Рабочая программа внеурочной деятельности, 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся с РАС и умеренной, и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

         

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному развитию составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

Цель и задачи программы.

Цель - развитие познавательных способностей, обучающихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

 - развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся с РАС и умеренной, и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

  В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать.

   Отличительные особенности программы:

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: язык и речевая практика, математики, окружающего мира.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  

      Актуальность программы позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам

      

Занятия внеурочной деятельности способствует расширению коррекционно-развивающего пространства при работе с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

         Формы проведения занятий различны - предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание,  так и практические  виды занятий -  рисование, лепка сказочных героев,  ролевые игры, инсценировки, презентации,  праздники.

Адресат программы:

Данная программа разработана для обучающихся, для которых характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

Описание места курса «Школа добрых дел» в рамках внеурочной деятельности

 В соответствии с образовательной программой в 1 – х классах на изучение курса отводится 33 часа в год, во 2, 3, 4 – х классах – 34  часа в год.

Срок освоения программы – 4 года.

1 класс – 33 учебных недели;

2-4 класс – 34  учебных недель.

Занятия проводятся  1 р. в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут.

Планируемые результаты реализации программы

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения находить алгоритм решения использовать его в ходе самостоятельной работы.

Анализировать правила игры. 

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. 

Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать собственное мнение.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Тематическое планирование

3 класс

Тема, раздел

Кол-во часов

Основные виды  деятельности обучающихся

  1.  Я, особенный.

9

 -интеллектуальные, подвижные игры;практическая работа: собираем конструктор « Лего», кубики, пазлы;

- творческая работа (шьём коврик из разноцветных пуговиц);

-анкетирование « Мои увлечения»

 Творческие способности.

11

 - олимпиада (отгадываем ребусы, головоломки);

- конкурс (лепим из пластилина)

- работы из природного материала;

-беседа;

Найди закономерности.

14

- развивающие карточки

- практическая работа; (составить свой числовой тест)

- упражнения на развитие познавательных процессов;

- сюжетно - ролевая игра;

- беседа;

презентация.

Календарно-тематическое  планирование
3 класс 34 часа (1 час в неделю)

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

 Я, особенный.

9

   1.

 Вводное занятие. Тест способностей.

1

2.

Игры на листе бумаги. «Крестики-нолики», «Морской бой»

1

3.

Подвижные игры. Исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости

1

4

Конструктор. Развитие внимания, мышления, воображения.

1

5.

Практическая работа: собираем конструктор « Лего».

1

6.

Игры с пуговицами. Развитие внимания, мышления, воображения, мелкой моторики.

1

7.

Игры со счетными палочками.  

Практическая работа: картина из палочек «Дом».

1

8.

Лото. Игра на развития внимания

1

9.

Домино. Объединение предметов по тематическому признаку.

1

Творческие способности.

11

10

Поделки из крупы. Практическая работа: декор ваз и бутылок.

1

11

Лепим из пластилина. Практическая работа: герои из мультфильмов.

1

12

Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика в форме игры.

1

13

14

Сказки.

2

15

16

Стихи.

2

17

18

Раскрась по образцу.

2

19

Сказочные лабиринты.

1

20

Цепочки.

1

Найди закономерности.

12

21

Пазлы.

1

22

23

Настольные игры.

2

24

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

1

25

26

27

«Спасибо» и «пожалуйста».

3

28

Экскурсия в библиотеку.

1

29

30

31

Конструирование.

  3

32

33

Раскраски по номерам.

2

34

Обобщающий урок.

1

Всего

34

По плану: 34 часа

Проведено: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...