Профессиональная компетентность педагога в вопросе формирования функциональной грамотности учащихся с ОВЗ
методическая разработка (2 класс)

Афанасьева Екатерина Евгеньевна

В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах школы и семье. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispravlennyy.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагога в вопросе формирования функциональной грамотности учащихся с ОВЗ

В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах школы и семье. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с ребёнком.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Современное общество акцентирует вопросы формирования у детей умения применять в повседневной жизни практические навыки разной направленности. Особенно важно развивать функциональную грамотность, если речь идет о детях с особенными возможностями здоровья. Ребенок с ОВЗ, обладающей развитой функциональной грамотностью, полученной в системе основного образования, сможет эффективно взаимодействовать с миром, общаться с другими членами общества, сможет восполнить любую свою социальную и базовую потребность, сможет повышать уровень своего интеллектуального развития, будет обладать навыками самооценки.

В своей деятельности  педагоги должны придавать особое значениеработе по формированию и развитию функциональной грамотности. Она является одной из базовых, так как главные жизненные компетенции, необходимые для решения множества практических задач, вырастают из простейших базовых знаний, умений и навыков.

  У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Формирование функциональной грамотности у младших школьников, происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.Функциональная грамотность явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

С учётом психологических особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста целесообразны игровые формы занятий: дидактические и ролевые игры, воображаемые ситуации, творческие импровизации и инсценировки. К специфике внеурочной деятельности относится и большая возможность проявления индивидуальных интересов и способностей детей.

Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов. Затем, после освоения обучающимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, кейс-метод, квесты, викторины, лэпбук.

Исходя из опыта работы мы хотели бы выделить  одну из инновационных технологией -  это лэпбук, который помогает закрепить пройденный материал, систематизировать и обогатить знания детей.

Наш лэпбук«В гостях у сказки», который мы используем во внеурочное время создан с целью формирования предпосылок читательской грамотности. Играя с лэпбуком, у детей воспитывается интерес к сказкам, формируется грамматически правильный строй речи, обогащается словарный запас, развивается логическое мышление, память, творчество и воображение ребёнка. 

Играя с лэпбуками, дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, у них развивается интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживания, формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества; основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. И самым главным, на наш взгляд, преимуществом данных методических пособий, является возможность приобщать детей к активной совместной, самостоятельной деятельности не только при работе с ним, но и в процессе его создания (мы с ребятами обсуждали, какие материалы и инструменты понадобятся для создания лэпбука, выбирали цвет бумаги, искали декоративные элементы, подбирали игры, стихи, загадки и др.).

Во время самоподготовки формируем математическую грамотность. С целью интеллектуального развития ребенка и словесно-логического мышления. Используем такие методы и приемы как «Графический диктант»,

логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками.

Для развития естественнонаучной грамотности школьников в начальной школе был создан уголок природы «Эколята».  При организации работы во внеурочное время в уголке природы мы используем различные методы и формы работы с детьми, такие как: дидактические игры, наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, интегрированные занятия, беседы природоведческого характера, проектная деятельность, организация природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

Деятельность, направленная на воспитание функциональной грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи развития функциональной грамотности, эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития учащегося, проблемы нравственно-этического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»

Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Формирование функциональной грамотности учащихся на основе конвергентного подхода

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных целей современного образования и новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Как же учителю начальных классо...