Как жили люди на Руси.
план-конспект занятия (3 класс)

Головина Ирина Викторовна

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с предметами быта и традициями русского народа.

В статье расказывается о жилище крестьянской семьи, о предметах  быта и о процессе изготовления куклы - веснянки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla-_vesnyanka.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль национальных культур.

«Как жили люди на Руси»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с предметами быта и традициями русского народа.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);

• познакомить с кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар, «красным» углом;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, активизировать в речи детей слова –ухват, чугунок, прялка и т. п. ;

• развивать связную монологическую речь.

• развивать художественно-творческие способности школьников;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

• развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу.

Ход занятия:

Учитель: сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки на Руси. Кто такие предки?

Дети: Предки – это люди, которые жили на нашей земле много-много лет назад.

Учитель: Как называлась наша страна в давние времена?

Дети: Наша страна называлась Русью.

В те времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья.

Учитель: Русские люди, жившие много лет назад, сами строили избы для своих семей. Изба была нужна такая, чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки могли в ней жить. Из чего строились избы на Руси?

Дети: Избы строили из деревьев.

Учитель: Верно. Деревья выбирали очень тщательно. Строили избы в основном из сосны и ели. Брёвна из этих деревьев были самые прочные. Рубить деревья предпочитали зимой, особенно в сильные морозы. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что дерево в это время сухое.

Избу крестьянин рубил сам или ему помогали соседи, у них так было принято, сегодня помогут тебе, а завтра ты поможешь другому, так считали они. И это действительно было так. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей.

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор.

«Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи. Всякий гость, входивший в избу, у порога снимал шапку, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. А знаете, как здоровались в старину?

«Здраве буде». Что это означает, как вы думаете?

Дети: Будьте здоровы

Учитель: Правильно. Будьте здоровы, здравствуйте. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашала хозяйка.

Учитель: Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта.

«Все, что в печи – на стол мечи»,- гласит русская пословица.

Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу.

Учитель: Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом – голодным останешься.

А как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Дети: печка

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка-печка,

укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, её нам заменила плита, но в деревнях

бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

И многое другое.

Загадки:

Учитель: В какой посуде готовила хозяйка?

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок. Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке

(Чугунок)

Дети: Чугунок.

Учитель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Учитель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте загадку:

Однорук, зато рогат,

Он в избе первейший хват.

Ухватил горшок

— Да в печку.

Вот ухватистый.

Дети: Ухват.

Учитель: «Выпускает жаркий пар древний чайник» - САМОВАР

Самовар – символ добра, домашнего уюта и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами.

Загадка: «Новая посуда, а вся в дырках» - СИТО

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким.

Загадка:

Если я пуста бываю,                                                  Про тебя я забываю,

Но когда несу еду                                                                                                                                     —Мимо рта не пройду. (Ложка)

- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Учитель: Ложки вырезали из осины и берёзы?

Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили чугунок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Загадка:

Прячет бабушка там вещи                                                                                   Сапоги, кафтан, сюртук                                                                                     Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут (сундук)

Загадка:

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)

Учитель: Как вы думаете, для чего предназначалась прялка?

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую

небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестёр, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

Учитель: А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А какие русские народные сказки вы знаете?

Учитель: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными?

Дети: Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям.

Учитель: Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

Почти все в избе делалось своими руками.

Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.

Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.

А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы и занимались разными делами.  Такие вечера назывались посиделками. Давайте и мы с вами займемся делом. Присаживайтесь.

- Послушайте еще одну загадку.

«Волосы льняные,                                                                                                                                              В них ленточки цветные,                                                                                                                                          С лоскутков её скрутила                                                                                                                                   В сарафанчик нарядила.                                                                                                      Сарафанчик из сукна

Догадались, кто она?» (кукла)

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались:

ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали,

пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

  • А сегодня мы с вами сделаем кукол Веснянок. Как вы думаете, почему?

- Правильно, потому что весна. Давайте пройдем за столы.

Кукла Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны и дарили на Пасху. Ростом куколка - с ладошку, а силы,

радости и молодой весенней яри в ней запас до самого лета. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не

человека, а Дух пробуждающейся природы.

Для куколки веснянки понадобится  пряжа ярких цветов и нитки.

Учитель. Вот так и жили на Руси наши предки : жили дружно

несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней.

Важно, чтобы мы знали и уважали обычаи и традиции наших предков, помнили праздники, которые они отмечали (многие из них мы отмечаем и сейчас, пели русские народные песни и водили хоровод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как люди приветствовали друг друга на Руси"

Цель:  создать условия для знакомства обучающихся детей с формами приветствия на Руси....

Конспект урока «Как люди жили в старину» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование у обучающихся культурного  наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.Планируемые результаты:...

Как жили люди на Руси в XIV-XVI веках урок Окружающего мира

Урок окружающего мира по теме "Как жили люди на Руси в XIV-XVI веках ". Данный материал поможет провести урок используя ИКТ на уроке. Урок соответствует современным требования ФГОС. Поэтапно...

Проверочная работа "Как люди жили в старину", 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Проверочная работа по окружающему миру для учащихся 3 класса УМК "Начальная школа XXI века"...

Окружающий мир. Программа XXI век. 3 класс. Раздел «Как люди жили в старину» Контрольная работа

Контрольная работа для учащихся 3 класса по разделу "Как люди жили в старину"...