Открытое занятие по сказкам А.С.Пушкина
план-конспект занятия (1 класс)

Асият Манаповна Манапова

Цель:

Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о сказках.

2. Формировать способность проявлять радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром пушкинских сказок.

3. Формировать умение разгадывать кроссворд, загадки.

4. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

5. Уметь определять название сказок по сюжетным картинам.

6. Развивать воображение, внимание.

7. Обучать, детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.

8. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_1.docx429.8 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в 1 «А» классе

на тему:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1346/0010536d-17d64003/img33.jpg

Подготовила учитель нач.кл МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ им.Ю.А.Акаева»  

Манапова А.М.

Путешествие по сказкам А. С. Пушкина

Цель:

Формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Активизировать знания детей о сказках.

2. Формировать способность проявлять радость, душевное волнение при встрече с добрым и красивым миром пушкинских сказок.

3. Формировать умение разгадывать кроссворд, загадки.

4. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

5. Уметь определять название сказок по сюжетным картинам.

6. Развивать воображение, внимание.

7. Обучать, детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.

8. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Личностные УУД:

 - Воспитывать эстетическое восприятие окружающего;

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Познавательные УУД:

- познакомить с  героями сказок русских народных, сказок великих писателей;

- развивать творческое воображение, логику мышления и память;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

Регулятивные УУД:

- осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;

 - удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)  деятельности;

-оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- Допускать существование различных точек зрения;

- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формировать вербальных и невербальных способов коммуникации;

- уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Методы: рассказ, показ, беседа, объяснение,  демонстрация, практические упражнения;

Оборудование:- музыкальное сопровождение, сюжетные картинки, портрет автора, костюмы сказочных героев, ларец со сказочными предметами.

                                                                                 Ход

Организационный момент.

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании,

Благополучного конца.

(В. Берестов)

Вступительная беседа

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А.С.Пушкине и отправимся путешествовать по его сказкам. ъ

Основная часть, путешествие по сказкам.

Отгадывание загадки,

Я со сказками дружу,

В гости милости прошу!

Вот моя волшебная книга.

Книгу волшебную я открываю,

В сказку с вами я попадаю…

Но вначале для порядка

Загадаю вам загадки.

Соглашайтесь без опаски!

Вспомним пушкинские сказки,

И героев, и названья.

Приготовились? Вниманье!

Загадка«Тут синее море, тут берег морской

Старик вышел к морю, он невод забросит

Кого - то поймает и что-то попросит,

Но жадность, ребята, к добру не приводит.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым». («Сказка о рыбаке и рыбке»).

1. Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)

2. С чем пришёл невод в первый раз? (с одною тиною)

3. С чем пришёл во второй раз? (с травой морскою)

4. С чем пришёл третий раз? (с золотой рыбкой)

5. О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)

6. Какими словами бранила старуха старика? («Дурачина ты, простофиля»)

7. Сколько лет жил старик со старухой у синего моря? (ровно 30 лет и 3 года)

8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)

9. Какой была старуха в сказке? (жадной)

А вот и следующая загадка:

Чуть опасность, где видна. Верный сторож как со сна

 Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется,

 И кричит: «Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку! (« Сказка о золотом петушке»)

 «Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»

Мой вопрос совсем простой: как название сказки той? («Сказка о царе Салтане….» )

Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.

- «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)

- «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)

Игра

1. Одна из сестёр стала царицей, вторая – ткачихой, а третья? (поварихой)

2. Почему ткачиха с поварихой хотели извести сестру? (Они ей завидовали)

3. Кто был в сказке царь Гвидон? (сын царя Салтана)

4. Как назывался остров, где жил царь Гвидон? (Буян)

5. В кого превращается в сказке царь Гвидон? (В комара, муху и шмеля)

6. Почему Гвидон, превращаясь в насекомых, кусал ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху? (Они не хотели, чтобы царь Салтан посетил остров Гвидона)

7. Кто царю Салтану рассказал о заморских диковинах? (Корабельщики)

8. Какие чудеса появились на острове Буяне? (Чудо - белка, тридцать три богатыря, царевна - лебедь)

9. Какую службу несли богатыри, и кто ими командовал? (Богатыри обходили остров дозором, ими командовал дядька Черномор)

Загадка: «Вот последняя загадка,

У меня для вас, ребятки

Средь листвы на дубе этом

Есть ларец, а в нём предметы

Как они туда попали?

И кому принадлежали?

Вопросы: 1. В коробке лежит предмет с помощью, которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну? (Яблоко) («Сказка о мёртвой царевне..»)

учитель: Я сейчас каждому буду катать яблоко, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).

Игра «Расшифруй приказку, прибаутку».

: Арина Родионовна рассказывала много русских народных сказок, вот из них Пушкин взял интересные прибаутки, присказки.

1. А во лбу звезда горит.  Как вы думаете, что это обозначает? (Красавица красы невиданной) 

2. Там русский дух – там Русью пахнет. (Это Родина)

3. За тридевять земель, в тридесятом царстве. (Далеко- далеко)

4. Растёт не по дням, а по часам. ( Очень быстро растёт)

Рассказ уч-ся.

Мы расскажем вам, почему А.С. Пушкин так любил русские народные сказки и почему он хотел, чтобы его сказки были похожи на народные.

Когда А.С. Пушкин был совсем маленьким и все его звали просто Саша, у него была нянюшка – простая крестьянка, которую звали Арина Родионовна Матвеева. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня. Ему очень нравились напевные слова, которыми говорила его нянюшка.

В то время в дворянских семьях было модно говорить по-французски, а русский язык считался грубым. Но, слушая сказки и песни своей няни, юный поэт понимал, что нет на свете языка более красивого, чем русский.

Когда А. С. Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту русского языка. Поэт писал свои стихи простым языком, который был понятен всем – и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому А. С. Пушкина и называют народным поэтом.

Воспитывала А.С. Пушкина бабушка – Мария Алексеевна, став взрослым, он много писал о ней, называя ее «мамушкой».

Его еще воспитывала няня Арина Родионовна.

 Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения.

 На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним:

-Я ль, скажи мне, всех милее

Всех румяней и белее?

Что же зеркальце в ответ?

-Ты прекрасна – спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

 («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там, на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя

Там в облаках, перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет.

Там русский дух, там Русью пахнет!

И я там был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

( поэма Руслан и Людмила)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо...

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее".-- "Постой,--

Отвечает ветер буйный,--

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста".

(сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)

 Рефлексия: 

Да! Пушкин-это чудо

Это прелесть без конца

В нашей жизни будут вечно

Его сказок голоса!

Читайте Пушкина, пусть его сказки всегда будут с вами. А сказка с нами не прощается, сказки еще будут впереди….

-Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы любите и знаете сказки

Подведение итогов

О чем и ком сегодня говорили?

Чему учат вас сказки?

Если вам понравилось занятие поднимите веселое солнышко, а если нет то грустное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное открытое занятие по сказкам А.С.Пушкина "У Лукоморья".

Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.Путешествие по сказкам поэта-сказочника.Творческая мастерская поделок из разных материалов....

открытый урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

документ содержит все необходимое для урока. соответствует требованиям ФГОС...

Конспект занятия КВН "Сказки А.С. Пушкина"

Материал будет интересен учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы и воспитателям ГПД....

Интегрированное занятие "Спортивные сказки" (А. С. Пушкин)

Сценарий интегрированного занятия по сказкам А. С. Пушкина. Дети в игровой соревновательной форме показали свои знания сказок А. С. Пушкина....

Занятие по сказкам А.С. Пушкина

Вызвать интерес к произведениям А.С. Пушкина, расширять литературный кругозор детей. Развивать мышление, связную речь, память, коммуникативные и творческие способности детей. Воспитывать у детей интер...

Методическая разработка внеурочного занятия по сказкам А.С. Пушкина во 2 классе.

Методическая разработка внеурочного занятия по сказкам А.С. Пушкина. Командная игра-соревнование по станциям поможет учителям провести яркое и незабываемое мероприятие с активным участием всех о...

Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина (3 класс)

Внеклассное занятие для учащихся 3 класса проводится в группе продлённого дня. Занятие расчитано на 40 минут. Цель: расширить  читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушки...