Экологическая игра " В гостях у леса"
методическая разработка

Цель: Формирование экологической грамотности. Соревновательный характер позволит учащимся в непринужденной, увлекательной форме получить новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra_v_gostyah_u_lesa.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра «В гостях у леса».
 
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся.                                               

          - Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – это наука о доме, о природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок. 
     
Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!

 конкурс «Представление команд» (название, девиз, эмблема)


1 команда – «Солнышко». Ответ детей хором.
Капитан команды «Солнышко»
Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
2 команда – «Ромашка» Ответ детей хором.
Ваш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни»

Конкурс «Разминка» (вопрос-ответ)

Представляет собой блицопрос. Каждая игра начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.
За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов.

Вопросы для команды

• Когда орешки белка запасает? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Когда в саду малина поспевает? (летом)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой) 
• Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)

• Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)

• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
• Чем питается бабочка? (нектаром)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
• Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
• Что делает ёж зимой? (спит)
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
• Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

Вопросы для команды

• Когда картошку дедушка копает? (осенью)
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
• Когда вода на речках замерзает? (зимой)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
• Когда земляника поспевает? (летом)
• Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Как называется дом муравьев? (муравейник)
• У какого зверя есть иголки? (у ежа)
• Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• Когда над полем бабочка летает? (летом)
• Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
• Как называется дом у муравья? (муравейник)
• Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
• Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)                                           


Лесная тропа.
Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.
1). В лесу леснику встретились следы  собаки, волка, лося, белки, зайца и медведя. Определи, чьи это следы.
2) Нашли семена и плоды растений (разложить семена следующих растений): шиповника, берёзы, укропа, ели, кедровой сосны, свеклы, черемухи, лука («севок»). Определи, чьи это семена , убери лишнее (убрать семена культурных растений).   

конкурс "Экологические знаки".

- Каждая команда получает по 5 знаков. Ребята должны определить название каждого из них.

1-ая команда:

1) - Нельзя портить кору деревьев. 
Знаешь ли ты, что кислород выделяется зелёными растениями. Особенно полезными являются большие развесистые деревья. Было подсчитано, что одна 60-летняя сосна выделяет за день столько кислорода, сколько в день необходимо для трёх человек. 
2) - Не оставляй мусор. 
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например: 
• кожура апельсина – 2 года; 
• пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет; 
• жестяные банки – от 80 до 100 лет; 
• пластмассовые бутылки вообще не разлагаются! 
3) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые. 
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить. 
4) - Нельзя вырубать деревья. 
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки! 
5) - Нельзя шуметь в лесу. 
Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.

2-ая команда:

1) - Не лови бабочек. 
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки. 
2) - Не ломай ветки. 
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть! 
3)- Не трогай птичьих гнёзд. 
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери. 
4) - Бережно относись к воде. 
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды. 
5) - Не рви цветы. 
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

(Подведение итогов конкурса «Экологические знаки»)

- Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей) 
- Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб – это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Послушайте ещё раз и постарайтесь запомнить «лесные правила».

Если я сорву цветок, 
Если ты сорвёшь цветок, 
Если все сорвут цветы, 
То останутся пусты и поляны и кусты. 
И не будет красоты…
 
Конкурс «Бюро погоды» . Раздаются карточки с приметами (напротив каждой строки вписать соответствующие буквы).
 
 А: ХОРОШАЯ ПОГОДА;                       В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
 
По поведению животных и растений предскажите погоду.
1.Рыба не клюет – она сыта;
2.Пчелы сидят в улье и громко гудят;
3.Ласточки и стрижи летают высоко;
4.Птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
5.Благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
6.Божья коровка,  взятая на руку быстро слетает;
7.Раскрыты цветы кувшинки;
8.Одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
9.Поздно вечером сильно трещат кузнечики;
10.Крот нагребает высокие холмики;
11.Паук усиленно плетет паутину;
12.Голуби разворковались.   
  ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12;    B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

«Кроссворд»

Ведущий по очереди каждой команде загадывает загадки. Отгадайте загадки, а ответы я запишу в кроссворд, и потом мы увидим, какое слово у нас получилось в выделенных клеточках.

1 Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Облака)
2 Зимой одевается в белый кафтан,
Весной – в зеленый сарафан,
Летом – в платье цветном,
Осенью ходит в плаще золотом. (Земля)
3 Сам алый, сахарный, 
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз). 
4 Голубой шатер весь мир накрыл (Небо)
5 Стоит лепешка 
На одной ножке, 
Кто мимо ни пройдет, 
Всяк поклонится. (Гриб).
6 Рыжая плутовка живет в густом лесу. (Лиса).
о Б л а к о 
з Е м л я 
а Р б у з 
н Е б о 
Г р и б 
л И с а 
п р и р о д у

1. Не ездок, а со шпорами
Не будильник, а всех будит (петух).
2. Всю ночь летает - мышей добывает
А станет светло, спать ляжет в дупло (сова).
3. Летит, пищит, очень тоненько звенит.
Случай не упустит, сядет и укусит (комар).
4. Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотины (бобры)
5. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь)
6. Хвост пушистый, мех золотистый.
7. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
Какое слово получилось в выделенных клеточках? (ПОМОГИ)
О чем говорит нам это волнующее слово?
О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде.

Земля

Много хлеба

Без хозяина земля

Заботу любит

Много снега

выше урожай

Больше птиц

круглая сирота

“Хозяева планеты”

Много воды

Судьба Родины

Срубили кусты

Много травы.

Растение

Прощай, птицы!

Судьба природы

Земли украшение.

Игра «Буквы рассыпались». Из букв каждой строчки надо составить слово, причем нельзя ни добавлять, ни оставлять неиспользованными ни одной буквы. Побеждают первые 3 человека, быстрее и правильнее справившиеся с заданием. 

1. к, у, т, а (утка) 
2. д,е, р, к (кедр) 
3. к, о, х, я, м (хомяк) 
4. у, м, з, е, д, а (медуза) 
5. ц, р, у, и, а, к (курица) 
6. а, м, к, р, о, ш, а (ромашка) 
7. н, а, р, п, е, т, а (пантера) 
8. о, к, а, л, ч, а, с, т (ласточка) 
9. к, у, т, ш, а, к, и, ч, н (тушканчик) 
10. о, н, п, ж, и, р, к, о, д, о (подорожник) 

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Земля

Много хлеба

Без хозяина земля

Заботу любит

Много снега

выше урожай

Больше птиц

круглая сирота

Много воды

Судьба Родины

Срубили кусты

Много травы.

Растение

Прощай, птицы!

Судьба природы

Земли украшение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина " В гостях у леса"

Внеклассное мероприятие на экологическую тему направлено на формирование у учащихся понятия необходимости беречь и охранять природу....

Экологический праздник «В гостях у Хозяйки леса»

Мероприятие для проведения на летней оздоровительной площадке с учащимися начальной школы. В праздник включены загадки, стихи, песни о лесе, о деревьях....

Экологическая игра "Зов леса"

Цель: проверка знаний полученных на занятиях по экологии. Дети во время игры учатся коллективно мыслить, составлять синквейн,отгадывать загадки, отвечать на попросы, уважительно относиться друг к друг...

Экологическая игра "Ключ от старого леса"

Данный материал направлен на экологическое воспитание младших школьников....

Экологический праздник « В гости к Хозяйке рек (Псыхъуэ Гуащэ) и Хозяйке леса (Мэз Гуащэ)».

Внеклассное мероприятие проводится с детьми младшего школьного возраста на открытом воздухе, желательно на берегу реки в лесной зоне. Присутствует наличие национально-регионального компонента....

Экологическая игра «Знатоки леса»

Экологическая игра  «Знатоки леса»...

Методическая разработка мероприятия: «Экологическая игра «В гостях у природы»

Методическая разработка мероприятия:  «Экологическая игра «В гостях у природы»...