Конспект занятия "Разговоры о важном. Год педагога и наставника" (3-4 класс)
план-конспект

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_pedagoga_i_nastavnika_3.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

«Год педагога и наставника»

Составили студентки 321 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19

Дата проведения занятия: 06.03.2023

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель  классного часа: подвести обучающихся к пониманию значения понятий «педагог» и  «наставник», формирование чувства благодарности и уважения к педагогам и наставникам.

Задачи

Личностные:Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;У ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации. Ребёнок владеет операциями сериации, классификации, умеет устанавливать причинно-следственные связи; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Ученик умеет договариваться несиловыми методами; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации; Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Оборудование

У учителя: проектор, компьютер, колонки, маршрутные листы, картины, скотч, наклейки

У учащихся: ручка

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята! 2023 год Указом Президента России был объявлен годом педагога и наставника.

- А как вы понимаете значение этих слов: «Педагог» и «Наставник»?

- Давайте разберемся с первым понятием. Кто же такой педагог? Только ли учитель является педагогом?

- Да, слово «педагог» пришло к нам из греческого языка и переводится как «ведущий ребенка». Педагог – это человек, который имеет специальное образование, которое позволяет заниматься преподавательской и воспитательной работой. Поэтому педагог – это более широкое понятие. Педагогом можно назвать не только учителя, но и воспитателя детского сада, учителя начальных классов, учителя-предметника, социального педагога, преподавателей в колледже и институте, музыкальных наставников.

-А кто же такие наставники?

- Да, наставник – это опытный человек, который наставляет, советник для другого человека. У каждого из нас есть наставники. И самые первые наставники, это, конечно, родители, которые поддерживают нас в любых начинаниях, делятся своим жизненным опытом.

- Как вы думаете, связаны ли эти понятия – «педагог» и «наставник» – между собой?

-Да, конечно эти два понятия связаны между собой. Например, когда мы закончим колледж и придем работать в школу как молодые специалисты, у нас будет педагог-наставник, который поможет адаптироваться на новом месте, поделится своим накопленным педагогическим опытом.

-Молодцы, с понятиями мы разобрались. А знаете ли вы как выглядели школы раньше? Какими были учителя? Как учились ребята? Как думаете, откуда можно узнать это?

- Конечно, много можно узнать из рассказов. Давайте послушаем.

Слушают гимн стоя

Затруднение

-Этот тот, кто учит; это учитель;

-Нет, еще воспитатель

-Тот, кто наставляет

-Да

-Не знаем, но это можно узнать в интернете, из учебников

Личностные: У ребенка сформирована учебная мотивация.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Основной

- «Вспомнилось мне, и какая-то радость встрепенулась у меня в груди, будто случилось что-то хорошее-хорошее! Ноги мои сами собой зашагали быстрей, и я еле удержался, чтоб не пуститься бегом. Но это было мне не к лицу: ведь я не какой-нибудь первоклассник — как-никак, все-таки четвертый класс!»
- Ребята, посмотрите, наш герой такой же четвероклассник, как и вы! С какими эмоциями он встречает начало нового года?

- Да, с большой радостью герой отправляется в школу, ведь, согласитесь, интересно узнать, как изменились одноклассники, что нового появилось в школе. А еще каждый учебный год таит в себе такие загадки: появятся ли новые предметы, учителя? какие темы мы будем изучать? что узнаем?

- Как думаете, что будет дальше?

- Хорошо, наш герой отправляется на торжественную линейку, а затем на уроки. Да-да, вам не послышалось. Раньше у ребят были уроки даже 1 сентября! И вот что было дальше: «На первом уроке Ольга Николаевна сказала, что в четвертом классе нам придется работать гораздо больше, чем раньше, — так у нас будет много предметов. Кроме русского языка, арифметики и других предметов, которые были у нас в прошлом году, теперь прибавляются еще география, история и естествознание <…> Я заметил, что в начале года...».  Какое еще отличие вы заметили? А что же заметил наш герой, как думаете?

- Молодцы, знакомы ли вам эти предметы?

- Все верно, а в наше время географию, историю, естествознание, или биологию, начинают изучать немного позже.

- А что же с нашим героем? Каково ему в школе?

- «Я заметил, что в начале года учиться почему-то всегда трудней. Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растягивает. Если б я был главным начальником над школами, я бы сделал как-нибудь так, чтоб занятия начинались не сразу, а постепенно, чтоб ребята понемногу отвыкали гулять и понемногу привыкали к урокам. Например, можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю было только по одному уроку, во вторую неделю — по два урока, в третью — по три, и так далее. Или еще можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю были одни только легкие уроки, например физкультура, во вторую неделю к физкультуре можно добавить пение, в третью неделю можно добавить русский язык, и так, пока не дойдет до арифметики». Ну что, узнали себя? Трудно учиться в начале года?

- Хорошо, по сюжету рассказа приближаются новогодние каникулы, и вот что происходит с главным героем и его другом Костей:

«Я посмотрел… Батюшки! У него там ошибок целая куча! Вместо «гора» он написал «гара», вместо «веселый» написал «виселый», вместо «тяжелый» «тижелый».

— Ну-ну! — говорю. — Наработал же ты тут!

— Что, очень много ошибок сделал?

— Да не так чтоб уж очень много, а, если сказать по правде, порядочно.

— Ну вот! Я так и знал! Мне никогда удачи не будет! — расстроился Костя.

— Здесь не в удаче дело, — говорю я. — Надо знать, как писать. Ты ведь учил правило?

— Учил.

— Ну, скажи: что в правиле говорится?

— В правиле? Да я уж и не помню.

— Как же ты учил, если не помнишь?

Я заставил его снова прочитать правило…»

- Ребята, сейчас мы познакомились с Витей Малеевым – главным героем рассказа «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова. Какими качествами обладает Витя?

- Конечно, без шалостей и лени, не обошлось: помните, как в начале года он не хотел учиться? Но оказалось Витя – прилежный ученик, старательный, с радостью ходит на учебу.

- Ребята, чтобы узнать больше про интересную школьную жизнь Вити, прочитайте рассказ Николая Носова. Но мы ничего не сказали про внешний вид ученика, устройство школы, образ учителя. Поэтому приглашаем вас на нашу маленькую картинную выставку «Здесь не в удаче дело. Надо знать, как писать»

- Для начала поделитесь на 3 команды по колонкам, выберите капитана и название команды.

- Посмотрите, перед вами маршрутный лист, напишите на нем название команды. На листах написаны задания, ответом на задания будут номера картин. Номера одних и тех же картин могут встречаться в разных заданиях. Подсказками служат названия картин. За одну правильно определенную картину можно получить 1 балл

- Ребята, понятно ли вам, как работать маршрутным листом? А теперь давайте вспомним правила поведения в картинной галерее:

1. Осматривать экспонаты нужно внимательно, но руками не трогать.

2. Вести себя бесшумно: нельзя кричать, смеяться, бегать прыгать.

- Хорошо, при выполнении заданий вы можете передвигаться, совещаться шепотом. А еще на выставках и в музеях есть смотрители – они следят за соблюдением правил поведения, и мы выступаем в их роли.

- Можете приступать к выполнению заданий, будьте очень внимательны и соблюдайте тишину.

Репродукции:

1. Ян Стен «Строгий учитель» 1668

2. Э. Ламсон «Деревенская школа» 1890

3. Рафаэль Афинская школа

4. Франческо Бергамини «В классе», 1893

5. Решетников Федор Павлович «Любины уроки» 1952

6. Морозов Александр Иванович «Сельская бесплатная школа» 1865

7. Древняя Греция

8. Б.М. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси» 1907

9. Андриан ван Остаде «Школьный учитель» 1662

10. Альберт Бетанье «Темное (черное) пятно» 1887

11. Джордж Клаузен «Школьница» 1889

12. А Джоффруа «Детский класс» 1889

13. А. Даргелас «На перемене»

14. Н.П. Богданов-Бельский «Устный счёт в народной школе» 1895

15. А Даргелас «Защита школьников»

16. Михаил Лисовской «Портрет учительницы» 1960

Задания: (Ключ)

1. Найдите все картины, где изображена школьная доска. (10, 14, 2, 16)

2. Найдите картины школ древних цивилизаций (3,7)

3. Найдите картины с образом старательной, прилежной ученицы (11, 5)

4. Найдите картину, где учитель защищает школьников (15)

5. Найдите картины, изображены деревенские (сельские) (9, 14, 2,6)

6. Найди картины, где ребята учатся в необычной обстановке (9, 4)

7. Найдите картины, где ребята учатся без парт (9, 8, 14, 6, 4)

8. Найдите картину по ключевым словам: статность, уверенность, голубая тетрадь, строгость, скромность, аккуратность, лёгкая улыбка (16)

9. Найдите картины, где учитель изображен строгим (16, 1)

10. Найдите картины, где учитель помогает ученикам (15, 12, 2, 14)

11. Найдите картину, где учитель прислушивается к ученикам (14)

12. Найдите картину, где показана шалость учеников (13)

13. Найдите картины, где ученики отвечают (10, 2)

14. Найдите картины, где на стенах есть плакаты (12, 13, 10, 9, 14, 2, 4)

- Ребята, время подошло к концу. Капитаны команд, вам нужно сдать маршрутные листы для подсчета баллов.

- Ребята, сложно ли было выполнить задания? Какие усилия вы приложили?

- Конечно, вам пришлось хорошенько постараться, детально рассмотреть каждую картину, чтобы решить все задания. Какие отличия вы заметили? Что в школе прошлого вам оказалось необычным?

- Конечно, очень многое нам кажется необычным: не на всех картинах дети одеты в школьную форму, они занимаются за общим столом, сидя на лавках. Уроки проходят не только в учебных классах, но и в мастерских. Причем учебные классы оборудованы плохо: лишь на некоторых можно заметить школьную доску, географическую карту. А посмотрите на картину Э. Ламсона «Деревенская школа»: в этой школе нет звонка – об окончании и начале урока сообщает колокол на столе учительницы. А кто вспомнит школу Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне, какой был она?

- Напомним: В классе ученики рассаживались, как хотели: на лавках, на подоконниках, даже на полу. Дети изучали письмо, чтение, счёт. Были уроки истории, пения, рисования. Любой ученик мог спросить учителя о чём угодно и услышать его ответ, поэтому часто уроки превращались в беседы обо всём на свете

- А каким же был ученик?

- Да, ученики мало изменились. В современных школах тоже можно встретить и хулиганов, и прилежных, заинтересованных учеников.

- Каким изображен учитель на этих картинах?

- Да всегда была очень уважаемой профессией, поэтому и на картинах мы видим учителей строгими, статными, уверенными, аккуратными, считаем их примером для подражания. А сейчас мы посмотрим видеоролик, обобщим знания и узнаем, кого же называют «учителем учителей».

Видеоролик из дополнительных материалов: «Год педагога и наставника»

- Кто был внимателен и запомнил, почему же именно 2023 год объявлен годом педагога и наставника?

-Да, в знак высочайшей значимости профессии учителя. А еще 2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

- А чем еще славится Константин Ушинский? Вспомните литературное чтение.

-Да, все эти произведения вам должны быть знакомы. Сейчас я зачитаю вам фрагменты рассказов К. Ушинского, а вам нужно вспомнить название.

1) Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

- Кто вспомнил название?

- Молодцы. Этот рассказ называется «Четыре желания». Двигаемся дальше!

2) Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

— Что ты, тятя, делаешь?

— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

- А как называется этот рассказ?

- Правда ли рубашка в поле выросла?

-Конечно, отец вырастил лён, который прошел трудоемкий процесс обработки.

- И последний отрывок:

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

-Кто вспомнил название?  Что сказала детям птичка, что им стало стыдно?

-  А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

-Он встречает начало года с радостью, он веселый и счастливый

Ответы детей

Ответы детей

-Добавляются новые предметы: география, история и естествознание

-География – наука о Земле, история – наука о прошлом, естествознание – наука о природе.

-Да.

-Готов помочь другу, ответственный, прилежный, старательный, настойчивый.

Работа по командам

- Нужно было рассматривать картины, находить детали

- Не было школьной формы, не во всех школах были школьные доски, парты.

Ответы детей

- Разным. Мог быть и хулиганом, и прилежным

- Строгий, статный, уверенный, аккуратный, пример для подражания.

- 2023 год – год 200-летия основателя педагогики – Константина Ушинского

- Он писал для детей

-Четыре желания

-Как рубашка в поле выросла

-Нет, вырос лен, который обработали и получили рубашку.

-Дети в роще

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

Регулятивные: Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации. Ребёнок владеет операциями сериации, классификации, умеет устанавливать причинно-следственные связи; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Ученик умеет договариваться несиловыми методами; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; Ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации; Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Заключительный

-А теперь пришло время подвести итоги. Давайте узнаем, сколько баллов заработала каждая команда. (объявление результатов)

-Не расстраивайтесь, если результат показался вам низким. Вы все большие молодцы, активно работали, были внимательными. Поэтому каждый из вас получает наклейку за хорошую работу.

- Какой теме был посвящен наш классный час?

- Почему 2023 объявлен Годом педагога и наставника?

- Кем был К. Ушинский?

-Да, К. Ушинский был учителем, писателем, но его самая главная заслуга - основание педагогики. Он создал множество научных работ для учителей.

-А наш классный час подошел к концу, всем спасибо!

- Год педагога и наставника

- 2023 год – год 200-летия основателя педагогики – Константина Ушинского

- Учителем, писателем

Регулятивные: У ребенка развита рефлексия. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 марта «Год педагога и наставника» для 1, 2, 3, 4 классов.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ МОЖНО СКАЧАТЬ ОТДЕЛЬНО! Для 1-2 классов сделала второй лист с пустыми предметами, если не совпадают с моими. ИХ ДОБАВИЛА В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ! Я опять в дороге. Но...

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 марта «Год педагога и наставника» для 1, 2, 3, 4 классов.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ МОЖНО СКАЧАТЬ ОТДЕЛЬНО! Для 1-2 классов сделала второй лист с пустыми предметами, если не совпадают с моими. Я опять в дороге. Но всё равно нашла время для того...

Отчет педагога-наставника учителя начальных классов с молодым специалистом

Отчет педагога-наставника учителя начальных классов  с молодым специалистом...

Внеклассное мероприятие в рамках фестиваля открытых классных часов, посвященных Году педагога и наставника «УЧИТЕЛЮ – БРАВО!»

Внеклассное мероприятие представляет собой цикл коротких уроков по различнвм предметам, которые проводят в качестве педагогов сами дети. Если урок удался, остальные обучающиеся класса говорят этому уч...

Статья в сборник "Год педагога и наставника"

Статья в сборник "Год педагога и наставника"...