Доклад: Обобщение опыта" "Адаптация детей - сирот и лиц с ОВЗ
методическая разработка

Остапенко Ирина Александровна

Создание благоприятного климата для обучающихся из числа детей -сирот,детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц с ОВЗ и инвалидностью проживающих в общежитии, помощь в адаптации к новым условиям жизни, развитие чувства собственного достоинства, налаживание отношений с преподавателями и сокурсниками, объединение усилий администрации колледжа и органов студенческого самоуправления по социализации обучающихся данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Автомобильно-технический колледж»

Доклад:   Обобщение опыта

Тема: «Адаптация обучающихся из числа детей сирот и лиц с ОВЗ,

1697264391250

                                                                   Разработала Остапенко И.А.

Уссурийск.

Создание благоприятного климата для обучающихся из числа детей -сирот,детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц с ОВЗ и инвалидностью проживающих в общежитии, помощь в адаптации к новым условиям жизни, развитие чувства собственного достоинства, налаживание отношений с преподавателями и сокурсниками, объединение усилий администрации колледжа и органов студенческого самоуправления по социализации обучающихся данной категории.

Задачи:

1. Социальная адаптация детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ОВЗ и инвалидностью путем формирования активной жизненной позиции.

2. Формирование у подростков навыков самостоятельной жизни за пределами общежития.

3. Умение планировать и расходовать денежные средства.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Разнообразить досуг проживающих в общежитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ОВЗ и инвалидностью формами работы, учитывающими их позитивные интересы и склонности.

Основополагающий принцип: индивидуальный, личностный подход.

Формы работы:

-тематические беседы;

встречи с представителями органов правопорядка;

-участие в мероприятиях в творческой деятельности;

-конкурсы, тематические вечера;

 -индивидуальные беседы;

  -анкетирование.

Существует мнение, что воспитательная среда общежития содержит в себе возможности для формирования у обучающихся основ нравственности, формирует социальные установки: отношение к себе, к людям, к обществу, а также  к профессиональной деятельности.

Актуальность работы. Процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей -сирот, их адаптация к новым условиям проживания в общежитии и последующая интеграция в общество, протекают с большими трудностями. Дети – сироты не готовы к профессиональному обучению в колледже и социальной адаптации в общежитии, т. к: не умеют учиться; не умеют взаимодействовать с социумом; не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности. Таким образом, социальная адаптированность может рассматриваться как:

а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей,

б) потребность в труде как средстве самореализации,

в) позитивное отношение к людям,

г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.

Для детей -сирот наступает сложный период адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды:

-гармонизация взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды;

-переходный этап от сиротской жизни к взрослой, самостоятельной.

Задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:

-переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечении к самообеспечению.

-переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения и правовым формам поведения.

-переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность.

В этот сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу и воспитателям необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.

Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.

Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей -сирот, проживающих в общежитии, через создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми.

Социальная адаптация детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. Социальная адаптация таких детей сейчас нужна как никогда. Уже есть чёткое понимание потребностей таких детей в общении. Это, в свою очередь, помогает избежать проявления «чувства стаи», которое типично для таких детей и которое, зачастую, приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества.

Адаптация детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для неё условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование положительной жизненной установки этих детей в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.

Так как стержневым институтом социализации личности является все же семья, она и определяет очень многое в жизни ребёнка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка, даёт ему возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром. Родители являются источником необходимого жизненного опыта и оказывают влияние на поведение ребёнка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрение ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально -психологический климат семьи – это школа взаимоотношений с людьми. Несмотря на то, что количество детских домов по России сокращается, и дети попадают в замещающие семьи, проблема социальной адаптации таких детей в образовательных учреждениях и в общежитиях, остаётся актуальной.

Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психолого -педагогического сопровождения и зависит от нескольких условий.

Внешние условия - предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. Это государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные).

Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). Важную роль в этом процессе так же играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.

Работа по социально -педагогическому сопровождению и поддержке студентов – сирот  проживающих в общежитии должна быть направлена на то, чтобы они учились решать свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в колледже и проживания в общежитии относиться к студентам -сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса.

Необходимо учитывать особенности процесса социальной адаптации, который включает в себя три основных этапа:

Первый этап. Первый месяц обучения в колледже и проживания в общежитии – этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента -сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них. На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов -сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной (отсутствие жёсткого контроля ми регламента жизни, отношений «ведущий -ведомый»). Студентов -сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, знакомят с традициями учебного заведения и общежития, где они будут проживать на время учёбы, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов. Очень важно, чтобы эти студенты -сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме проживания в общежитии необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты -сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот -старшекурсников, активистов, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.

Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения (конец первого полугодия) характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов -сирот.

Происходит активное вхождение студентов – сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учёбе и возникновении конфликтов. У студентов -сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Преподаватели, воспитатели и психолог колледжа проводят совещание  по результатам успеваемости, пропускам и проблемам адаптации таких студентов. В результате вырабатывают индивидуальные рекомендации по преодолению трудностей адаптационного периода детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента

В это время происходит профессиональное самоопределение студентов -сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которое является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что дети -сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования. Очень важно наличие четырёх систем условий, реализация которых приводит к успешным результатам социальной адаптации студентов -сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей в учебном заведении и в общежитии.

Информационная система, в которой студент -сирота и студент, оставшийся без попечения родителей, имеет право и должен получать достоверную информацию по всем волнующим его вопросам. Важно научить его самостоятельно добывать информацию и анализировать её.

Свобода выбора, которая связана с развитием ответственности за собственный выбор. Это достигается через конструктивное взаимодействие взрослых со студентами -сиротами, развитие ответственности студентов -сирот.

Принятие себя предполагает осознание своей индивидуальности, своих достоинств и недостатков, формирует положительное отношение к себе и окружающим.

Привития нравственно -эстетических навыков поведения, что предполагает активное усвоение студентом -сиротой навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, которые характерны для партнерских взаимоотношений и исключают манипулирование партнёром по общению.

При работе с первокурсниками -сиротами необходимо формировать у них навыки самостоятельности и целеполагания. В адаптационный период необходимо обратить внимание:

-на формирование самостоятельности в принятии решений;

-формирование готовности преодолевать трудности, стрессы, умение противодействовать социальной среде и отдельным людям;

-умение коммуникативно адаптироваться в незнакомом коллективе;

-готовность постоянно учиться и переучиваться, повышать свой профессиональный уровень;

-владение приемами самоконтроля.

В зависимости с задачами адаптационного процесса можно использовать следующие методы и формы социально -педагогического сопровождения и поддержки сирот -первокурсников:

-первичная диагностика и сбор сведений о поступившем студенте -сироте

-тестирование, анкетирование, индивидуальная беседа

-консультации педагога -психолога

-социально -педагогический патронаж проживающих в общежитии

участие в работе центров, кружков.

Адаптация – это процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние, в зависимости от изменения внешних условий.

Адаптационный период в общежитии охватывает с сентября по декабрь и заключается в исследовании особенностей социальной и трудовой адаптации  детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в колледж.

Работа, проведанная педагогом -психологом, позволила выявить основные причины, предшествующие разным уровням адаптации обучающихся первого курса:

-темперамент первокурсника

-социальная активность

-умение приспосабливаться к различным условиям

желание проявить самостоятельность

наличие родственников в городе (или за его пределами) и их влияние на ребёнка

склонность вести асоциальный образ жизни

-неумение приспосабливаться к изменившимся условиям среды и недостаток практики позитивного бесконфликтного общения со сверстниками, что и приводит к конфликту.

Практика показывает, что дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают значительные трудности, как в социальной, так и в профессиональной деятельности.

Одна из проблем, с которой они сталкиваются – это трудность в установлении нормальных отношений с людьми (как со взрослыми так и со сверстниками).

Дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не умеют распределять бюджет, не умеют соизмерять свои потребности с возможностями, вести домашнее хозяйство, организовывать свой досуг.

Учитывая выше указанные причины адаптации обучающихся первого курса, воспитателями общежития заполняется таблица «Уровень адаптации обучающихся».

Данная таблица позволяет воспитателям скорректировать план работы со студентами, испытывающими трудности в адаптационный период.

Уровень адаптации

Перечень причин, предшествующих

уровню адаптации

Ф.И.О.

обучающегося

Высокий

-уч-ся быстро нашли контакт с другими

детьми, проживающими в общежитии;

-не испытывают затруднений в общении с сотрудниками общежития;

-условия проживания в общежитии их устраивают.

Средний

-уч -ся контактируют с другими студентами и сотрудниками общежития, но предпочитают большее время проводить вне общежития: часто уезжают ночевать к родственникам, либо уехали «пожить» к ним на

Неопределённый срок

-условия проживания в общежитии их не

вполне устраивают.

Низкий

-уч-ся не смогли наладить контакт с другими студентами и сотрудниками, даже не смотря на попытки детей и сотрудников найти

общие интересы

-условия проживания в общежитии их не

устраивают.

Слаженная работа всех звеньев педагогического коллектива позволяет создать условия для успешной адаптации детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в культурном и образовательном пространстве, включая организацию воспитательного процесса в условиях общежития.

Анализ данных причин обуславливает проведение коррекции организации воспитательного процесса по работе с детьми -сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей во внеурочное время в общежитии.

Для успешного протекания адаптационного периода у детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях общежития, воспитателями, практическим психологом, классными руководителями  проводится работа различного характера и направленности: собеседования, наблюдения, тестирование, диагностирование.

Опираясь на информацию личных дел студентов, воспитатели общежития составляют «рабочую карту», в которой студенты, проживающие в общежитии, разделены на три группы риска с учётом таких факторов как:

-поведенческий фактор;

фактор обучаемости;

-фактор здоровья.

Эта информация значительно облегчает работу с обучающими и позволяет, приняв во внимание существующие проблемы, наиболее чётко определить методы и способы взаимодействия с данными студентами.

Выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:

-отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями;

завышенная или заниженная самооценка;

-снижение критичности, что делает личность не чувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;

-неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценить обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);

ощущение физической опасности (в народе бытует мнение, что сироту каждый обидеть может);

-недостаточность финансовых ресурсов;

-неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на  чью-либо помощь;

-неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.

Перечисленные факторы позволяют нам выделить следующие актуальные направления работы со студентами из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

 духовно -нравственное воспитание;

-профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

- формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом, выработка умения культурно проводить досуг;

-обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, приготовление пищи);

-развитие коммуникабельности и дружелюбия;

-побуждение к трудовой деятельности;

-формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;

формирование активной жизненной позиции.

В социальном портрете студентов из числа детей -сирот можно отчётливо заметить определённую специфику  первоначальную социальную пассивность. Поэтому целесообразно привлекать студентов -сирот к занятиям по интересам, выполнению общественных поручений.

В связи с ограничением социальных контактов детей -сирот процесс их социализации затруднён. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении студента, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование  его личности. Важной стороной, обеспечивающей адаптацию студента -сироты в общежитии, является общение. Отсутствие семьи приводит к искажённому представлению ребёнка о себе. Дети -сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Особое значение для социального развития ребёнка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального и духовного порядка. Исследования психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна их защитить. Причины возникновения трудностей вхождения студентов в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми -сиротами требований, который предъявляет окружающий социум.

Детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходиться самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – воспитателя.

Кроме этого следует отметить снижение таких показателей как:

-грубость, бестактность обучающихся по отношению друг к другу, к сотрудникам общежития;

-неуверенность, тревожность;

-давление сильных студентов, старшекурсников, на более слабых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует также сказать и о проблемах, существующих в общежитии:

при внешней зрелости подростков слабо сформированная мотивация к обучению и получению профессии;

-недостаточное техническое оснащение общежития снижает уровень культурно -массовых мероприятий;

-неумение самостоятельно спланировать и использовать личное время приводит к тому, что подростки допускают нарушение Правил и норм проживания в общежитии.

Таким образом, совместная работа всего коллектива образовательной организации позволяет:

1. Значительно облегчить работу с детьми -сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

2. Приняв во внимание существующие проблемы, наиболее чётко определить методы и способы взаимодействия с данными студентами, которые проживают в общежитии.

3. В рамках общежития изыскать возможности для формирования у студентов основ нравственности, формировать социальные установки: отношение к себе, к людям, к обществу, а также и к профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта воспитательной работы на младших классах детей-сирот в коррекционной школе-интернате

Мой небогатый опыт!Надеюсь он поможет начинающим воспитателям не растеряться в первые годы своей работы и не покинуть ряды педагогов....

Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»

 Научить  детей  следующим  понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...

Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....

Доклад на ШМО «Поведение детей-сирот в конфликтах с взрослыми и со сверстниками».

Дети-сироты как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки. Школьный возраст, это время когда ребенок стремится к самостоятельности; ребенок...

Адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная статья раскрывает работу социального педагога СПб ГБ ПОУ "Колледж "Звездный" по адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учрежде...

Доклад "Обобщение опыта работы"

Описание моей трудовой деятельности. Воспитательный процесс в общежитии....

Доклад "Обобщение опыта по формирование финансовой грамотности учащихся"

Мы же в своей школе ведем кружок «Финансовой грамотности» и рекомендуем всем школам вынести данный предмет на внеурочную деятельность....