Рабочая программа кружка
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа Кружка "Я - исследователь" предназначена для подготовки детей к проектной деятельности в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_issledovatel_3_klass.doc103 КБ
Microsoft Office document icon ya_issledovatel_4_klass.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа педагога

Сарсеновой Анны Вадиславовны

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 41»

по внеурочной  деятельности в рамках  ФГОС                                                            

по  общеинтеллектуальному  направлению в 3 «В»

«Я-исследователь»

(математика)

                                                                                                       Рассмотрено  на                                      

                                                                                 заседании

        педагогического  совета

                                                                                 протокол №_____ от «___»__________

2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

г. Саратов, Ленинский р-н, МОУ «СОШ №41»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа математического кружка «Я - исследователь» предназначена для работы с учащимися 3 класса общеобразовательной школы и направлена на развитие интеллекта, личности ученика, его творческого потенциала.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
  • Выпуск математических газет

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Магические квадраты.

07.09

2

Математические ребусы, шарады.

14.09

3

Трехзначные числа.

21.09

4-5

Решение логических  и нестандартных задач.

28.09

05.10

6-7

Геометрия вокруг нас. Площадь фигур.

12.10

19.10

8

 Площадь и периметр.

26.10

9

Игра «Самый умный».

09.11

10

Примеры со звёздочками.

16.11

11

Математические головоломки.

23.11

12-13

Занимательная геометрия.

30.11

07.12

14

Меры длины.

14.12

15

Действия над многозначными числами.

21.12

16

Решай, смекай, отгадывай.

28.12

17

Числовой луч. Именованные числа.

11.01

18

Геометрические задачи на смекалку.

18.01

19-20

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

25.01

01.02

21

 Задачи – сказки, задачи в стихах.

08.02

22

Числовые и буквенные ребусы.

15.02

23

Закономерность. Составление закономерностей.

22.02

24

Уравнения сложной конструкции.

01.03

25

Логические игры и задачи.

15.03

26

 Математический КВН.

22.03

27

Занимательная геометрия.

05.04

28

Занимательный материал с дробными числами.

12.04

29

Решение нестандартных примеров и задач.

19.04

30

Решение нестандартных примеров и задач.

26.04

31

Математические кроссворды.

03.05

32

Задачи на движение на смекалку.

10.05

33

Математический турнир.

17.05

34

Решение примеров со звёздочками. КВН.

24.05

Учебно-методические средства обучения

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О.И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

         Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.-Пб.: «Лань», 1995

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО классных руководителей

________/Низаметдинова Д.Ю.

Протокол №______

от «____» ___________2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ №41»

___________/Сосницкая Л.Н.

«____» ____________ 2022 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №41»

____________ /Гнатенко Е.А./

Приказ №__________

от «____» __________ 2022 г.

Рабочая программа педагога

Сарсеновой Анна Владиславовны

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 41»

по внеурочной деятельности в рамках  ФГОС        

по  общеинтеллектуальному  направлению в 4 «В» классе            

«Я-исследователь»

(математика)

                                                                                                       Рассмотрено  на заседании

        педагогического  совета

                                                                                 протокол №_____ от «___»__________

2022-2023 учебный год

г.Саратов, Ленинский район, МОУ «СОШ №41»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа математического кружка «Я - исследователь» предназначена для работы с учащимися 4 класса общеобразовательной школы и направлена на развитие интеллекта, личности ученика, его творческого потенциала.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
  • Выпуск математических газет

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Занимательные вопросы

02.09

2

Задачи - смекалки

09.09

3

Задачи - шутки

16.09

4

Логические упражнения

23.09

5

Математические игры

30.09

6

Занимательные квадраты

07.10

7

Математические игры ( ребусы)

14.10

8

Задачи в стихах

21.10

9

Логические упражнения

28.10

10

Математическая викторина

11.11

11

Логические задачи

18.11

12

Игры со спичками

25.11

13

Волшебные квадраты

02.12

14

Волшебная таблица

09.12

15

В часы досуга

16.12

16

Остроумный делёж. Затруднительные положения.

23.12

17

Разрезание и перекладывание фигур

13.01

18

Огромные числа

20.01

19

Любопытные особенности некоторых чисел

27.01

20

Задачи, требующие большей сообразительности и сложных вычислений

03.02

21

Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложения этих чисел.

10.02

22

Игры и забавы

17.02

23

Затруднительные положения

24.02

24

Геометрические задачи

03.03

25

Головоломки

10.03

26

Математика в играх

17.03

27

Отгадать число, ничего не спрашивая

07.04

28

Арифметический фокус

14.04

29

Геометрические головоломки

21.04

30

Логические задачи

28.04

31

Рассказы о числах - великанах

05.05

32

Зашифрованная переписка

12.05

33

Магическая звезда

19.05


Учебно-методические средства обучения

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Белякова О.И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

         Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007

Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.-Пб.: «Лань», 1995

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Список   группы

№ п/п

ФИ учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по чтению "В гостях у книги".

Это рабочая программа кружковой работы по чтению для 1 класса....

Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"

Программа рассчитана для 2 класса.  Требования ФГОС соблюдены. ...

Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"

Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....

рабочая программа кружка "Риторика"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области  «Рекомендовано к утверждению»...

Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....