«Культура, традиции и обряды народов, населяющих Чувашскую Республику»
методическая разработка

Чуваши - одна из многочисленных народностей Российской Федерации. Коренным местом их жительства является Чувашская Республика, располагающаяся в восточной части Восточно-Европейской равнины. Основным научным положением о происхождении чувашей считается теория о том, что они произошли от Волжских Булгар, однако в научном сообществе существует масса иных гипотез.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Культура, традиции и обряды народов, населяющих Чувашскую Республику»

Содержание

Цели и задачи                                                                                        3

Введение                                                                                                    4

Культура, традиции и обряды чувашей                                                        4

Традиции моей семьи                                                                                 6

Заключение                                                                                                               9        

Список литературы        10


Цель исследования:

Показать значимость культуры, традиций и обрядов, населяющих Чувашскую Республику.

Задачи исследования:

1. Собрать весь материал по данной теме.

2. Изучить культуры, традиций и обрядов, населяющих Чувашскую Республику.

3. Углубить и расширить свои знания о культуре, традициях и обрядах чувашей.

Введение

…Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

 Максим Горький

Чуваши - одна из многочисленных народностей Российской Федерации. Коренным местом их жительства является Чувашская Республика, располагающаяся в восточной части Восточно-Европейской равнины. Основным научным положением о происхождении чувашей считается теория о том, что они произошли от Волжских Булгар, однако в научном сообществе существует масса иных гипотез.

Национальными занятиями чувашей были земледелие, животноводство и ремесла. Наиболее распространен был посев пшеницы и ячменя, среди животных преобладающими видами были крупный рогатый скот и птица, также чуваши были искусными кузнецами и плотниками.

Предки нынешних чувашей были язычниками. По их верованиям мир людей был средним из трех миров, все части были населены множеством божеств, а небеса поддерживало мировое дерево. Помимо этого, был распространен культ предков, также чуваши верили в одушевленность объектов природы. Каждому занятию людей соответствовал свой бог, а верховным божеством был Тура – творец всего мира.

Чуваши и сейчас с трепетом относятся к традиционным празднествам своих предтечей. Существует много семейных традиций, их много и все они разные. Главная их особенность, это то, что традиции передаются из поколения в поколения и объединяют семью, делая её более дружной и сплоченной. Обряды чувашей связаны с их языческой религией, в основе которой лежит поклонение духам природных стихий. Самые важные вехи жизни каждого из жителей Чувашии испокон веков ассоциировались с земледельческим календарем, а главными традициями были те, которые касались встречи времен года, подготовки к весеннему севу, уборки урожая или завершения сельскохозяйственного периода.

Несмотря на то, что чуваши сегодня живут современной жизнью и пользуются всеми благами цивилизации, традиции и обряды они берегут свято и передают их следующим поколениям. К традициям своих предков чуваши относились и относятся очень бережно.

Культура, традиции и обряды чувашей.

Стоит отметить, что многие из древних обрядов для них остаются живы и по сей день, например очень популярны традиции справлять такие праздники, как: Улах, Саварни, Манкун, Акатуй, Симек, Питрав  и так далее.

«УЛАХ»

Осенью и зимой, когда обыкновенно ночи длинные, молодежь проводит время на посиделках – «Улах». Посиделки организовывают девушки. Собирались обычно у кого-нибудь дома, если родители, например, уезжали в гости в соседнюю деревню, или в доме одинокой женщины или в бане. Потом за это девушки, парни помогали ей в какой-нибудь работе, дров наколоть, хлев почистить и т. д.

Девушки приходят с рукоделием: вышивкой, вязанием. Потом приходят парни с гармошкой. Они садятся между девушками смотрят на их работу, оценивают. Угощают девушек орехами, пряниками. Один из парней обязательно должен быть гармонистом. Молодежь на посиделках веселится. Поют песни, шутят, пляшут, играют. За тем парни уходят на посиделки, на другие улицы. На каждой улице собирается свой «Улах». Так парни за ночь успевают посетить несколько посиделок.

В старину на «Улах» приходили смотреть и родители. Гостей угощали пивом, а они в ответ клали в ковш деньги, которые обычно отдавали гармонисту. Приходили на посиделки и ребятишки, но они долго не задерживались, насмотревшись на веселье, отправлялись по домам. Парни на этих посиделках присматривали себе невест.

«САВАРНИ»

Праздник проводов зимы у чувашей называется «Çǎварни», его справляют одновременно с русской Масленицей.

В масленичные дни с самого раннего утра дети и старики идут кататься на горку. Старики хоть раз да скатывались с горки на прялках. С горки нужно прокатиться как можно прямее и как можно дальше.

В день празднования «Çǎварни» украшают лошадей, запрягают их в нарядные сани и устраивают «катаччи» катания.По всей деревне разъезжают нарядные девушки и поют песни. Жители села и стар, и млад, собираются в центре села прощаются с зимой, сжигая соломенное чучело «çǎварни карчǎкки». Женщины, встречая весну, поют народные песни, пляшут чувашские танцы. Молодёжь устраивает между собой различные соревнования. В «çǎварни» во всех домах пекут блины, пироги, варят пиво. Приглашают в гости родственников из других деревень.

«МАНКУН (ПАСХА)»

«Мǎнкун» - самый светлый и большой и праздник у чувашей. Перед пасхой женщины обязательно моют избу, белят печи, мужчины наводят порядок во дворе. К пасхе варят пиво и наполняют бочки. В день перед пасхой моются в бане, а ночью идут в церковь на «Автан келли». На пасху и взрослые, и дети наряжаются в новые одежды. Красят яйца, готовят «чǎкǎт», пекут пироги.

При входе в дом первой стараются пропускать девочку, потому что считается, что если первый вошедший в дом женского пола, то и у скотины больше будет тёлочек, ярочек. Первой вошедшей девочке дают крашеное яйцо сажают на подушку, и она должна сидеть тихо- тихо, чтобы и куры, утки, гуси так же спокойно сидели в своих гнёздах и вывели птенцов.

«Мǎнкун» длится целую неделю. Дети веселятся, играют на улицах, катаются на качелях. В старину на каждой улице специально к пасхе строили качели. Где катались не только дети, но и парни и девушки.

Взрослые на пасху ходят «калǎм», в некоторых деревнях это называют «пичке пуçлама» т. е. открывать бочки. Собираются у одного из родственников, а затем  ходят по очереди из дома в дом с песнями под гармошку. В каждом доме угощаются, поют, пляшут. Но перед пиршеством старики обязательно молятся божествам, благодарят за проведённый год, просят удачи в следующем году.

 

«АКАТУЙ»

"Акатуй" весенний праздник, проводимый после завершения посевных работ. Праздник сохи и плуга.

«Акатуй» проводится всей деревней или несколькими деревнями сразу, в каждой местности имеются свои особенности. Праздник проводится на открытой местности, в поле или на лесной поляне. Во время празднества проводятся различные соревнования: по борьбе, скачкам на лошадях, стрельбе из лука, в перетягивании каната, в лазании по шесту за призом. Победителей награждают подарком, а самый сильный из борцов получает звание «паттǎр» и в награду барана.

Торговцы устраивают палатки и продают сладости, калачи, орехи, мясные блюда. Парни угощают девушек семечками, орехами, сладостями, играют, поют, танцуют и веселятся. Дети катаются на каруселях. На празднике варят в огромных котлах шÿрпе.

В древности перед праздником «Акатуй» приносили жертву домашнее животное и молились божествам, молодежь гадала о будущем урожае.

В наши дни на акатуйе чествуют передовиков сельского хозяйства и коллективы художественной самодеятельности. Награждают их грамотами и ценными подарками.

«СИМЕК»

 После завершения всех полевых весенних работ наступают дни, посвящённые памяти предков – «Симек».

Перед этим праздником дети и женщины ходят в лес, собирают лекарственные травы, рвут зелёные ветки. Эти ветки втыкают в ворота, на оконные наличники. Считалось, что на них сидят души покойников. Симек в некоторых местах начинается в четверг, а у нас он начинается в пятницу. В пятницу топят бани, моются отварами из 77 трав. После того как в бане все помоются, хозяйка ставит на лавку таз с чистой водой, веник и просит прийти и помыться усопших. В субботу сутра пекут блины. Первый блин полагается духам умерших, кладут его к двери без чашки. Поминают усопших каждый со своей семьей в своем доме, а затем идут поминать на кладбище. Здесь рассаживаются кучно – строго породам. На могилах оставляют много еды – пиво, блины, обязательно зеленый лук. Затем просят благополучия детям, родственникам, домашним животным. В молитвах желают своим родственникам, находящимся на том свете, сытной еды и молочных озер; они просят предков не вспоминать живых и не являться к ним без приглашения. Обязательно упомянут всех знакомых и незнакомых усопших: сирот, утонувших, убитых. Просят их благословить. К вечеру начинается веселье, песни, игры и танцы. Печаль и грусть не допустимы. Люди хотят доставить радость своим усопшим предкам. Часто во время «Симек» справляют и свадьбы.

«ПИТРАВ (Петров день)»

Праздновался в сенокосную пору. В питрав чуваши обязательно резали барана и проводили жертвоприношение «чÿклеме». Молодежь в последний раз собиралась на игры «вǎйǎ», пела, плясала, играла. После Петрова дня прекращались хороводы.

Традиции моей семьи.

Моя семья тоже соблюдает традиции народов Чувашии и отмечает разные праздники. Один из любимых праздников это Масленица. К нему мы готовимся заранее. У нас в семье несколько приятных традиций. Во-первых, главное событие –выпекание блинов. Рецепт приготовления блинов у каждой хозяйки свой и держался в секрете. Блины готовим всем нашим дружным семейством. Блины-это символы солнца, по которому я лично безумно скучаю всю зиму.
Во-вторых - катания с горки. И касается эта традиция всех членов семьи без исключения.
А в-третьих - сжигание прошлых невзгод, разочарований и неудач. Мы идём всей семьей в парк «Лакреевский лес», где смотрим как сжигают огромное чучело.
Вот такие нехитрые традиции существуют в нашей семье. И они прекрасно справляются с зимней меланхолией, на смену которой приходят обновление чувств, предвкушение и новая весна!

Помимо этой традиции, у нас есть много других традиций.  Один самых любимых это Пасха. Каждый год в этот светлый праздник мы ходим в гости к бабушке. А она встречается нас вкусными пирогами и моими любимыми плюшками. Мы помогаем ей печь куличи, раскрашивать вареные яйца и готовить блюда. А рано утром мы ходим на церковную службу и святим куличи и яйца. После вкусного праздничного обеда, мы устраиваем свой семейный турнир по шахматам. На празднике собирается вся семья, даже из другого города приезжают родственники, все поздравляют друг друга и дарят подарки. Мы никогда не нарушаем эту традицию, для всех нас это очень важно.

А ещё моя любимая традиция выезжать всей семьей летом на пикник с ночевкой. Обычно это бывает в середине июля. Мы приезжаем на берег речки, располагаемся и распределяем обязанности. Мы с папой сначала раскладываем палатку и приступаем жарить мясо на костре, а мама с бабушкой обычно готовят салат и расстилают спальные места в палатке. К закату солнца мы вкусно ужинаем, зажигаем фонарь и просто разговариваем обо всем подряд.

Традиций и ценностей в моей семье много, поэтому все перечислить невозможно, но это не главное, главное – это то, что они все же есть. Моя семья – это эталон человеческих ценностей и семейных традиций.

Заключение.

В своем проекте я хотел показать, что обычаи и традиции надо знать и соблюдать, хотя бы потому, что их соблюдали наши предки, родители, чтобы не прерывалась связь времен и сохранилась гармония в душе. Мама мне часто говорит: «Соблюдение обычаев - это то, что позволяет нам чувствовать себя чувашами. И если мы перестанем соблюдать их, тогда кто мы?»

Изучать историю, прошлое родного края, хранить память о деяниях предков - это наш долг. И я считаю своим долгом стать достойным продолжателем традиций нашего народа и своей семьи. Прошлое всегда достойно уважения. Уважать прошлое необходимо в том смысле, что это реальная почва настоящего.

 Мы живём с вами в удивительном мире. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры.

Список литературы.

  1. Иванов В. П., Николаев В. В., Димитриев В. Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура , 2000 г.;
  2. Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. — 2003 г.;
  3. Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2000 г.;
  4. Никольский Н. В. Краткий курс этнографии чуваш. Чебоксары, 1928 г.
  5. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов, населяющих его"

Данная презентация посвящена дружбе народов нашей страны. Цели и задачи классного часа: 1) познакомить историей Чувашии (а именно, каким образом мы стали частью России); 2) формировать уважительное от...

Тема: Вводный урок. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань –путь к процветанию нашей родины.

КубановедениеРаздел: Нет в мире краше Родины нашей.Тема: Вводный урок. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань –путь к процветанию нашей родины.Цели:-познакомить учащихся с народами, прожива...

Общешкольное мероприятие "Народы, населяющие Россию". "Армения"

Ход мероприятия Слайд1Армения- страна гор, потухших вулканов и жаркого солнца .Крутые каменистые склоны, ущелья, в которых бушуют ледяные потоки, - вот самый обычный пейзаж Армянского нагорья. Зд...

Рабочая программа по предмету «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)” для 1 класса

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК, основной образовательной программы начальной шко...

День национальных культур народов, населяющих Калининградскую область, 19.11.2019 г., 1-а кл.

День национальных культур народов, населяющих Калининградскую область. Презентацию о России представили уч-ся 4-а кл. для уч-ся 1-а кл. В благодарность за подготовку и проведение праздника 1- классник...

«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов

 Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки»...