История кумыков (обычаи и традиции)
занимательные факты

Асият Манаповна Манапова

У каждого народа есть свои обычаи, традиции и праздники. Многие из них родились еще в древности, несколько столетий и даже тысячелетий назад. Все вокруг: деревни, вещи, города, люди меняются, а традиции продолжают жить. Ведь они - это сердце и душа народа.

Каждый народ, как могучее дерево, должен быть силен корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю, тем устойчивее чувствует себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свою уникальность. А чем тоньше нити, связывающие народ с его прошлым, тем легче он теряет свое лицо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya.kumykov.docx706.23 КБ

Предварительный просмотр:

История, обычаи , традиции и культура кумыков. C:\Users\rschin.MOZDOK3\Desktop\img.jpg

Когда я вижу полные энергии кумыкские танцы, слышу красивые, протяжные напевы, то испытываю гордость за свой народ, сумевший, несмотря на непростую Судьбу, сохранить традиции, в которых воплощено все то, чем испокон веков дорожили кумыки - это труд, радость созидания, глубокое чувство помощи и поддержки друг друга.

У каждого народа есть свои обычаи, традиции и праздники. Многие из них родились еще в древности, несколько столетий и даже тысячелетий назад. Все вокруг: деревни, вещи, города, люди меняются, а традиции продолжают жить. Ведь они - это сердце и душа народа.

Каждый народ, как могучее дерево, должен быть силен корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю, тем устойчивее чувствует себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свою уникальность. А чем тоньше нити, связывающие народ с его прошлым, тем легче он теряет свое лицо.

Старые люди говорили: « Человек, незнающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь»

Численность в Российской Федерации составляет 503 060 человек. Самоназвание – къумукълар.   Большая часть кумыков живет на равнинных территориях Дагестана – на Кумыкской равнине, а также в Чечне и Северной Осетии.   Приморская Кумыкская равнина была плотно заселена со II тыс. до н.э. В I тыс. до н.э. усилилось проникновение на территорию Дагестана степных племен, особенно сарматов.

    Ведущей отраслью традиционного хозяйства кумыков являлось земледелие. В основном они возделывали пшеницу, ячмень, просо, рис, кукурузу. Кроме того, практиковалось виноградарство и пчеловодство. Среди огородных культур на первом месте стояли бахчевые – тыква, арбузы, дыни, а также фасоль, огурцы, лук, чеснок, перец. После присоединения к России появились такие виды огородных растений, как картофель, помидоры, капуста, морковь. В садоводстве культивировали яблони, груши, сливы, тутовник, черешни, кизил, грецкие орехи. Среди технических культур возделывали хлопок и марену (траву для получения красящих веществ). Также разводили тутового шелкопряда и вырабатывали шелк. Земледелие носило поливной характер; не поливали сенокосные угодья

Вторым по значению в традиционном хозяйстве кумыков было скотоводство. Оно было отгонным. Начало перегона отмечалось торжественным праздником. Разводили лошадей, коров, буйволов, овец. Два раза в году – весной и осенью – проводили ручную стрижку овец.  Для каждого вида животных создавались отдельные отары, стада или табуны. Уходом за скотом занимались женщины, а его выпасом – мужчины. У кумыков существовало и птицеводство, которое считалось чисто женским занятием.

Подсобным промыслом кумыков можно назвать рыболовство. Довольно рано у кумыков началась нефтедобыча. Нефть применялась для освещения, отопления, смазки сельскохозяйственного инвентаря. Получение из нефти керосина началось во второй четверти XIX в. Кроме того, традиционно у кумыков была высоко развита обработка кожи и шкур. Особыми ремеслами являлись металлообработка, изготовление утвари, оружия и гончарное дело. Текстильные производства были женскими, металлообработка и гончарное ремесло – мужскими занятиями.

Традиционное жильё

Жилище кумыков – уьй было трёх видов: одноэтажные – ерден уьй, полутораэтажные – курчи уьй и двухэтажные – эки къат уьй. В предгорной полосе преобладало двухэтажное жилище. Основным строительным материалом служили солома, камыш, глина, галечник.

В местах с лесами и горами кумыки строили здания с использованием камня и дерева: мечети, купеческие дома, административные здания до сих пор сохранись в Эндирее. В прошлом в жилищах бедняков комнаты не имели окон. Их заменяло небольшое отверстие в крыше или над дверью.

В богатых домах делались окна, причём выходили они, как правило, во двор. На улицу выходили только глухие стены домов.

Дома ориентировали окнами на юг. Это помогало летом защититься от прямых лучей солнца, а зимой – от холодных ветров, предохраняя жителей от сквозняков.

Мужская и женская одежда. C:\Users\rschin.MOZDOK3\Desktop\xtOgZ7zF_bs.jpg

Лёгкой нательной мужской одеждой кумыков были длинная рубаха – гёйлек и штаны – иштан. Их шили из простых хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи – бешмет – къаптал. Бешмет шили из тёмной материи – хлопчатобумажной, шерстяной или шёлковой. Постепенно бешмет заменила кавказская рубаха с застёжкой спереди и стоячим воротником. На бешмет или рубаху надевалась черкеска – чопкен, которую шили из полусуконных материй. Зимой поверх бешмета или черкески надевалась овчинная шуба–тон. Отправляясь в путь в непогоду, кумыки, как и многие другие народы Кавказа, поверх шапки надевали плотный матерчатый башлык – башлыкъ, остроконечный капюшон с длинными полосами лопастями с двух сторон для завязывания у шеи. Головным убором кумыков была овчинная шапка– папаха.

Обувь: сафьяновые лёгкие сапоги, чарыки, башмаки на толстой подошве. Мальчики, начиная с пяти – семи лет, носили такую же одежду, за исключением бурки и башлыка. В холодное время года мальчики надевали тошлук – вид телогрейки или куртки без рукавов из шёлка или шерсти.

Женская одежда кумычек была более разнообразна. Нательная одежда: ич гёлек и бюрюшме гёлек – длинные рубахи; поясная одежда – шаровары или широкие штаны. Верхнее платье нескольких видов: распашное платье, арсар, нераспашное платье, полша, нарядное платье типа арсара, къабалай.

На голове кумычки носили повязку чуткъу. Поверх неё – шёлковый, шерстяной, тюлевый или ситцевый платок – явлукъ.

Обувью женщины были шерстяные носки жораб домашней вязки и сафьяновые чувяки – мачийлер. Поверх чувяк женщины зимой и в непогоду, выходя на улицу, надевали кожаные галоши калушлар или башмаки – башмакълар. Девочки с пяти – семи лет носили такую же одежду, что и молодые женщины. 

.Религиозные праздники кумыков. C:\Users\rschin.MOZDOK3\Desktop\i.jpg

Религиозные праздники называют словом Байрам. Самый большой и почитаемый праздник кумыков- Курбан Байрам. Это праздник жертвоприношения. Утром, когда празднуют Курбан Байрам, проводят коллективную молитву, в которой учавствуют все мужчины и мальчики. Потом полагается сходить на кладбище и помолиться у могил близких. Женщины в этом участия не принимают. Они вместе с девочками готовят дома угощение. В праздники ( раньше Курбан Байрам праздновали не один день) с посещениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома.

В дни Курбан Байрама- праздника жертвоприношения, старались угостить как можно больше людей, столы оставались накрытыми два, три дня и каждый входящий имел право угощаться.

Обязательным условием празднования был жертвенный обряд, в знак готовности служить Богу. Для принесения жертвы мусульмане откармливают барана. Совершив заклание, нужно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение устраивается для того, чтобы избежать болезней, бед.

Стол на Курбан Байрам накрывали богатый, обильный. Чтобы весь год в семье был достаток и процветание. Обязательно готовили блюда из жертвенного барана: плов, бульон, варили мясо в больших количествах. Однако не только мясными блюдами славился стол в этот день. Искусные хозяйки пекут хлеб, пироги, лепешки, торты, готовят сладкое национальное блюдо чак - чак. На столе бывает много фруктов, десертов, конфет. Здесь найдется угощение на любой вкус

Обряды, совершаемые при рождении ребенка. C:\Users\rschin.MOZDOK3\Desktop\393361_2_i_007.jpg

В кумыкской семье рождение ребенка всегда отмечалось как большое и радостное событие, но рождение сына праздновали особенно торжественно. Крепкими считались многодетные семьи, хотя кумыки не любили говорить посторонним, сколько у них детей, опасаясь сглаза.

Еще перед тем, как отправить невесту в дом жениха, самый почетный гость желал новобрачной иметь много сыновей и одну дочь. В ответ на услугу говорили: « Чтобы твоя жена родила тебе сына». А женщине желали: « Чтобы ты всегда была сыта и рожала сыновей»

Раньше роды проходили дома при помощи повитухи, которую называли аначи къатын

Муж в это время не должен был находиться дома. В воду для купания новорожденного добавляли соль и серебряную монету. После первого купания новорожденного заворачивали в отцовскую рубашку, чтобы был близким и любимым ему, или в подол бабушкиного платья, чтобы дожил до ее лет.

Почетной гостьей в день родов была мать роженицы, она приносила для внука детское приданое: одеяло, подушку, пеленки

Чтобы защитить молодую мать и ребенка от сглаза, на пороге их комнаты ставили что- нибудь железное: лемех от плуга или топор.

После рождения ребенка радостную новость сообщали свекрови, а затем всем остальным. За это она добрым вестникам дарила заранее припасенные подарки.

С появлением ребенка у отца забирали шапку- папаху и он должен был ее выкупить у того, кто принес ему счастливую весть.

На следующий день устраивали торжество. Готовили плов, варили мясо, бозбаш, халву, приглашали всей родственников, друзей и соседей

В народе верили, что первые сорок дней жизни младенца очень опасны. Его нельзя оставлять одного, чтобы не навлечь беду. К шапочке малыша пришивали яркую ленту, мазали лоб сажей, к руке привязывали красную нитку. Каждому мальчику делали обрезание. Эта процедура проводится от седьмого дня жизни до двадцати лет. В этот день мальчику дарили деньги и подарки, одевали его во все новое.

Примерно через неделю ребенка укладывали в люльку и проводили обряд имянаречения. Мужчины на этой церемонии не присутствовали, рождение ребенка, особенно сына, они отмечали отдельно.

Имя выбирал семейный совет, принималось то, которое получило одобрение старших в семье, причем согласие матери не спрашивали. По традиции давали имена умерших предков. Меня назвали Сакинат, в честь папиной бабушки, мою сестру Папуханум в честь умершей прабабушки.

Ребенка клали на подушку, лицом к Мекке. В правое ухо произносили слова молитвы - азана. В левое нашептывали имя ребенка и его отца .Право имянаречения старшему ребенку принадлежало бабушке по линии отца.

После всех действий следовало застолье .Счастливые родители должны были выставить на угощение одного барана, если родилась дочка, или двух, если родился сын.

Так делали наши предки, так делаем и мы.

Обряд сватовства и свадьбы. C:\Users\rschin.MOZDOK3\Desktop\393361_11_i_036.jpg

Кумыки считали, что у каждого человека должна быть крепкая и дружная семья, дети, внуки. Каждый должен оставить на земле потомство, которое прославит его имя.

Поэтому очень ответственно относились к заключению брака, свадьбе. Брак совершался по согласию родителей жениха и невесты, раньше молодых не спрашивали, любят ли они друг друга, зачастую новобрачные виделись накануне свадьбы. Но это не вызывало обиды на родителей, считалось, что они лучше знают, кто подойдет в спутники жизни их сыну или дочери.

Сватовство сопровождалось проведением обряда никах. На нем присутствовал мулла, родители молодых обговаривали детали свадьбы, мулла читал специальные молитвы, благославляющие на счастливый брак.

После обряда никах родители жениха посылали невесте подарки альгаш, которые передавались ей при свидетелях, в их числе был мулла. Альгаш делали в зависимости от благосостояния семьи. Обычно дарили чай, сахар, платки, отрезы ткани.

Ковры, золото, украшения, иногда даже лошадь.

Часть подарков невеста оставляла себе, а другую часть дарила сестрам, братьям, родственникам.

После принятия подарков, жених, если еще не видел невесту, имел право увидеть ее. Его вводили к невесте, но наедине их не оставляли. Они виделись в присутствии родственников. Жених мог задать своей будущей жене несколько вопросов.

Очень интересным был обряд бракосочетания. В назначенный день мулла приходил в дом невесты с двумя свидетелями со стороны жениха и спрашивал ее о согласии на брак.

Часто за невесту отвечали ее родители. Мулла читал установленную молитву. Затем невесту сажали в убранную коврами арбу и в сопровождении гостей везли в дом жениха.

Возница, подъехав к дому жениха, требовал подарок для себя, потом только въезжал во двор. Брат жениха должен был взять невесту на руки и внести в родительский дом, в специальную комнату, где женщина- распорядительница мазала новобрачной губы медом, на счастливое супружество.

В этой комнате невеста должна была сидеть на протяжении всего свадебного пира, ее видели лишь женщины.

В первую ночь товарищи с песнями ведут жениха к молодой. Девушки, находящиеся в ее комнате, не пускают их, пока им не подарят подарки. Только после этого все уходят и оставляют молодых наедине.

На второй день свадьбы сестра жениха выводила невесту к гостям. И все впервые видели ее без свадебного покрывала. Гости дарили невесте подарки, давали деньги за танец новобрачной.

На третий день свадебного пира гости разъезжались, им устраивали почетные проводы.

Этот обычай назывался "сжиганием зимы" - къыш гюйдюрюв.C:\Users\rschin.MOZDOK3\Desktop\393361_17_i_048 (1).jpg

Обряды, дошедшие до наших дней

Жизнь не стоит на месте, все меняется, уходят в небытие многие обычаи и традиции. Но приятно осознавать, что большая их часть сохранилась и соблюдается до сих пор.

Конечно, это празднование религиозных праздников - Курбан Байрам и Ураза. В жертву приносятся бараны, мясо раздают неимущим. Все мужчины совершают большую утреннюю молитву, слушают проповедь муллы, посещают кладбище, где чтят память усопших предков, совершая намаз у их могил. На праздник, как и раньше, готовятся национальные блюда и выпечка, дарятся подарки родственникам и друзьям.

Конечно, немного изменились обряды, связанные с рождением ребенка. Дети сейчас появляются на свет в родильных домах, при помощи квалифицированных врачей. Редко теперь можно увидеть у порога комнаты новорожденного железный предмет, оберегающий от сглаза. Но до сих пор остается в силе обряд имянаречения. Имена выбирают по- прежнему старшие представители рода, родители, таким образом, выказывают свое почтение к старшим

Завершает церемонию, как и прежде угощение для всех близких и родных.

Свадебные обряды и обычаи претерпели изменения, остались их элементы. До сих пор совершается обряд никах, подношение подарков невесте от родителей жениха. Но свадьба теперь немного отличается от прежнего канона. Редко сейчас новобрачная все торжество проводит в комнате одна, она присутствует на общем застолье, ее лицо закрыто фатой или свадебным покрывалом. Невеста должна вести себя скромно и почтительно, не поднимать глаз, не есть, не вставать из-за стола, не веселиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НОВОГО ГОДА"

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НОВОГО ГОДАЦели урока:познакомить учащихся с традициями и обычаями празднования Нового года в России и других странах мира. Мотивация учащихсяЗвучит песня Е. Крылатова "Три белы...

Тема: "Народные обычаи и традиции".

3 класс. Урок по кубановедению.Знакомство с народными обычаями и традициями...

Народные обычаи и традиции

презентация к уроку кубановедения в 3 классе....

Классный час "Новогодние обычаи и традиции"

Материал для проведения классного часа на тему "Новогодние обычаи и традиции"...

обычаи и традиции народов России классный час

классный час в 4 классе по теме : Обычаи и традиции народов России...

Презентация "Обычаи и традиции казаков"

Презентация к программе "Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы"...