«Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
статья (3 класс)

Ночевнова Валентина Тарасовна

 

 Социализация  детей с ОВЗ очень хорошо решается в коллективе, в общении с другими людьми. И в этой работе даже небольшие успехи – это уже результат. И одним из самых эффективных методов для социальной адаптации, формирования коммуникативных способностей детей является театрализованная деятельность. Возможности детей школьного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность личностные взаимоотношения, социальные связи, в которых они не могут принять участия в реальной жизни, легли в основу коррекционной направленности данного вида деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность

в коррекционной работе  с детьми с ОВЗ»

            Социализация  детей с ОВЗ очень хорошо решается в коллективе, в общении с другими людьми. И в этой работе даже небольшие успехи – это уже результат. И одним из самых эффективных методов для социальной адаптации, формирования коммуникативных способностей детей является театрализованная деятельность. Возможности детей школьного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность личностные взаимоотношения, социальные связи, в которых они не могут принять участия в реальной жизни, легли в основу коррекционной направленности данного вида деятельности.

Знакомство с чувствами, настроениями героев, с освоением их внешних выражений, осознанием причин того или другого настроя – такое эмоциональное развитие осуществляется в театрализованной игре. Театрализованная игра является и средством самовыражения и самореализации ребенка. И поэтому трудно переоценить значение театрализованной игры для речевого развития ребенка. Эта игра приносит ребенку удивление и радость. Имея в себе слияние различных видов деятельности, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Это и цельность восприятия, и легкость  воображения, и веры в превращения, и эмоциональная восприимчивость, не только образного, но и логического мышления, двигательная активность.

        В нашем школьном учреждении организован кружок для детей  ОВЗ 7-12 лет «Петрушкин Балаган».   В процессе деятельности кружка решаются следующие задачи:

-развитие собственной активности детей, интереса к окружающему миру;

-развитие представлений об окружающем мире;

-развитие эмоциональной сферы детей, способности к сопереживанию;

-формирование и развитие коммуникативных навыков, умения подчиняться правилам игры;

 -развитие психических функций детей;

 -развитие двигательных навыков детей;

 -развитие речи детей.

        Занятия в театральном кружке «Петрушкин Балаган» построены по тематическим циклам. План работы кружка рассчитан на 4года: старший и младший возраст. Тематика занятий и игровые сюжеты достаточно разнообразны. Включают в себя диалоги, сценки, этюды, по народным и авторским сказкам. Занятия проводятся 1 раз в неделю в музыкальном зале, где установлены зеркала, что даёт возможность детям увидеть себя во время разнообразных игр.  Перед зеркалом дети проигрывают различные эмоциональные состояния, изображают героев сказок, имитируют движения животных в разных ситуациях.

        В кружке «Петрушкин Балаган» совместно с детьми, мы придумали ритуалы приветствия и прощания, проигрываем разные варианты как могла закончится сказка. В содержание каждого занятия включены игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и этюды. Не обходим стороной и такие темы, которые очень волнуют наших детей, такие как преодоление страхов, как справиться с гневом, злостью. Например:

•        куклы подрались из-за игрушки, одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть - предлагается ребенку придумать, как помирить их;

•        одна из кукол обижает всех остальных, царапает, щиплет-предлагается ребенку найти способ уговорить ее так не делать;

Наши дети достаточно легко драматизируют несложные сказки. Переодеваясь в костюмы, дети входят в образ и с удовольствием меняют походку, выражение лица, голос. Все это способствует созданию благоприятного климата и расположению актёров друг к другу. В конце занятия подводим итоги, обсуждаем возникшие вопросы, рефлексируем.    

Занятия в данном кружке способствуют усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса. Это также очень важно при работе с детьми с ОВЗ.  Положительно влияет на умение детей взаимодействовать со сверстниками, развивают эмоциональный мир, повышают самооценку. У ребят снижаются внутренний зажим, развиваются творческие способности. Наш опыт показывает, что занятия в театральном кружке «Петрушкин Балаган»  помогает развить у детей чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья положительное отношение к сверстникам и адекватного социального поведения.  Оказывает положительное влияние и влияет на результативность коррекционно -развивающей работы с детьми ОВЗ.

Литература

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.; Книголюб, 2008.
  2. Дубинин Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. – М.; Книголюб, 2006.

C:\Users\ученик33\Desktop\фотки школы\IMG_20220114_150433.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...

Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения...

Статья "Коррекционная направленность театрализованной деятельности при работе с детьми с ЗПР"

Для детей с задержкой психического развития характерно неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в...

Гармонизация взаимоотношений между детьми и родителями методами театрализованной деятельности.

Статья посвящена проблемам гармонизации детско-родительских отношений. Описан опыт использования сказкотерапии,  арттерапии и театрализованной деятельности в работе с детско-родительскими парами ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психиче...

Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с обучающимися в коррекционной школе.

Я работаю в образовательной организации, где обучаются дети с нарушением развития интеллектуальной сферы ( легкая, умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, болезнь Дауна, тяжелые мн...