Программа для внеурочной деятельности "Хочу все знать" на 2023-2024 уч.г. для 1 класса
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Подымова Галина Владиславовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа общеинтеллектуальной  направленности

"Хочу всё знать"

 

на 2023 – 2024 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Бузулука»

Принята

на заседании педагогического совета

МОБУ ООШ №5 г.Бузулука

Протокол №______

   от _______ 2023 года

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОБУ ООШ №5 г.Бузулука

______________О.Н.Авдеевой

Приказ № ____ от ____ 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа общеинтеллектуальной  направленности

"Хочу всё знать"

на 2023 – 2024 учебный год

Возраст обучающихся: 7 -8 лет

Срок реализации:1 год

Аннотация к рабочей программе кружка

 «Хочу всё знать»

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

на основе авторской программы по внеурочной деятельности младших школьников «МОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР».

         Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения.

Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.      

Пояснительная записка.

       

    При составлении программы использованы нормативно-правовые документы:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3226-1 (ред. От 10.11. 2009);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373);
  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

Актуальность:

            Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся.  В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.

Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

     Практическая значимость программы для обучающихся:

Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что, играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.

Цель программы:

Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

 Задачи: 

  1. Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
  2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
  3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
  4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.

Общая характеристика курса:

               Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы.  И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».                    

               Организация кружка имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием — это опоздание навсегда. Один из ведущих исследователей проблем творчества П.Торренс сказал как-то, что «творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Именно на развитие способностей направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности «Хочу все знать».

Отличительные особенности программы:

      В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

     В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. 

Место курса в учебном плане:

На реализацию программы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 30 занятий по 1 учебному часу каждое. Продолжительность занятия 30 минут

Сроки реализации программы и возраст воспитанников.

Программа рассчитана на детей  7 – 8 лет (учащиеся 1 – 2 классов). Срок реализации – 1 год.

Формы и режим занятий.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.

Форма организации учебных занятий – групповая.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной    деятельности «Хочу все знать!

Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят     достичь следующих результатов:

 Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  1. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  2. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  2. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
  4. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать и понимать речь других.
  2. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).     Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметные результаты изучения курса  

Учащиеся научатся:

  • Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
  • Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
  • Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
  • Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.
  • Повышение интеллектуального уровня учащихся,
  • Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.

Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных.

- Программа интеллектуального направления «Хочу все знать» в качестве основополагающих, выделяет следующие принципы:                         

  • - учет современных требований;
  • - учет возрастных особенностей;
  • - доступность;
  • - последовательность;
  • - системность;
  • - эффективность;
  • - личностно-ориентированный подход.
  • - управляемость образовательным процессом;
  • - сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

 Ожидаемые результаты:

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.                             

Формы контроля, подведения итогов реализации программы.

             Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;
  • Оформленных исследовательских работ;
  • Стихотворений;
  • Книг-раскладушек и т.д.
  • Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1год обучения: опросные листы, тесты, беседы

                 Учебно-методические средства обучения и воспитания

  1.     Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг. – 2006.
  2. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников  / А.З. Зак // Психологическая наука и образование. . – № 2. –С. 36-42.
  3. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель. Т. 2. – М.: Генезис, 2005.
  5.    Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Росткнига, 2012.
  6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» - 192с
  7.   Козлова М.А  Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова -  М., Первое сентября, 2005/
  8. Бетенкова М.С , Фонин Д.С.  Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / /
  9. .Сухин И.Г.  Занимательные материалы / Сухин И.Г., М., Вако, 2004.
  10. Керова  Н.М. Нестандартные задачи по математике / Керова Н.М., М., Вако, 2006.

                              Календарно -тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Практическая часть

Дата проведения

план

факт

Знатоки окружающего мира (8 часов).

1

Удивительные млекопитающие.

Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.

Разгадывание кроссвордов о животных.

Работа с детскими энциклопедиями.

2

Забавные пернатые друзья.

Познакомить учащихся с наиболее интересными представителями класса «Птицы», их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память.

Игра «Узнай птицу по описанию».

Работа с детскими энциклопедиями.

3.

Бабочки и мотыльки.

Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы.

Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек».

Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии).

4.

Тайны растений.

Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.

Разгадывание кроссвордов о растениях.

Составление описания экзотического фрукта.

5.

В царстве грибов.

 

Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.

Игра «Узнай и расскажи о грибе».

6.

Загадки под водой.

Познакомить учащихся с тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.

Разгадывание кроссвордов о рыбах.

Работа с детскими энциклопедиями.

7

Решение олимпиадных заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение олимпиадных заданий.

8

КВН «Знатоки природы»

Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения.

Выполнение заданий по теме.

Знатоки литературного чтения и русского языка (14 часов).

9

Пословица недаром молвится.

Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить

находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление.

Игра «Собери пословицу».

10

Литературные герои в ребусах.

Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление.

Разгадывание ребусов.

11

Крылатые слова и выражения.

Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление.

Составление словаря крылатых выражений.

12

Решение олимпиадных заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».

13

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием «фразеологизмы»; учить их объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся.

Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком»

14

Литературные викторины.

Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку.

Выполнение заданий викторин.

15

Сказка ложь, да в ней намек…

Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление.

Сочинение сказки по заданному началу.

16

Волшебница анаграмма.

Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся.

Выполнение заданий по теме.

17

Кроссворды-

тесты.

Познакомить с понятием кроссворда-теста; учить разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся.

Разгадывание кроссвордов-тестов.

18

Загадка, загадка, открой свою тайну.

Расширить знания учащихся о загадках, развивать внимание, память, творческое мышление, речь учащихся.

Сочинение собственных загадок.

19

Текст.

Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять текст, составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся.

Составление текстов по картинке, серии картинок.

20

Тема и основная мысль текста.

Развивать умение

 определять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание, мышление, речь учащихся.

Определение темы и основной мысли текста.

21

Заголовок текста.

Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся.

Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту.

22

Составление текста на заданную тему.

Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему; развивать мышление, монологическую речь учащихся.

Составление текста на заданную тему.

Знатоки математики (8 часов).

23

Задачи в стихах. Задачи-шутки.

Познакомить с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание, смекалку, мышление учащихся.

Решение задач в стихах, задач-шуток.

24

Нестандартные задачи.

Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление.

Решение задач по теме.

25

Решение олимпиадных заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру».

26

Графические диктанты.

Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости.

Выполнение графических диктантов.

27

Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.

Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение головоломок различных видов.

28

Спичечный турнир

Развивать пространственное воображение учащихся, мышление.

Выполнение заданий по теме.

29

Группировка предметов.

Поиск закономерностей.

Познакомить с различными видами группировки; развивать умение выполнять группировку; развивать внимание, мышление учащихся.

Выполнение заданий по теме.

30

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

Обобщить знания учащихся по изученным разделам; развивать память, мышление, внимание, речь; коммуникативные навыки.

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

Итого                                                                                                                                30 часов

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2023-2024 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обуч...

Поурочный план к рабочей программе Окружающему миру ID 810369 на 2023-2024 учебный год для 1г класса учитель Кукушбаева Г.А.

Поурочный план к рабочей программеОкружающему миру ID 810369на 2023-2024 учебный год для 1г  класса учитель Кукушбаева Г.А....

Рабочая-программа-курса-внеурочной-деятельности-Разговоры-о-важном-обновленный-ФГОС-1-4-классы-на-2023-2024 Сулейманова К.К.

Рабочая-программа-курса-внеурочной-деятельности-Разговоры-о-важном-обновленный-ФГОС-1-4-классы-на-2023-2024  Сулейманова К.К....

Рабочая программа по окружающему миру (2023-2024 учебныйгод) по конструктору, 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса, выполненная в конструкторе рабочих программ в соответствии с ФОП....