Непокорённый Ленинград.Дети блокадного города
методическая разработка (3 класс)

Котлова Елена Анатольевна

Занятие посвящено 80-летию полного снятия блокады Ленинграда.Проходит в форме беседы в группе продлённого дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_beseda_deti_blokadnogo_leningrada.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Дети блокадного Ленинграда» воспитателя группы продлённого дня ГБОУ школа 525 с углублённым изучением английского языка имени дважды героя Советского Союза Г.М.Гречко, Московского района Санкт-Петербурга

Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда;

- формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное;

- способствовать развитию интереса к истории нашей Родины.

Развивающие:

- пополнять знания о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда;

- развивать речь, пополнять словарный запас;

- уметь правильно формулировать свои мысли;

- развивать интерес к музыкальным произведениям.

Воспитательные:

- развивать умение сопереживать, сочувствовать;

- испытывать гордость за свой народ, свою Родину;

- воспитывать уважение к военным и людям старшего поколения;

- воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.

Предварительная работа:

  • Чтение книг в группе:

-«Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.

-«Вот как это было». Автор Юрий Герман.

-«Кукла». Автор Г.Черкашин.

- «900 дней мужества». В.Воскобойников.

  • Рассказы  о Дне снятии Блокады Ленинграда, о мужестве и стойкости юных ленинградцев.
  • Рисунки, посвященные Блокаде Ленинграда.
  • Посещение музея Защитникам города Ленинграда.

Методы и приемы:

Наглядные:

- рассматривание фотографий военных лет, карточек с изображением военной техники, фотографий города Ленинграда (Санкт – Петербурга).

Практические:

- беседа,

- использование художественной литературы,

- прослушивание музыкальной композиции.

Материалы и оборудование:

Фотографии военных лет, карточки с изображением военной техники,

фотографии города Ленинграда (Санкт – Петербурга, отрывок из книги В.

Семенцевой «Лист фикуса», небольшой кусок серого хлеба, запись симфонии № 7 (Ленинградская) Д. Шостаковича.

Ход беседы:

-Дети, вы любите праздники? (ответы детей)

Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать.

27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны.

В истории  города Санкт-Петербурга есть особая страница. Давным-давно (уже почти восемьдесят  лет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над нашим городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город. Послушайте, как бьется ваше сердце.

- Как вы думаете, есть ли сердце у города? ( Ответы детей).

Пока в городе живы  люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города,  город жив. Сердце нашего Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет.

А в те горестные военные дни фашисты окружили наш любимый Ленинград кольцом блокады.

- Ребята, как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)

Это кольцо вокруг города. Немцы окружили наш город и не давали уехать никому из него. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было почти 900…

 В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды.

В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» 

- А почему она так называлась? (Ответы детей)

По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие.

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм (показ предмета  временной экспозиции – кусочек хлеба) И всё, больше ничего - только вода.

До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему? (Ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было)

Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе. Он разный: белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя бросать, крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться.( показ предмета временной экспозиции- керасиновая  лампа) Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых

400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.

У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. Ребята такого же возраста как и вы, сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.

Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх.

Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети? (ответы детей)

Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

                 Звучит музыка «Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича

В январе 1944 года  наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской землиЛенинград был освобождён от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

Почти 900 дней и ночей боролся наш город. Ленинград выстоял и победил.

Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. А детям воздвигнут памятник «Цветок жизни». Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители нашего города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие и наш прекрасный город!

Наше занятие я хочу закончить отрывком из  стихотворения  Ольги Берггольц:

        Сестра моя, товарищ, друг и брат!

        Ведь это мы, рожденные блокадой.

        Нас вместе называют «Ленинград»,

        И шар земной гордится Ленинградом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград. Город жив. Литературно-музыкальная композиция. Сценарий

История жизни блокадного Ленинграда в стихах, чувствах, мыслях, в самоотверженном отношении друг к другу, к животным. Героический пример стойкости и силы человеческого духа....

Всероссийский урок памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"

Сценарий всероссийского урока памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"...

Культура в блокадном городе

Блокада Ленинграда. Люди жили, работали, ходили в библиотеки и театры. Жили и не сдавались....

« Непокорённые». День снятия блокады Ленинграда.

классный час для учащихся  1-4  классов....

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...

Статья "Непокорённые"

Люди Ленинграда,Жертвы злой войны.Хваткою блокадыНа смерть обречены.Хлеба не хваталоТак же, как тепла.Сколько бомб упалоРазрушило дома....