Классный час "Если вежливым растёшь…"
классный час (2 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Познакомить с правилами вежливости; формирование у учащихся понятий «добро», «доброе сердце», воспитание у школьников уважительного, доброжелательного отношения к людям, к животным, природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Если вежливым растёшь…

Цель: формирование у учащихся понятий «добро», «доброе сердце».

Задачи: познакомить с правилами вежливости; воспитание у школьников уважительного, доброжелательного отношения к людям, к животным, природе, воспитание взаимопомощи, а главное, чтобы дети поняли, значимость вежливости.

                                                      Ход занятия.

- Наше занятие  мы посвятим самым важным качествам человека. Начнём мы его с известной всем песенки «Если добрый ты». А вы подумайте, о каком главном качестве человека сегодня пойдёт речь.

Песня «Если добрый ты».

- Какому же качеству человека посвящён классный час? (Доброте).

- Тема нашего занятия «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».

- Вы нарисовали рисунки на темы: «Что мне доставляет радость» и «Чем я могу порадовать других». Поднимите руки те, кому нравится получать подарки и доставлять радость себе. А теперь поднимите руки те, кому нравится дарить подарки и доставлять радость другим. А ведь это одинаково приятно и доставлять радость другим и радовать себя.

- Мы будем доставлять радость друг другу, общаясь по теме.

- Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…

- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта?

В доме добрыми делами занята, 
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

- Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.

Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды
.

- Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.

- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта?

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение людям, стремление делать добро другим».

- Вот и посадили мы с вами первое дерево нашего сада доброты. Продолжим создавать этот сад.

- Вы сейчас дружно поработаете в группах. А задание такое. Запишите на листочек как можно больше родственных слов к слову доброта. Во всех словах корень –добр-.

От каждой команды 1 человек зачитывает эти слова.

- Я тоже приготовила для вас слова, в которых спряталось добро. И снова задание для группы. Объясните значения данных слов. (По 2 слова на группу).

Дети объясняют по 1 слову.

Добро – всё положительное, полезное, хорошее.

Добряк – добрый человек.

Доброжелатель – человек, желающий всем добра.

Добросердечность – ласковое, доброе сердце.

Добродушный – добрый и мягкий по характеру человек.

Добросовестный – честно выполняющий обязанности.

- А для чего нужна доброта?

- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: « Стараясь о счастье других, мы находим, своё собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

- Следующее дерево нашего сада знакомит нас с высказываниями великих людей о доброте.

- «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Лев Толстой.

- «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

Жан Жак Руссо. Французский писатель.

- «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других». Лев Толстой.

- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?

- Доброта очень ценилась на Руси.

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Существует множество пословиц и поговорок о добре. Прочитаем их и объясним их смысл.

Добрый человек добру и учит.

Добро помни, а зло забывай.

- А теперь вы в группе обсудите несколько пословиц.

Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добрая слава лежит, а худая бежит.

За добро добром плати.
Худо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.
Сделаешь худо, не жди добра.

- Доброта и вежливость рядом идут. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

- Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете весёлое личико, если нет – грустное.

Поздороваться при встрече …

Толкнуть, не извиниться …

Помочь поднять упавшую вещь …

Не уступить место пожилому …

Уходя, попрощаться …

Перебивать говорящего …

Кричать в помещении …

Поблагодарить за помощь …

Отнять игрушку у малыша …

Пропускать старшего в дверях …

- Для посадки следующего дерева, мы должны прочитать правила вежливости и будем стараться их всегда выполнять.

Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

- Ребята, а сейчас проверим вашу смекалку. Некоторые дети приготовили вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.

- Можно ли бить друзей? А как нужно защищать своих друзей?

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже, -
Ты ничуть не огорчён.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

- Как нужно поступить в данной ситуации?

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.

- А как нужно вести себя с девочками?

- А теперь обсудим ситуации, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.

Ситуация 1.

По улице шёл человек. У него в руках было 4 предмета: 1 портфель, 2 книги и 1 пакет. Одна из книг упала.

- У вас упала книжка!

- Разве?

- Конечно. У Вас же было 2 книги, плюс 1 портфель, плюс 1 пакет – итого 4 вещи, а теперь осталось 3.

- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение. Однако есть правила, которые ты ещё не знаешь.

- Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить?

Ситуация 2.

Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи, обе учились на пятёрки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме.

- Я получила по математике «пять», а Вера только «три». Мы стали уже неодинаковые.

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.

- Да, ты стала хуже…

- Я? Но ведь «три» получила не я!

- «Три» получила Вера, но она ведь получила её потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.

- За что мама осудила Соню?

Ситуация 3.

- Кто кого обидел первым?

- Он меня…

- Нет, он меня.

- Кто кого ударил первым?

- Он меня…

- Нет, он меня.

- Вы же раньше так дружили.

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

- Что неправильно сделали дети? Как надо решать спорные вопросы?

- Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу, а нужно оберегать друг друга, заботиться, не обижать словом и поступком.

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.

- Учёные считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.

- Следующее дерево сада «Копилка добрых дел». Вспомните, какие добрые дела вы совершили в последнее время? А какое из всех дел, по-вашему мнению, доставило больше всего радости окружающим? …., ты запиши его и красиво оформи, а завтра мы опустим его в нашу копилку. Вы продолжайте совершать добрые дела, но есть одно обязательное условие – они должны быть сделаны во благо другого человека, доставить ему радость.

- Одна из пословиц гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Следующее дерево «Добрые слова». Сейчас мы с вами сделаем так, что плохих слов вообще не останется.

Слайд «Злое и доброе солнце».

- Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие. Помните, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей. Может быть, поэтому ещё в старой азбуке буквы назывались словами.

Слайд со славянской азбукой.

- Прочитайте, как назывались буквы.

Слайд с призывом.

- Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.

Слайд «Сад добра».

- Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его добрыми словами и добрыми делами, наполняйте солнечным светом.

- Закончить наш классный час хочется замечательной песенкой «Дорога добра».

Песня «Дорога добра».

- Всему живому на земле нужно тепло. Его нам даёт солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Давайте поделимся частичкой нашей доброты с гостями и подарим им подсолнушки. Такое название ему дано неслучайно. Огромные соцветия подсолнуха, окаймлённые яркими лучистыми лепестками, напоминают солнце. Кроме того, это растение обладает уникальной способностью поворачивать голову вслед за солнцем.

Хочется мне попрощаться, 
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами 
Говорили вы с друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Вежливое слово должен знать каждый"

План-конспект открытого классного часа, проведенного в 3 классе. Цель классного часа:: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения; учить употреблять вежливые слова, привив...

Классный час "Вежливость"

Конспект занятия с презентацией раскрывает понятие вежливость. Используется произведение А.Барто "Медвежонок невежа". Можно использовать при работе с учащимися любого класса начальной школы....

Классный час "Вежливость и доброта"

Классный час посвящен теме доброты, вежливости, уважения, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений....

Классный час "Вежливость, как часть жизни"

Классный час для учащихся 1-4 классов....

Презентация к классному часу "Вежливость"

Учащиеся познакомятся с правилами вежливости, с вежливыми словами....

Классный час для 3 класса на тему "Если вежливым растёшь"

Классный час для 3 класса на тему "Если вежливым растёшь"...

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...