родительское собрание " Воспитанность и воспитуемость. Упрямство: от противостояния к пониманию" 2 класс
занимательные факты (2 класс)

Ирина Александровна Юдина

материал к проведению родительского собрания на тему : " Воспитанность и воспитуемость. Упрямство: от противостояния к пониманию" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitannost_i_vospituemost.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитанность и воспитуемость.

Упрямство: от противостояния к пониманию

Общение—сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Первоклассники не имеют навыков общения, хотя общаться начинают с самого рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает расширяться, и в него включаются друзья-одноклассники, знакомые из других учебных заведений дополнительного образования, друзья, с которыми проводится свободное время по месту жительства, а также взрослые, с которыми ребенку приходится общаться вне семьи: учителя, руководители кружков и спортивных секций, родители одноклассников и др. Но от разнообразия общение ребенка не становится грамотным и правильным, поскольку часто отсутствует положительный пример общения, а также оказывают влияние условия, создаваемые внутри группы, и немалое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Поэтому некоторые вопросы анкеты и были составлены так, чтобы можно было выявить причину неуспеха в овладении навыками общения.

Такие индивидуальные особенности ребенка, как стеснительность, замкнутость или же показная смелость, раскованность, оказывают влияние на формирование навыка общения. Отсутствие же положительного примера чаще способствует усвоению грубости и хамства как единственного способа общения. В целом же, сформированность навыков общения должна способствовать успешной социализации ребенка.

Социализация относится к тем процессам, посредством которых ; люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры отношений, формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. сюда включается как познание человеком социальной действительности, так и овладение навыками индивидуальной и групповой работы. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Повседневное общение родителей со своими детьми постепенно должно вырасти до уровня продуктивного общения, т. е. такого, которое имеет цель и результат. 5ольшей частью общение в семье носит характер бессодержательный, т. е. часто члены семьи общаются ради самого общения. Чтобы впоследствии слово родителей было для ребенка весомым, значимым, нужно уже сейчас обучаться самим, а также учить своих детей общаться. Во многих анкетах и родителей и детей в вопросе об определении темы общения отмечено «Об учебе». Значит, сейчас уже общение между родителями и детьми подчинено какой-то цели, а следовательно, предполагается достижение какого-либо результата посредством состоявшегося разговора. Родители могут выстраивать свое общение с детьми, преследуя различные цели и добиваясь различных результатов. Учитывая возрастные особенности первоклассников, их родителям можно предложить придерживаться при организации общения таких целей.

Родителям следует обратить внимание на взгляд, улыбку, позу, темп речи, дистанцию для установления контакта в процессе общения. Необходимо также следить за состоянием своего собеседника:

если чувствуете, что на каком-то этапе разговора контакт утерян, его нужно восстановить и поддержать. Не следует при этом пользоваться фразами: «Ты что, не слушаешь меня?!» или «Тебе что, не интересно?!» Пользуясь такими фразами невозможно восстановить утерянный контакт. В семейной обстановке первоклассникам особенно необходимы тесный контакт с родителями, их тепло, ласка, участие. Поэтому родителям следует обратить внимание на свое внешнее состояние, т. е. на дистанцию между ребенком и вами, на позу и доброжелательный тон.

Родителям уже сейчас можно ставить целью своего общения с детьми обмен информацией. Ум ребенка-первоклассника очень пытлив, еще не забыт возраст «почемучек», поэтому следует обратить внимание на то, что знает ребенок и как родители могут дополнить и пополнить его знания. Владение этой информацией поможет в дальнейшем придерживаться адекватной оценки знаний ребенка со стороны родителей. Поэтому родителям надо уметь слушать своего ребенка, уметь принимать информацию, которую им дает ребенок, эмоционально реагировать на сообщения своих детей.

Одной из целей общения может стать стимуляция деятельности, поддержание активности и заинтересованности ребенка. Это тем более необходимо в данный период развития детей, поскольку сейчас произошла коренная смена привычной игровой деятельности учебной. Не у каждого первоклассника хватает сил, воли, терпения для осуществления успешных действий. Обычно родители хотят добиться, чтобы ребенок сделал что-то, что кажется им необходимым, полезным, нужным. Используются уговоры, просьбы, требования, приказы. Все чаще родители стали использовать как средство стимуляции деятельности — торг. Тактику торга или подкупа можно напомнить такой ситуацией:

«Если сделаешь что-то (уберешь грязь в комнате, быстро выучишь уроки и т. п.), то получишь деньги на... или мы тебя отпустим погулять, возьмем с собой в поход и т. д.».

Результат такой тактики воздействия на стимуляцию деятельности очень Неустойчив, а помимо этого приучает ребенка устанавливать зависимость полезной деятельности от перечисленных стимулов. С возрастом же «цены» побуждений будут возрастать. Прием «торга» исключить полностью нельзя, но нужно родителям уметь владеть навыками, позволяющими заинтересовать ребенка общением, для этого нужно учиться понимать своего ребёнка, особенности его характера и предполагать возможную реакцию на тему разговора и его содержание.

Нужно учитывать такие ситуации, зависящие от особенностей характера ребенка:

ребенок вспыльчивый, чаще всего в возникшем при разговоре споре может повышать голос до крика;

ребенок, обладающий твердым характером, может выглядеть упрямым, несговорчивым, может показаться, что настроен против своих собеседников или просто их не слышит;

робкий, стеснительный ребенок чаще может выглядеть безразличным, может показаться, что истина его вообще на интересует; поэтому при чрезмерном напоре на такого ребенка разговор может закончиться истерикой;

ребенок, привыкший избегать сложностей и лишних эмоционально-интеллектуальных затрат, может выглядеть вашим союзником, а на самом деле прислушивается только к себе. С таким ребенком бывает сложно общаться.

Родителям нужно научиться учитывать и соотносить выбранную тему разговора с эмоциональным состоянием и настроением ребенка. Игнорирование этого фактора чаще всего приводит к проблемам и непониманию в общении. Эмоции и настроение оказывают серьезное влияние в момент любого разговора. Поэтому нужно учитывать и свое эмоциональное состояние, и настроение ребенка.

потребностей.

Агрессия в человеческом обществе имеет специфические функции. Во-первых, она выступает средством достижения какой-нибудь значи- мой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самоутверждении и как защитное поведение.

Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. Обычно говорят об агрессивности подростков. Но ничто не появляется на пустом месте.

Агрессии детей чаще выступают ссоры с братьями, сестрами или партнерами по игре. А после 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс, часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс, случаев насильственной смерти. Еще в исследованиях 70-х годов было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.

Есть и другая позиция ученых, которые считают, что переживание своих чувств у экрана дает детям возможность тут же “разрядиться” и тем самым уменьшается их агрессивность. Полемика, развернувшаяся вокруг данного вопроса, показывает большую роль телевизионного насилия в становлении личности ребенка.

Ситуативные, “нормальные” реакции агрессии могут перерасти в “нарушение”, если детство ребенка сопровождается агрессивным поведением родителей, и тогда он “заражается” их агрессивностью; если ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, то у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира; если часто и длительно не удовлетворяются какие-то потребности ребенка.

Как видно из вышеизложенного, устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей до- школьного и младшего школьного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений со значимыми взрослыми, а таковыми являются родители и позже учителя. Стиль поведения взрослых здесь является решающим. два фактора, а именно: снисходительность, т.е. степень готовности взрослого прощать поступки, и строгость наказания агрессивного поведения ребенка — определяют поведенческие реакции детей.

Исследования показали, что, с одной стороны, когда взрослые заранее не делают свое отношение к агрессии ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, то это приводит постепенно к закреплению в лич

нормы поведения, не формируется самоконтроль. Эти дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

Наиболее адекватное поведение взрослых здесь — это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Еще одна из причин агрессивного поведения детей — влияние уровня агрессивности учителя на эмоциональное состояние класса. Учитель как бы индуцирует агрессивный фон поведения учащихся своей раздражительностью и подозрительностью по отношению к детям. Учитель подает пример агрессивного поведения детям, привыкающим к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления фрустрации.

Но причины агрессии не могут быть только вовне, во взаимоотношениях с другими людьми. Характерологические особенности самого ребенка, имея подчас биологическую детерминацию, также обусловливают его агрессивность.

Гипервозбудимость, склонность к аффективным вспышкам, возникающим по ничтожному поводу, раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавшихся под руку, эгоцентризм, упрямство — вот те черты характера, которые провоцируют акты агрессии.

Именно понимание важности знания причин, обусловливающих агрессивные реакции детей, определило значимость этой темы в подготовке педагогических кадров, работающих в системе коррекционно-развивающегося обучения в нашем регионе. Учитель, работающий с детьми группы риска, часто встречается с импульсивным поведением, с сильными аффективными реакциями. И потому что делать и как делать — важные вопросы для педагога.

Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем “золотые правила” педагогики:

— не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

— реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя признаются, что порой приходится несколько недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

К специфическим методам коррекции можно отнести:

— релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Наш опыт использования различных “путешествий” в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов. Можно использовать кратковременные формы расслабления. Например,

“3 и г ф р н д”

1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например, карандаш.

2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните и выдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи. Для расслабления плечей и затылка рекомендуется в заключение сделать упражнение “Квазимодо”. 1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым углом. Плечи свободно свисают. Закройте глаза и выдохните. Теперь поднимите плечи высоко, как будто вы хотите коснуться ими ушей. Втяните голову в плечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот “валик” между головой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжимайте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не почувствуете боль. Не задерживайте воздух!

2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши

ечи были полностью расслаблены и свободно

спущены вниз. Голова опущена так низко, что подбородок касается груди. делайте это одним плавным движением. Закройте глаза, дышите спокойно, равномерно, не отрывайте подбородок от груди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое на левое плечо, плечи не поднимаются. Они напрягаются, и напряжение отчетливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подбородок не двигается, только голова склоняется в сторону. дышите спокойно и равномерно, наслщ’итесь расслаблением, но не загягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете нужного эффекта.

другой метод — “беседа с собой’ учит детей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.

Опять-таки учитель может алгоритм такого разговора предложить всему классу при “обучении” поведенческому анализу или использовать его при индивидуальной коррекции. Более того, если этот метод возьмут на “вооружение” и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.

Итак, метод предполагает следующие шаги:

1. Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: “Он говорит глупости, а я злюсь”.

2. Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа “Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?”, “А как можно было поступить в этой ситуации?”.

3. Разбираются варианты поведения и их последствия (“А что будет, если..?”).

4. Затем принимается решение что надо делать и как надо поступить.

Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных ситуациях на языке, понятном ребенку. Он должен его заучить и ... порепетировать.

Как видите, обучать надо не только чтению, письму, но и правильному поведению. Систематичность такого обучения обеспечит педагогический успех.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение педагога можно построить,

используя следующие приемы: вьщержать

паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать интересы маленького агрессора и сообщить ему свои, апеллировать к правилам и т.д. [1, 74—78].

С 2002 г. я работаю в начальной школе, и по моим личным наблюдениям, а также отзывам коллег одним из затруднений при осуществлении профессиональной деятельности является именно агрессивное

поведение мальчиков и девочек. Опыт работы с детьми начального звена школы ) и МУ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

позволил нам при поддержке администрации

и педагогических коллективов обоих учреждений апробировать ряд методических подходов и приемов решения данной проблемы и подтвердить их эффективность. Научным руководителем и идейным вдохновителем данного проекта является доктор психологических наук, профессор В.И. Екимова.

Мы проводили обследование 180 детей младшего школьного возраста на базе данных учреждений с 2002 по 2006 г. с целью выявления и коррекции проблемных зон эмоционально-личностного развития детей, взаимосвязанных с агрессивностью. По результатам наблюдений, диагностики, на основе современных методических разработок нами была составлена коррекционно-развивающая программа 4давайте в мире жить, забыв про ссоры, направленная

на снижение проявлений агрессивности

реализованная в ходе внеурочных занятий и состоящая из трех блоков, которые включают 48 занятий (целесообразно проводить по 2 занятия в неделю):

• занятая первого блока — «Я познаю и осознаю себя» — направлены на осознание ребенком своего внутреннего мира, переоценку своего поведения, осознание чувств других детей и взрослых, внутригрупповую поддержку, развитие сочувствия и сопереживания;

• второй блок занятий — «Я изменяю мир вокруг себя» — предполагает формирование у детей позитивных навыков общения, обучение их адекватному выражению чувств и управлению своим гневом, а также тому, как сопротивляться саботажникам общения;

• на занятиях третьего блока — «Я сам творец своего будущего» - формируется и укрепляется позитивный образ «Я», повышается самооценка.

для усиления коррекционного эффекта мы предложили нашим коллегам использовать рекомендации, составленные в виде таблицы (см. с. 35).

Все учителя начального звена единогласно сочли таблицу незаменимым помощником, прочно занявшим место на рабочих столах, и предложили сделать из нее двустороннюю, для удобства ламинированную памятку.

В самом начале работы между нами и детьми были установлены доверительнодоброжелательные отношения, что явилось залогом успеха. Сотрудничество учителей, социальных педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и других специалистов центра оказалось плодотворным. Конечно же мы не рассчитывали на стопроцентный успех, но и в положительных результатах не сомневались. Наши совместные усилия были вознаграждены, и позитивные изменения в поведении наших детей не заставили себя долго ждать: снизились проявления осознаваемой и неосознаваемой агрессивности, тревожности, возбудимости, напряженности; дети стали более открытыми и доброжелательными в общении; они научились контролировать свои отрицательные эмоции и т.д.

Подводя некоторые итоги, мы пришли к следующим выводам:

• в младшем школьном возрасте можно успешно корригировать агрессивное поведение детей;

• учителю принадлежит право первенства в осуществлении изменений неадаптивных форм поведения, так как в данный период именно он является значимым и авторитетным лицом для ребенка;

• многим детям необходимы индивидуальные занятия с педагогом-психологом для более тщательной проработки закрепившихся навыков агрессивного реагирования.

Современная литература знакомит с различными направлениями психолого-педагогической помощи детям и младшим подросткам, наиболее подходящими методами диагностики и коррекции агрессивности, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

МОУ « СОШ с. Заречного»

Прохладненского района КБР.

во 2 классе

Родительское собрание провела

классный руководитель 2 класса

Юдина И. А.

2008-2009 учебном году.

Воспитанность и воспитуемость.

Упрямство: от противостояния к пониманию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Мастер-класс родительского собрания "Воспитания семьянина начинается с ..."

Данное собрание было представленно как мастер-класс на МО...

Родительское собрание "Воспитание у ребёнка любви к чтению, интереса к книге" 2 класс

План проведения собрания.Роль книги в жизни человека.Анализ анкет для детей.Из семейного опыта.Требования программы по чтению.Если чтение дается плохо…Рекомендации и советы родителям....

Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников" 2 класс

Данную презентацию можно использовать для проведения родительского собрания во 2 классею Конспект собрания прилагается....

Родительское собрание «Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»

Конспект родительского собрания на тему«Воспитание и образование детей. Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей»...

родительское собрание " Воспитанность и воспитуемость. Упрямство: от противостояния к пониманию" 2 класс

материал к проведению родительского собрания на тему : " Воспитанность и воспитуемость. Упрямство: от противостояния к пониманию" 2 класс...