Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов "Я хочу услышать музыку" (4 класс)
план-конспект занятия (4 класс)

Чурекова Дарья Алексеевна

Цель деятельности учителя: воспитывать у обучающихся интерес к классической музыке, осознание того, что умение слышать и понимать музыку даёт огромные возможности человеку для его самообразования, развития познавательных интересов, повышение уровня эрудиции и общей культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: понимание триединства деятельности – композитор – исполнитель – слушатель, необходимость соблюдения правил слушания музыки – тишины и понимание.

Личностные: проявлять интерес и эмоционально – положительное отношение к слушанию музыкальных произведений, описывать свои впечатления и музыкальные предпочтения; проявлять уважительное отношение к создателям классической и современной музыки

Оборудование: видеоматериал, презентация

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока на стимулирование и развитие

познавательных процессов

Титульный лист

Дата: 17.10.2022

Школа: СОШ №152

Класс: 4Б

Кабинет: 213

Студент: Чурекова Д. А.

Группа: 35

Методист:Корнилова Е. В.

Учитель: Кузнецова В. В.

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов

"Я хочу услышать музыку"

Цель деятельности учителя: воспитывать у обучающихся интерес к классической музыке, осознание того, что умение слышать и понимать музыку даёт огромные возможности человеку для его самообразования, развития познавательных интересов, повышение уровня эрудиции и общей культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: понимание триединства деятельности – композитор – исполнитель – слушатель, необходимость соблюдения правил слушания музыки – тишины и понимание.

Личностные: проявлять интерес и эмоционально – положительное отношение к слушанию музыкальных произведений, описывать свои впечатления и музыкальные предпочтения; проявлять уважительное отношение к создателям классической и современной музыки

Оборудование: видеоматериал, презентация

Челябинск, 2022

Ход урока:

Этап

Время

Содержание деятельности

Метапредметные результаты (УУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

3-4 мин.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, а на какую тему, мы сейчас узнаем, решив небольшой кроссворд.

(показывает картинки музыкальных инструментов на слайде, которые помогут разгадать кроссворд, должно получиться слово "музыка").

Ребята, сегодняшнее занятие, посвящённое Дню музыки, называется «Я хочу услышать музыку». А почему такое название? Неужели мы не слышим музыку? Она ведь звучит отовсюду! Что значит – услышать музыку? Посмотрим небольшой видеоролик.

Демонстрация видео (дикторский текст)

Смотрят картинки на слайде и разгадывают кроссворд.

Смотрят видео и внимательно слушают.

Регулятивные УУД(самоорганизация)

Коммуникативные УУД( общение)

Актуализация знаний и мотивация

10-15 мин.

-– О том, как появилась музыка, существуют легенды. Вот одна из них. Давным-давно жили люди, которые никогда не улыбались и не смеялись. У них не было праздников и веселья. Они жили в тоске, не ведая счастья, радости и вдохновения. Дело в том, что все мелодии существовали на небе, а на земле их не было. Человек никогда не слышал, как поёт птица и не знал, есть ли у ветра голос. Но вот однажды песни решили странствовать по свету и покинули свой родной небосвод. Опустившись на землю, мелодии изменили наш мир, наполнив жизнь людей счастьем и радостью. Песни проносились над озёрами и морями, лесами и полями — и везде, где они бывали, появлялись звуки. Вскоре песни покинули землю и отправились в новое странствие. Но люди смогли запомнить часть небесных звуков и стали создавать свои мелодии и песни, передавая их из поколения в поколение.

Беседа.

-Музыка-особенный вид искусства, полный чарующих звуков, проникающих в наши сердца, наполняя их чувствами. Как вы думаете, кто создаёт музыку?

-Представьте себе, что композитор сочинил музыкальное произведение, закрыл ноты и положил их в ящик стола. Получилась музыка?

-Мнения разделились. Кто может услышать музыку, если ноты остались в ящике стола? Разве может её кто-нибудь услышать?

-Кто ещё необходим, чтобы услышать эту музыку?

-Музыканты, которые исполняют музыку, называются

исполнителями. Композитор написал музыку, исполнитель её исполнил.

Теперь музыка получилась? Давайте подумаем, может быть, кого-нибудь ещё

не хватает? Для кого музыка сочиняется и исполняется?

-А все мы, кто слушает музыку, называются?

Слушают учителя.

-тот, кто сочиняет музыку

-композитор

-да

-нет

получилась

-нет, не можем

-музыкант

-тот, кто её сыграет

-для людей

-для нас

-для всех

-слушатели

Познавательные УУД(речевое высказывание в устной форме)

Коммуникативные УУД ( построение речевого высказывания)

Постановка

учебной задачи

5 мин.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович, благодаря которому мы отмечаем Международный день музыки, считал, что «любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…Чтобы полюбить музыку, надо прежде, всего её слушать». Все ли из вас умеют слушать музыку? Волшебный мир звуков любит тишину. Тишина нужна для того, чтобы услышать музыку. А ещё, когда звучит музыка, нужно внимание. Вы спросите для чего? Чтобы услышать разговор композитора с нами.

Познавательные УУД( формулирование цели)

Включение в систему знаний, повторение

15 мин

-С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты.
А какие музыкальные инструменты вы можете назвать?

-Предлагаю вам отгадать некоторые из них:

1)Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок
тонкий,
Голосок
звонкий.
(Балалайка)

2)Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)

3) Самый шумный инструмент, круглый и большой.
Если палочкой ударишь – раздаётся гром!
(Барабан)

4)Он стоит на трёх ногах,
Сам чёрный, в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль,
Называется...
(Рояль)

ФИЗМИНУТКА

-Покачайтесь, покружитесь,потянитесь, распрямитесь,приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка в присядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните, всё в порядок приведите,

-И сегодня музыка способна будоражить наши чувства и оказывать сильнейшее влияние на наши эмоции.

– Ребята, вспомните, часто ли вы слышали музыку в кинофильмах и мультипликационных фильмах?  А сейчас мы поиграем и узнаем, насколько хорошо вы знаете мультфильмы. Сможете ли вы отгадать, в каких мультфильмах звучит эта музыка?

(Работа с интерактивным заданием № 1. «Установление соответствия». На экране стоп-кадры из мультфильмов и аудиозаписи. Необходимо установить между ними соответствие. Звучит аудиозапись, нужно правильно совместить её с картинкой мультфильма.)

-Музыка нам необходима и она не стареет. Пожалуй, людей, абсолютно равнодушных к музыке, найдется совсем немного. Талантливым композиторам при помощи музыки удается выражать состояние своей души. Их имена навсегда вписаны в историю.          Музыка – это единственный вид искусства, результат которого нельзя не увидеть глазами, как, например, томик стихов или картину, ни ощутить кожей, как связанную вещь. Зато над мелодией не властно время, а люди оказываются в ее плену навсегда.
Но без композитора, человека, который сочиняет музыку, ее никогда бы не было. --А кого из композиторов вы можете назвать?

-Предлагаю сейчас проверить как много композиторов вы знаете.

1.ЦМАРОТ
(Моцарт)
2.РИГГ
(Григ)

3.КАЛИГН
(Глинка)

отгадывают загадки

ответы учащихся

выполняют задание учителя

ответы детей

выполняют задания

Коммуникативные УУД( построение речевого высказывания)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД(саморегуляция)

Регулятивные УУД (прогнозирование)

Рефлексия деятельности

до 4-5 мин.

-Мы сегодня с вами узнали о необычном празднике. Как он называется?

-Музыка сопровождает нас всю жизнь. Мир музыки разнообразен: музыка звучит в спектаклях, фильмах, на концертных площадках. Этот удивительный мир чарующих звуков радует нас в праздники, грустит вместе с нами и наполняет красками нашу жизнь, учит нас чувствовать. Чтобы музыка состоялась, нужны те, кто её сочинит, исполнит и услышит. А как, по-вашему, можно ли услышать музыку природы? На этот вопрос вы сможете ответить, когда разгадаете филворд.

1) Он сочиняет музыку…… (Композитор) 2) Она песенки поёт, да орешки всё грызёт…. (Белка) 3) Птичьи трели – это… И капели – это…. (Музыка) 4) Чтобы услышать музыку, нужна …. (Тишина)

-Пригласите родителей послушать звуки природы в выходные дни, а

ещё всей семьёй можно посетить выставки, посвящённые известным

композиторам и музыкантам, а также лекции и концерты. И не забудьте

поделиться своими впечатлениями с одноклассниками.

-Международный день музыки

разгадывают филворд

Регулятивные УУД



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов «Традиционные семейные ценности» (4 класс)

Цель деятельности учителя: воспитание у обучающихся уважительного отношения к понятиям «семья» и «семейные ценности».Планируемые результаты:Предметные:1. Расширят знания о поня...

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов «День матери», 4 класс

Цель деятельности учителя: воспитание у обучающихся чувства уважения и заботы по отношению к матери.Планируемые результаты:Предметные:- узнают о традициях и символе праздника «День матери»...

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов «День отца», 4 класс

Цель деятельности учителя: воспитание уважительного отношения к папам.Планируемые результаты:Предметные:- узнают о традициях и символе праздника «День отца»;- улучшат навык чтения стихотво...

Урок на стимулирование и развитие познавательных процессов "День народного единства", 3 класс

Цель: формирование чувства гражданственности, патриотизма и ответственности за судьбу Родины.Планируемые результаты:Предметные:узнают историю возникновения государственного праздника «День народ...

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов «День матери»

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов«День матери»...

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов «День пожилого человека» (2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.Планируемые результаты:Предметные: расширить знания о празднике «Международный день пожил...

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов «Мы разные, мы вместе» (2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений о многообразии и единстве народов Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:1. познакомить с традициями, а также с культурой в р...