Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по шахматам
план-конспект урока (2, 3 класс)

Кривоносов Александр Петрович

Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по шахматам "Фигура против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь против пешки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кривоносов Александр Петрович,

педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Родионово-Несветайская средняя общеобразовательная школа №7»

Технологическая карта

внеурочного занятия по шахматам

Тема занятия: Фигура против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь против пешки.

  2  класс, УМК «Шахматы -в  школе» под редакцией И.Г. Сухина.

Цели занятия:

 - Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

- Путем анализа, сравнения и обобщения     подвести  детей к пониманию хода фигуры, относительной силы этой фигуры, ее возможностей.

- Упражнять в ориентировке на плоскости, закреплять знание шахматной доски, обозначений.

-  Активизировать мыслительную деятельность в решении шахматных задач.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие умения ясно, точно и по - шахматному грамотно выражать свои мысли; формирование самооценки на основе результата деятельности, эмпатии как понимания чувств одноклассников и сопереживание им, приобретение навыков сотрудничества, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
  2. Предметные: освоение умения ходить пешкой в соответствии с предложенным алгоритмом движения и конечным результатом.
  3. Метапредметные коммуникативные: проявление активности во взаимодействии при игре в команде и в парах, формирование собственного мнения и позиции, умения задавать вопросы, слушать преподавателя и своих одноклассников, правильно формулировать свои высказывания, адекватно оценивать свое поведение и осуществлять контроль за своим состоянием как при выигрыше, так и при отрицательном завершении партии; формирование умения оказывать сотрудничество и взаимопомощь.

Тип занятия: внеклассное.

Форма занятия: кружок

Технологии урока: игровая, здоровьесберегающая, проблемного обучения, ИКТ.

Необходимое техническое оборудование:

  • шахматные доски с набором шахматных фигур
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур             
  • шахматные часы                                                                                             

сенсорная мультимедийная панель «Точка роста», ноутбук

  • мешочек из  ткани для игры «Волшебный мешочек»   

                     

Структура и ход внеурочного занятия.

 № п/п

Этапы занятий

Содержание, методы и приёмы учебной деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1

Организационный момент

Построение, приветствие

Умение дать самооценку готовности к уроку

2

Мотивация к учебной деятельности. Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Педагог: Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и шепотом произнесите: «У меня все получится!»

Повторение: правило квадрата, король и пешка против короля 

Ответ учеников.

Воображаемый «квадрат пешки» образуется линиями, равными расстоянию от проходной пешки до поля превращения.

Правило заключается в следующем:

Если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе в него попадает, он задерживает и уничтожает пешку, если нет — она проходит в ферзи.

Единственное исключение — когда пешка начинает ходить с начальной позиции, через поле. Таким образом она может первым ходом выйти из квадрата.

Умение рассуждать.

3

Сообщение  темы и целей занятия

Фигура против пешек. Ферзь, ладья, слон, конь против пешек.

Учитель: Несмотря на то, что пешка в начале игры имеет небольшую ценность, в конце игры пешка может превратиться в любую другую фигуру, кроме короля, достигнув последней горизонтали. Сегодня мы научимся блокировать проход пешки к последней горизонтали.

Ученики внимательно слушают и запоминают.

Умение формулировать тему занятия .

4

Организация  творческой среды для восприятия новой информации и  метапредметных  связей (ИЗО и русский язык).

Игровой момент "Угадай-ка" и раскрась и подпиши названия фигур: (приложение 1)

https://img.razrisyika.ru/img/48/1200/189975-krasochnaya-shahmatnaya-raskraska-dlya-detey-chtoby-vyigrat.jpg

Один из обучающихся находит в мешочке шахматную фигуру и на ощупь  ее описывает. Другие дети – узнают фигуру по описанию и закрашивают ее на подготовленном листе. (приложение1)

Ориентироваться в своей системе знаний

Свободно излагать свои мысли в устной форме, уметь записать названия фигур.

5

Подача новой  информации

Объяснение нового материала с использованием   сенсорной мультимедийной панели  «Точка роста» и интерактивной программы «Динозавры учат шахматам» :https://dinohistory.ru/wp-content/uploads/2019/02/dinohistory_mini.png

  1. Ферзь против пешки.

Если пешка не достигла последней горизонтали или не защищена другой пешкой, то ферзь обычно легко выигрывает, независимо от того, где расположена пешка.

  1. Ладья против пешки.

Ладья выигрывает против пешки, если у неё есть помощь короля в борьбе с пешкой и королём противника.

  1. Слон против пешки.

Обычно слон, как фигура дальнобойная, легко задерживает пешку, и партия заканчивается вничью.

  1. Конь против пешки.

Если пешка не ладейная и, если, продвинувшаяся на предпоследнюю линию пешка застопорена конём, то ничья обеспечена. При ладейной же пешке результат зависит от взаимного положения королей.

Приложение 2. Видео 20231208_124049 MP4

Физкультминутка. https://videomin.net/1/физминутка-с-шахматным-королем

Ученики внимательно слушают и запоминают.

Умение слушать и слышать других, анализировать объяснение педагога, быть готовым корректировать свою точку зрения.

6

Первичная проверка понимания

Игра на сенсорной мультимедийной панели  «Точка роста» и на интерактивной платформе «Динозавры учат шахматам»:

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов забирает фигуры противника;

"Атака неприятельской фигуры". Фигура должна за один ход напасть на другую  фигуру, но так, чтобы не быть съеденной «хищником»

. C:\Users\79281.LAPTOP-BQ76EINL\OneDrive\Рабочий стол\20201109_124849.jpg

Приложение 3. Видео 20240202_082642 MP4.

Ученики расставляют на шахматное поле  шахматные фигуры.

Внимательно слушают учителя.

Продумывают и разыгрывают данную шахматную ситуацию. Находят варианты решения комбинации.

Сообщают о результате учителю.

Извлекать информацию, представленную в разных видах. Находить и исправлять ошибки, оценивать.

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы. Фигуры против пешек. Битва пешек против ферзя, ладьи, слона. Разбор ошибок игроков и понятия «невозможный ход».

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/3048737/EEaJzDiWwVOcY1UMsVq4ew5405/ocr        https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/246476/aU0wZdl7iFslHmmeahpaOA5567/ocr

Искать пути решения задачи.

Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

8

Творческое применение приобретенных знаний

Игроки получают и выполняют задание педагога, как защититься от шаха тремя способами, учитель помогает и контролирует процесс.

Учащиеся выполняют задания в группах. Дети предлагают свои решения, совещаются.

Учащиеся оценивают свою работу на занятии 

Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Анализировать, сравнивать, строить, логические рассуждения, делать выводы.

9

Обобщение изученного на занятии

Ферзь, ладья, слон, конь против пешек. Учитель. В какую фигуру выгоднее  превратить пешку, когда она достигла последней горизонтали?

Учащиеся отвечают на вопрос: пешку, которая достигла последней
горизонтали, снимают с поля,
а на её место ставят любую
другую фигуру: коня, слона,
ладью или ферзя, которая нужна для продолжения игры.

Извлекать информацию, представленную в разных видах.

10

Рефлексия

Удалось ли нам достичь поставленные цели?  

-Что помогло вам в достижение успеха?

-Какие для себя сделали новые открытия

Пожалуйста, и вы оцените свою работу на занятии и  то, как полезны  вам новые знания при помощи шахматных смайликов (приложение  5)

https://img2.freepng.ru/20180424/dbe/kisspng-chess-bishop-boden-s-mate-pawn-checkmate-like-chess-5adef7c5a8b256.319180831524561861691.jpg                        

Учащиеся оценивают свою работу на занятии. Ученики подводят итог урока: познакомились, как играют пешки против фигур и фигуры против пешек.

Решали шахматные задачи.

Анализировать, сравнивать свои мысли, впечатления, делать выводы.

11.

Завершение занятия

Учитель: желаю вам никогда не становиться пешкой в чужой игре, а , как пешка, стремиться стать большой и нужной фигурой!

Учебно – методическое обеспечение

  1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
  2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
  5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
  6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

Электронно-образовательные и мультимедийные ресурсы

Приложения.

Приложение 1. Лист А4 с изображением шахматных фигур:

https://img.razrisyika.ru/img/48/1200/189975-krasochnaya-shahmatnaya-raskraska-dlya-detey-chtoby-vyigrat.jpg

Приложение 2. https://videomin.net/1/физминутка-с-шахматным-королем

Приложение 3. Видео 20231208_124049 MP4

Приложение 4. Видео 20240202_082642 MP4.

Приложение 5. Шахматные смайлики.

Всё понятно и интересно!            

https://library.kissclipart.com/20180916/woq/kissclipart-bishop-pawn-clipart-chess-bishop-pawn-b693b175e4021a22.jpg

Возникали трудности   в понимании!                          

https://img2.freepng.ru/20180423/wse/kisspng-chess-queen-king-knight-pin-like-chess-5addcd7a3a8424.3386237815244854982397.jpg

Ничего не понятно и не                                                                                 интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе по теме "Птицы.Работа с природным материалом"

Внеурочное занятие (технологическая карта) Ф.И.О. учителя___Тушева Светлана Викторовна_________________________________Направление  развития и воспитания младших школьников______ общек...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Учусь создавать проект»

Данное занятие помогает  решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способного к самообразованию и саморазвитию. Оно поможет ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить ...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Птицы. Работа с природным материалом". 3 класс

Тема  занятия: Птицы. Работа с природным материалом.Цели занятия: учить изготавливать птиц из природного материала, замечать красоту и разнообразие форм в природе.Задачи: развивать и закреп...

Панно «Аквариум». Технологическая карта внеурочного занятия. 2 класс.

Мастерская "Волшебная шкатулка" (общекультурное напрвление). Технологическая карта итогового занятия по теме: "Панно  "Аквариум". Групповая форма работы....

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Шахматы».«Тактический приём «двойной удар».

Технологическая карта внеурочного занятия для возрастной категории второго года обучения шахматам....