэтому считаю, что работа по данному вопросу должна стать составной частью урока.Одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско – патриотического воспитания,является урок русского языка. Язык, в нашем понимании, всегда ассоциируется с человеком. Стало быть, вопросы языка и языкознания самые человечные, на которые ложится огромная ответственность за гуманистическое воспитание современного общества. Ведь известно, что лучшие умы человечества боролись за гуманизм, гуманистическое устройство жизни на земле. Тем более в наше динамическое время все более остро становятся проблемой гуманизации человеческих, международных, межгосударственных взаимоотношений. Современный человек стал более раздражительным, нервным и несдержанным, а это очень опасно в наш атомный и космический век. Сейчас надо сделать человеческие взаимоотношения более человечными, более гуманными. Путь к гуманизации проходит через язык, через нравственное самоочищение.

Люди, общаясь между собой посредством языка, обмениваются своими мыслями. Свою мысль, свое сознание человек передает другим людям при помощи языка. Человеческая мудрость, человеческий талант, образ жизни, обычаи, культура, этикет, искусство сосредоточены в языке. Любой народ, любая национальность вырабатывали веками нормы общения, нормы поведения и фиксировали все это в национальных языках как понятие, как средство передачи опыта одного поколения другому поколению. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к друг другу, вырабатывать внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине.

Готовясь к уроку русского языка, подбираю произведения русского народного творчества: загадки, поговорки, пословицы, считалки, тем самым активизирую мысль детей, пробуждаю у них познавательный интерес. Всё это способствует воспитанию любви к родному слову, к истории своего народа.

В своей работе я использую упражнения, включающие задания, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию. Планируя урок, выбираю тексты, в которых имеется информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей, содержатся яркие примеры проявления патриотизма. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания.

Например, такой текст:

Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость.
Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами. Стены рушились, казармы горели. У защитников крепости не было пищи, воды. Не хватало патронов.
Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Но над чёрными от копоти стенами в дыму и огне реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.

В чём особенности анализа данной ситуации? Во-первых, дети должны дать оценку поступку, результатам деятельности людей, опираясь на свои знания; во-вторых, они должны найти изучаемые правила по предмету. Очень важно, чтобы полученные знания ребят о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество можно проводить на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны.

Например, отрывок из рассказа К.Д. Ушинского.

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.” (К.Д.Ушинский)

Вначале работаем над содержанием, над понятиями “Отечество”, “Родина”, “Россия”.Затем, включаем задания по русскому языку.

  1. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему?
  2. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? И др.

Работая над темой “Гражданско –патриотическое воспитание на уроках русского языка”, разработала серию нетрадиционных уроков, включающих: урок – экскурсию, урок –путешествие, урок – КВН, урок – игра “Что? Где?Когда?” и другие.

На уроке – путешествии (4 класс), при закреплении темы “Определение падежа и склонения имён существительных в единственном числе”, совершаем “полёт” по городам – героям нашей страны. Ребята узнают о том, как героически сражались защитники Москвы в далёком 1941 году, о пережитой ленинградцами блокаде, о великой Сталинградской битве и о том, какими стали эти города спустя десятки лет. Отмечаем эти города на карте России флажками, рассматриваем фотографии с изображением городов во время Великой Отечественной войны и в настоящее время. И наш“самолёт” возвращается в исходную точку - город Майкоп. Работая с историческими материалами, выполняем задания по теме урока. Находим в текстах имена существительные, определяем склонение и падеж.

На уроке – экскурсии (2 класс), при изучении темы “Деление слов на слоги”, “идём гулять” по лесным тропинкам. Наблюдаем за увядающей осенней природой, за жизнью лесных обитателей. Вот на тропинке встретился зайчик, ёжик, лисичка (ребята отгадывают загадки о животных, рассматривают картинки), делят слова на слоги. В глубине леса мы слышим голоса птиц: кукушки, сороки, уханье совы. Определяем количество слогов в словах. А сколько разных растений встречается в лесу! Берёза, осина, ель, шиповник, смородина, земляника, липа и др.. Узнаём об их целебных свойствах и делим слова на группы: односложные, двусложные, трёхсложные, четырёхсложные. В конце экскурсии приходим к “Чудо – дереву”, которое одаривает ребят “лесными гостинцами” и оценивает их работу на уроке.

Считаю, что на таких уроках учащиеся пополняют знания о родном крае, переживают чувства привязанности к родной земле и гордость за её прошлое и настоящее. Всё это способствует гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников.

Методически правильное использование на уроках местного материала развивает у учащихся логическое мышление, обеспечивает чувственно –эмоциональное развитие, открывает богатые возможности для гражданско - патриотического, нравственного воспитания.

Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение.

Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Воспитание начинается в семье. Актуальность проблемы воспитания патриотизма младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Сегодня я ставлю перед собой задачу подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне. (И.А. Пашкович, Патриотическое воспитание: система работы, планирование. С. 2-15)

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Ни для кого из вас не секрет, что воспитание патриотических чувств детей невозможно без формирования нравственной сферы личности ребёнка, что человек – патриот должен обладать определёнными этическими качествами. Ещё древние философы говорили: “Чтобы стать патриотом, важно стать хорошим человеком!”

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек – личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. (Дмитриенко С.А. Патриотическое воспитание в начальной школе)

Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. Нельзя занижать заслуги каждой ступени образования, но именно на первой ступени (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинает формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества.

Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, истории, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей.

Большое значение патриотическому воспитанию уделяется в первую очередь на уроках русского языка.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников на разных уроках целесообразно осуществлять следующим образом:

1. Ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего

края, города, школы.

2. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

3. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа,

семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края.

4. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления

физического и психического здоровья детей, формирования потребности к здоровому образу жизни.

5. Формирования чувства любви к Родине, готовность преданно служить Отечеству.

Подводя итог, нужно сказать, что работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....