Наследие К.Д. Ушинского (доклад)
материал

Ленкова Ольга Владимировна

выступление на педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledie_k.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Наследие К.Д. Ушинского в современной начальной школе

Ленкова Ольга Владимировна

МКОУ «Канашская СОШ», учитель начальных классов

В последние годы общество предъявляет повышенные требования к системе воспитания и образования в современной школе. Значительно увеличивается объём учебного материала, расширяется круг изучаемых вопросов, усложняется методическая сторона образования. Успешное решение учебных задач становится возможным только при активной деятельности самих учащихся. Выпускники школ должны уметь самостоятельно развивать и реализовывать свои способности, принимать правильные решения, быть ответственным за результаты своей деятельности.

В результате научной и практической деятельности российских педагогов сформировались современные цели и задачи в системе образования и воспитания. В жизни каждого человека образование играет важнейшую роль, история которого связана с историей нашей страны. СЛАЙД Одним из ярких представителей отечественной педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский, чье наследие продолжает жить и развиваться в современном образовании.

Константин Дмитриевич Ушинский был выдающимся педагогом XIX века. Его идеи и методы обучения до сих пор оказывают влияние на современное образование в России и за её пределами. Ушинский был не только педагогом, но и писателем, критиком и общественным деятелем, и его наследие в области образования остается актуальным и ценным.

В настоящее время многие педагоги и ученые продолжают развивать идеи Ушинского, применяя их на практике и адаптируя к современным условиям. Одним из примеров является программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». В этом учебном году ребята моего класса стали участниками данного проекта, разработанного Мин Просвещения России.

Программа разработана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением детей и молодежи.

Включение младших школьников в реализацию социально-значимых проектов, поддержка социальной активности обучающихся будет способствовать решению следующих задач:

- осуществление преемственности между уровнями образования в достижении целей, задач, результатов воспитания и социализации обучающихся;

 - выстраивание системы социального взросления школьников за счет включения их в разнообразные формы социальной активности;

 - формирование разновозрастных коллективов социально-активных детей и института наставничества среди подростков и молодежи. Реализация социального заказа, отраженного в требованиях ФГОС НОО к достижению личностных результатов, ориентирует педагогов на целенаправленное формирование, а затем и на дальнейшее развитие социальной активности младших школьников.

Проект ««Орлята России»» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий по 7-ми трекам (направлениям), нацеленным на развитие социальной активности учащихся начальной школы, привитие любви к Родине, природе, создание условий для развития познавательных способностей младших школьников, а также их психических качеств (памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности). Каждый трек проекта включает в себя серию тематических занятий, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия для детей младшего школьного возраста. В программе предусмотрено поэтапное прохождение треков. В модуле 8 занятий, разработанных в логике деятельностного подхода и технологии коллективного творческого дела (КТД):

 1 этап – введение в тему, мотивация, целеполагание – 1–2 занятия.

2 этап – реализация задуманного, распределение ответственности, организация групповой работы, выполнение задания, коррекция. – 4–5 занятий.

3 этап – проведение коллективного дела, рефлексия, стадия ближайшего воздействия КТД – 1–2 занятия.

Данная программа удобна для каждого педагога тем, что РДДМ предлагает готовые методические разработки по каждому треку и занятию. Каждая разработка интересна и проста в реализации. 

Программа «Орлята России» реализуется в рамках внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы в течение учебного года, рассчитана на 56 часов. Принимают участие не только учащиеся начальной школы и учитель, но наставники (старшеклассники) и родители.

В содержании программы заложены принципы, встречающиеся в трудах К.Д. Ушинского. Рассмотрим некоторые из них.

Одной из важных идей К.Д. Ушинского была необходимость индивидуализации обучения. Ушинский считал, что каждый ребенок уникален и, следовательно, его обучение должно быть индивидуальным и ориентированным на его потребности. Данная программа стремится не только передавать знания, но и развивать личностные качества учащихся, поддерживать их творческие проявления и уважать их индивидуальность.

По мнению К.Д. Ушинского при обучении необходимо учитывать возрастные особенности детей. Великий педагог считал, что обучение должно быть ориентировано на особенности развития ребенка, что позволяет достичь наилучших результатов. «Орлята России» внедряют подходы, ориентированные на возрастные особенности учеников, что позволяет достигнуть более эффективного обучения и лучших результатов. Весь материал представлен в разных возрастных группах: отдельно для 1 класса, 2 класса и 3-4 классов. Большинство детских активностей в программе происходит в игровой форме, что отвечает потребностям возраста, вызывает интерес к деятельности, способствует сплочению классного коллектива. Игровые по форме, но социально значимые по содержанию задания позволяют младшим школьникам включится в социально-преобразующую деятельность, вносить посильный вклад в позитивные преобразования социальной и общественной жизни.

Еще одной важной идеей Ушинского была необходимость привлечения родителей к образованию своих детей. Он считал, что родители должны быть активно вовлечены в образовательный процесс и работать вместе с учителями для достижения наилучших результатов. Данная программа предполагает взаимодействие с родителями обучающихся. Они имеют возможность увидеть деятельность детей (фото, видеосюжеты). Обращение к родителям обучающихся через учеников (поручения). В конце каждого трека на занятие приходит приглашенный гость. В этом случае, я приглашаю родителей, которые с удовольствием принимают участие и проводят мастер-класс с детьми.

Кроме того, Ушинский активно развивал идеи о воспитании гражданина и патриота. Он считал, что образование должно помогать ученикам стать полноценными гражданами, способными вносить вклад в развитие общества. В содержании программы заложены ценности, доступные для понимания обучающимися начальных классов. Ценностные основания программы: Родина, Семья, Команда, Природа, Познание, Спорт и здоровье. 

Подводя итог можно сказать, что К.Д. Ушинский –  это не только классик педагогики, но и фундаментальный ученый, который оставил свой след в разных областях знания. Он считал, что образование должно быть ориентировано на развитие личности ученика, учет возрастных особенностей, взаимодействие учителей и родителей, воспитание гражданина и патриота. Его идеи, принципы и методы остаются актуальными и востребованными в наше время, и его наследие продолжает служить источником вдохновения и знаний для современных педагогов и ученых.

 «Орлята России» - интересный и увлекательный проект! Мы очень рады, что стали его частью и наполнили этот учебный год интересными и полезными делами, пройдя образовательные треки. Каждый из них был по-своему значим для детей. Ребята учились выстраивать отношения в команде, примеряли на себя разные роли, в том числе и роль руководителя-лидера. Учились бережному отношению к природе. Знакомились с историей страны, города, края, семьи. Изготавливали свои игрушки и наряжали новогоднюю ёлку. В течение всего года – учились быть волонтёрами и организаторами добрых и полезных дел.


Список литературы

1. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. − Т. 1-2. − M.-Л, 1948-1952.

2. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах // Под ред. Э. Днепрова. − М., 1974.

3. Ушинский, К.Д. Избранное. В четырех книгах // Составитель, автор статей и комментариев академик РАО Э. Днепров. − М.: Изд-во «Дрофа», 2014.

4. Презентация Вовлечение младших школьников в деятельность РДШ. Развитие социальной активности младших школьников https://eduportal44.ru/Nerehta/Sch4/DocLib47/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%A2%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%90/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0%205/M5_T4_Prezentaciya.pdf?ID=68 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Для подрастающего поколения важную роль играет изучение исторических памятников архитектуры родного края.Познакомившись с идеями Дьюи, Киллпатрика, Шацкого, Полат, я решила шире применять в повседневн...

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа 2100" Сочинение-подражание Ушинскому К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»

Задачи урока:Учебные задачи,направленные на достижение личностных результатов:развивать  эмоциональность,воспитывать уважение и любовь к Отечеству,прививать интерес к чтению.Учебные задачи,...

Тезисы к докладу на тему «Великая Победа: наследие и наследники», Социальный школьный проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Письма в прошлое»

Система воспитательной работы в начальной школе  строится на тесных взаимоотношениях с семьями учащихся. И формируя первоначальные представления об истории страны мы опираемся на историю семьи. И...

доклад на тему: «В мире мудрых мыслей К. Д. Ушинского. Из века XIX в век XXI»

Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей:...