Конспект занятия "Разговоры о важном. День российской науки" (3-4 класс)
план-конспект

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rossiyskoy_nauki_kl_chas.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 классного часа

ТЕМА «День российской науки»

Составили студентки 321 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19

Дата проведения занятия: 06.02.2023

Смена 1 Номер урока 0

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                             _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель классного часа: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей.
Личностные: Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Оборудование  

У учителя: проектор, компьютер, колонки, лупа, фонарь, емкость с водой, сахар, мел, распечатки заданий

У учащихся: ручки, черновики

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru/topic/36/

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята! Мы давно с вами не виделись!

- Напоминаем, меня зовут Анна Александровна, а меня – Снежана Евгеньевна. 8 февраля в календаре – это День российской науки. Что же это за праздник? С какими событиями он связан? Об этом мы нам сегодня и предстоит узнать.

- Как вы думаете, какие открытия и «умные» предметы нам помогают в жизни?

- Конечно, современное общество активно пользуется машинами, Интернетом, телефонами, лекарствами – это все результаты научной работы.

- Вы наверняка слышали о Константине Эдуардовиче Циолковском. Какой вклад в науку внес он?

- Да, а знаете ли вы с каким человеком связано появление Интернета?

- Появление Интернета стало возможным благодаря открытиям и исследованиям российского учёного ЖорЕса Ивановича Алфёрова.

- Все мы знаем о недавней пандемии коронавируса, и о том, что в кратчайшие сроки наши учёные разработали вакцину. Вакцина помогает не заразиться, обрести иммунитет. А если случилось, что вы заболели, то болезнь проходит намного легче и без осложнений.

- Так почему же наука так важна? Почему ей посвящен отдельный праздник?

- Вы правильно сказали, наука, научные знания формируют интеллектуальный багаж человека, помогают стать образованным, профессионалом своего дела, интересным собеседником.

Слушают гимн стоя

- лекарства, Интернет, телевидение, телефоны, машины.

- Работы Константина Эдуардовича Циолковского стали основой ракетостроения.

Затруднение

- Наука помогает стать образованным, интересным.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:  Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.

Основной

-  А откуда же берутся научные открытия? Давайте посмотрим видеоматериал.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

С давних времён человек пытался ответить на вопросы: как устроен

мир? Почему день сменяет ночь? Почему плавятся металлы? Почему идёт

дождь, и летают птицы?

И со временем, отвечая на множество вопросов, люди построили

корабли, автомобили и паровозы, посмотрели в небо сквозь линзы телескопов.

А сейчас мы уже привыкли, что книги стали электронными, телескопы

отправляются в далёкий космос, а операции делает лазер.

И всё это стало возможным благодаря учёным.

Кто же такие учёные? Учёные – это люди, изучающие явления и

объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии,

математики, медицины, истории и многих других.

Цель их работы – узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем

нас мире. И использовать эти знания на благо людей.

Так, например, изучая строение кожи акулы, учёные создали костюмы

для пловцов с целью увеличения их скорости.

Благодаря химикам, были изобретены новые материалы, различного рода

пластики.

В конце XX века российские учёные в Антарктиде обнаружили большое

озеро подо льдом. Озеро назвали «Восток», по названию полярной станции,

которая находится над ним.

Всё озеро находится под слоем льда толщиной около 4 километров, и

было изолировано от внешнего мира более миллиона лет назад.

Пробы, собранные нашими учёными, помогут определить, какие живые

организмы приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Ещё одно научное открытие российских учёных – самый большой

космический радиотелескоп. Он позволяет эффективно изучать всё, что

происходит в космосе.

И в наше время – наука и технологии продолжают стремительно

развиваться. Множество открытий ещё впереди. И, возможно, какие-то

открытия сделаете именно вы!

Ссылка: https://razgovor.edsoo.ru/video/1792/

- Видео подошло к концу, пора проверить вашу внимательность! Посмотрите на экран и ответьте на несколько вопросов.

На слайде вопросы:

- Кто же такие учёные?

- Какиe науки вы можете назвать?

- Какова цель ученых?

- Вы большие молодцы! Справились!

- А почему День российской науки отмечают именно 8 февраля?

- Это дата связана с решением Петра I. Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук.

- Академия отличалась тем, что в ней могли учиться все желающие,

независимо от их финансового положения. Главное, чтобы они стремились к

знаниям. Один из самых известных русских учёных – Михаил Васильевич

Ломоносов – был студентом Академии.

- А сейчас мы предлагаем отправиться в путешествие с Михаилом Васильевичем Ломоносовым – великим ученым, которому подвластны все науки. С некоторыми из них он познакомит нас, и мы даже попробуем поработать в роли разных ученых.

- Михаил Ломоносов разобрал множество экспедиций, на основе этих данных и на личном опыте создал свой проект прохода северным путём, а также разработал много навигационных приборов. Он настоящий знаток географии, и путешествовать с ним совсем не страшно!

- Догадались, какими учеными нам предстоит стать?

- А что изучает география?

- Конечно, молодцы! Кажется, мы столкнулись с небольшим препятствием, чтобы двигаться дальше, нужно ответить на вопросы:

1. Какой город очень сердитый?

2. Какое государство мы носим на голове?

3. Какое государство хвастается своей принадлежностью к одежде?

4. Какое самое глубокое озеро в мире?

5. Какой город считает себя столицей моды и духов?

6. Название какого государства состоит из шотландской лошадки, окруженной местоимениями?

- Молодцы, теперь путь свободен! Мы продолжаем наше путешествие – познакомимся с лингвистикой, еще ее называют языковедением. Как думаете, о чем эта наука?

- Верно, лингвистика - это наука о языках. В этой области М.В. Ломоносов заложил основы современному русскому языку, определил основы и нормы звукового состава, произношения, правописания и частей речи. Лингвистика изучает роль, строение, закономерности языков, соотносит языки, составляет переводы.

- Перед вами текст на белорусском языке. Ваша задача – перевести его на русский язык.

Наша краіна.

Шырока раскинуліся прасторы нашай краіны. Шумяць зялёныя лясы. Стужкамі звіваюцца рэкі.

Подсказка: стужка - лента

- Ребята, что у вас получилось?

- Сложно ли было перевести текст? Что вы заметили?

- Конечно, вы правильно определили. Русский и белорусский языки похожи, потому что являются родственными.

- Ребята, видим, вы немного засиделись. Дружно встаем из-за парт и повторяем за нами!

Физминутка:

Чтоб профессии иметь, (разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь (повороты влево-вправо)

Хорошо, дружок, учись! (погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (шаг на месте)

- Молодцы, продолжаем!

- Начинающие исследователи, в Петербургской академии наук М.В. Ломоносов много времени уделял истории. Есть ли среди вас любители истории? Что изучает история?

- Да, история - наука, исследующая прошлое, реальные факты и смену исторических событий, развитие общества и отношений внутри него. М.В. Ломоносов любил Древнюю Российскую историю. Назовите значения следующих устаревших слов: очи, витязь, уста, дюжина, бает, баталия, стольный град.

- Молодцы, и в этой науке вы преуспели. Но самый большой вклад М.В. Ломоносов внес в физику. Физика – это наука о свойствах и строении физических веществ, о формах её движения и изменении. М.В. Ломоносов расширил представления о строении вещества и его свойствах, исследовал электричество и силу тяжести. Создал учение о свете, создал множество приборов.

- Конечно, ученые много экспериментируют, и Михаил Ломоносов попросил у нас помощи. Ребята, разделитесь на 2 части.

Задание для 1 команды: описать физические свойства сахарного песка.

1. С помощью лупы рассмотреть кристаллы сахара.

2. Растворить сахар в воде, определить его растворимость, наличие примесей.
3. Определить запах.

4. При помощи фонарика проверить свойство отражать свет.

Задание для 2 команды: Пронаблюдать взаимодействие мела с водой.

1) Предположите, что произойдет с мелом, когда мы опустим его в воду)

Хорошо, давайте проверим ваши предположения:

Опустили мел воду. Что вы видите?

Как вы думаете, почему образовались пузырьки?

Каждая из команд выполняет 2 задания.

- Молодцы, ребята, следующая наука, тесно связанная с физикой - химия. Догадываетесь, что изучает химия?

- Верно, ученые-химики также изучают вещества, их состав и строение, превращения веществ. Исследуя химию, М.В. Ломоносов разработал технологию и рецептуру цветных стекол, создал пигменты, фарфор, изучил руды и металлы.

- Перед вами кроссворд. Вам нужно ответить на вопросы и разгадать ключевое слово.

Вопросы для кроссворда:

1.  Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает (хлор).

2. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня – огонь потух (кислород).

3. Мельчайшая частица химического элемента (атом).

4. Элемент, необходимый для нормального формирования скелета, крепких костей, зубов и ногтей (кальций).

5. Я очень вредный и опасный, лучше не зевай напрасно! (яд)

- Молодцы, без проблем справились с заданием! Какое ключевое слово получилось?

- А наше путешествие подошло к концу! Поблагодарим Михаила Васильевича за такую увлекательную экспедицию, и, конечно, за вклад, который он внес в науку. Наше путешествие не должно быть пройдено зря. Навыки и знания, которые вы получили сегодня, помогут вам сделать важные открытия в будущем!

-  Учёные – это люди, изучающие явления и

объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии,

математики, медицины, истории и других.

- Физика, химия, астрономия,

математика, медицина, история.

-  Узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем

нас мире.

Затруднение

- Географами!

- География изучает поверхность Земли, природу, население разных стран.

- Грозный

- Панама

- Ямайка

- Байкал

- Париж

- Япония

- Языковедение – это наука о языках.

-             Наша страна

Просторы нашей страны обширны. Зеленые леса шумят. Реки извиваются лентами.

- Перевести было несложно. Заметили, что белорусский и русский языки похожи.

Выполняют физминутку

- История – наука, исследующая прошлое.

- Очи – глаза, витязь – воин, уста – губы, дюжина – старинная мера, равная 12, бает – говорит неправду, баталия – сражение, стольный град – столица.

Выполняют задания

- Варианты: мел растворится или ничего не произойдет или образуется осадок

- К поверхности воды поднимаются пузырьки.

Когда тело отпускают в воду, она вытесняет воздух из всех отверстий. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды. Вывод: в воде есть воздух.

- Химические вещества, их взаимодействие.

Разгадывают кроссворд

- Химия!

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза, Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Заключительный

- Пора подвести итоги. Какому празднику был посвящен наш классный час?

- Какого числа отмечают?

- Какой дате приурочен этот день?

- Какая наука из представленных заинтересовала вас больше всего? А может, что-то показалось скучным?

- Конечно, мы не можем вам рассказать о всех науках – их очень много! Мы хотим, чтобы каждый из вас нашел свое дело, и желаем успехов!

- Наш классный час подошел к концу, до свидания!

- Дню российской науки!

- 8 февраля!

- В честь основания Академии наук в Санкт-Петербурге!

Оценка детей

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "День Российской науки"

Презентация к уроку "День Российской науки". Презентация содержит материал об ученых, первооткрывателях, изобретателях. Урок «Великие ученые России»Цель: сформировать представления о знаменитых р...

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 февраля «День российской науки» для 1, 2, 3, 4 классов

3-4 класс можно скачать отдельно! Коллеги, буду напоминать каждую неделю:Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В...

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 февраля «День российской науки» для 1, 2, 3, 4 классов

1-2 класс можно скачать отдельно! Коллеги, буду напоминать каждую неделю:Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В...

"День российской науки" 1-2 класс ("Разговоры о важном" 06 февраля 2023)

Без науки не может развиваться наше общество. Это учёные создают проекты зданий, конструируют разнообразные машины, разрабатывают различные материалы, изобретают новые лекарства от болезней, пишут уче...

«ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ» Разговоры о важном.

Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшен...

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ» 06.02.23

Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшен...

Внеурочное занятие. 2 класс. Разговоры о важном " День Российской науки"

Цель занятия: познакомить ребят с достижениями российских учёныхЗадачи: 1. воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям;2.  формирование понимания значи...