Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Жизнь и быт людей на Руси»
план-конспект занятия (1 класс)

Куропаткина Наталья Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей отделения «Аргонавты»

«Жизнь и быт людей на Руси»

#1075;

Воспитатель:

Куропаткина Наталья Геннадьевна

Цель: формирование представлений об устройстве русского быта на Руси.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с разнообразием предметов домашнего обихода в русской избе, формировать представления о культуре быта в Древней Руси.

Развивающие: Расширять представления детей о предметах быта (печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, чугунок); способствовать развитию техники глобального чтения, обогащению словарного запаса. Закреплять навык в составлении предметов «часть – целое».

Воспитательные: Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, видео – презентация «Русская изба», дидактические игры «Обустрой крестьянскую избу», «Теневое лото», «Русские народные сказки», «Найди похожий предмет»; «Подбери слово»; нейроигры «Веселые ладошки», «Ладошка-ребро-кулачок»; папки-кейсы «Моя Россия», «Русское народное творчество».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Приветствие. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на занятии нас с вами ожидает удивительное путешествие! А вот куда…я вам расскажу чуть позже! И для начала, собираясь в любой путь, чем мы вами должны запастись? (ответы детей). Конечно же, терпением, внимательностью и хорошим настроением! И сейчас мы поиграем с вами в игру «Веселые ладошки».

(Ребята по-очереди переворачивают предложенные «ладошки» с приветствиями и выполняют вместе с остальными ребятами)

Молодцы, ребята! Теперь мы точно можем отправляться в путь. И давайте уточним, какое же сегодня число, месяц, год, в котором мы сейчас живем!

(Работа с детьми по календарю, закрепление знаний о дне недели, части суток, времени года, написание даты дня на доске).

  1. А в каком городе мы живем? (Красноярск)

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Как называется наша Родина? (Россия)

Да, верно, ребята! Наша Родина - это Россия! Страна очень большая и красивая. Она возникла очень давно, у неё своя древняя и интересная многовековая история. Но сегодня мы с вами лишь совсем чуть-чуть заглянем в прошлое и совершим путешествие в старину, туда, где жили наши предки, простые крестьяне и их семьи.

А для этого, чтобы попасть в прошлое, мы должны с вами разгадать волшебный путь, который нас приведет туда, куда нам нужно! Ведь только дружно, помогая друг другу, путешествие для нас станет легким и интересным! Согласны? (да)

Игра «Нейрокулачки»

( Ребята выполняют по схеме задания «кулак-ладонь-ребро»)

  1. Молодцы, ребята! Вы успешно справились все с поставленной задачей. И теперь мы можем с вами двигаться вперед.

Тема нашего занятия называется «Жизнь и быт людей на Руси» (записываю на доске).

  1. А теперь все внимание на экран!

(демонстрация видеоматериала о быте и жизни крестьянского народа на Руси.

По ходу презентации видео останавливается, проводится уточняющая беседа и по теме занятия).

Давным-давно на Руси люди жили очень бедно и строили себе дома из деревянных бревен потому что вокруг было очень много леса. Дерево было самым доступным строительным материалом. Дом, построенный из деревянных бревен, называли - изба. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда).

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь? (ответы детей).

Правильно, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок.

- Ребята вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.)

Русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? (ответы детей) Правильно, их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

( детям предлагаются варианты картинок «Русские народные сказки» ).

- Ребята, назовите, какие русские народные сказки вы здесь узнали? («Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Теремок»).

- Молодцы! Ну а мы продолжаем!

(Показ слайда). Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

- Ребята, как вы думаете, что нужно было хозяйке для приготовления пищи? (ответы детей)

Для приготовления пищи люди в старину пользовались различными предметами, а какими вы узнаете, если отгадаете загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

У носатого, у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит. (Самовар)

(детям показываются картинки кухонной утвари, одновременно название предметов вывешивается на доску)

(Показ слайда) Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.

Говорили так:

Сверху пар, снизу пар —

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством!

(Показ слайда). В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли. Мужчины из глины посуду лепили, ложки да плошки вытачивали, лапти плели, корзины. Никто без дела не сидел! Выполняя ручную работу, девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Вот так работа у них и спорилась.

- Давайте и мы с вами сейчас поиграем в хороводную игру с лентой.

(под музыку русская народная хороводная, дети со словами двигаются по кругу)

«Хороводная игра».

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

- Поиграли, а теперь продолжим.

5. Почти всё в избе делалось своими руками. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

- Вот и нам с вами сейчас предстоит проявить свое мастерство и восстановить весь быт русской крестьянской избы на экспонатах, которые я вам приготовила.

Задание «Собери макет избы»

(Дети делятся на 2 команды, из частей макетов избы, собирают цельную обстановку избы предков)

Молодцы ребята! Вы настоящие умельцы и мастера! А про таких в старину говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки», «Умелые руки не знают скуки»

На Руси во все времена было много умельцев. Это мастерство передавалось от поколения к поколению, а обычные бытовые предметы становились всё совершеннее и красивее.

- Я вам предлагаю сейчас поиграть в игру «Найди такой же».

( детям нужно сопоставить современные предметы с предметами старины. Для детей постарше – сопоставить слова-названия предметов с картинками. )

Печь - плита электрическая

Самовар - чайник

Чугунок - кастрюля

Утюг чугунный - утюг электрический

Люлька - кроватка

Лапти - туфли

Сундук - шкаф

  1. Подведение итогов занятия.

Молодцы ребята! Ну вот, наше путешествие в старину постепенно подходит к завершению. Мы сегодня побывали в гостях у наших предков, узнали, как они жили, чем занимались, какими предметами в быту пользовались, как друг друга веселили.

- Вам понравилось? Что понравилось на занятии? (ответы детей)

- Что запомнилось больше всего? (индивидуальный опрос детей)

- А чем бы вам хотелось заняться, если бы вы вдруг оказались в прошлом?

(ответы детей)

- Какие главные предметы быта вы запомнили? (ответы детей)

- В каких домах жили наши предки? (ответы детей).

- Из каких материалов строят дома сейчас? (из дерева, кирпича, камня, бетона).

Как называют такие дома? (кирпичный, каменный, бетонный, деревянный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по патриотическому воспитанию во 2 классе КОУ

Путешествие по родной стране. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине....

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект внеурочного занятия по патриотическому воспитанию

конспект занятия по патриотическому воспитанию кружка "юный патриот" на тему "Красная площадь-сердце нашей родины"....

Конспект открытого урока по азбуке нравственности на тему "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть"

Данный материал будет полезен как для начинающих педагогов, так и для педагогов с опытом....

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей "Мы - Росссияне"

Данный конспект направлен на развитие у детей чувства патриотизма и любви к своему Отечеству....