Конспект внеклассного занятия «Уважай сам себя, будут уважать и люди тебя»
план-конспект занятия (3 класс)

Ривкина Татьяна Владимировна

Воспитание у учеников культурных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvazhay_sam_sebya_budut_uvazhat_i_lyudi_tebya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

                        внеклассного     занятия

Тема: «Уважай сам себя, будут уважать и люди тебя»

                                 

                                                                                                                                             

     


Цель: воспитание культурных навыков у учащихся.

Задачи: формирование нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера.

Обучающие: формирование понятий уважительный и уважаемый человек;

Развивающие: речь, мышление, воображение, внимание;

Воспитательные: воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость.

Методы: метод заполнения кластера, беседа, работа с иллюстрацией, работа с текстом, игровые упражнения, работа с пословицами.

Форма: внеклассное занятие.

Литература: Фесюкова Л.Б. «Педагогика 20 века. Воспитываем и учим комплекс занятий и игр для детей».

Оборудование: визитки, плакат, карточки.

 

Ход  занятия.

1.Орг. момент. Здравствуйте, ребята.

2. Введение и сообщение темы урока.

На доске заранее записывается эпиграф:

      "Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни в тайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе"

        В конце занятия учитель  обращает внимание детей на эпиграф.

    А)   на доске карточки, с одной стороны цифры, а с другой буквы (1-У, 2-В, 3-А, 4-ж, 5-е, 6-н, 7-и, 8-е). Расположите числа по возрастанию.  Итак, у нас получилось слово-УВАЖЕНИЕ,

    Б)   В центре доски записывается слово УВАЖЕНИЕ, классу задаётся вопрос: "Что же вы понимаете под словом уважение?" (Ученики высказывают свои предложения, наиболее удачные ответы фиксируются на доске в виде кластера).

       Учитель строит кластер к слову уважение ( воспитанность, доброта, внимательность, вежливость, ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ).

       В итоге формулируется следующее определение: уважение – это готовность в любое время оказать помощь и поддержку.

    В)     Детям задаётся вопрос, согласны они с этим определением или нет, предлагается более детально изучить понятие УВАЖЕНИЕ в ходе дальнейшей работы.

Вопросы:

1. Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?

2. Для чего нужно человеку уважение со стороны окружающих его близких людей?

3. Как можно определить, уважают вас или делают вид, что уважают?

4. Правильно ли выражение "Уважай других, и тебя будут уважать"? Почему?

5. Нужно ли уважать старших? Почему? (на примере родителей, ветеранов Великой Отечественной войны)

6. Каким должен быть человек, чтобы его уважали?

- Молодцы, ребята! Наша сегодняшняя тема занятия  «Уважай сам себя, будут уважать и люди тебя». 

– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:

  • быть готовым оказать ему помощь;
  • вежливо разговаривать;
  • сидеть за одной партой в классе;
  • вместе играть на переменах.

– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов.

Игра «Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо). 
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день). 
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо). 
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте). 
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста). 
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания). 

 Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

3. Основная часть

А) Игровое упражнение с платочком «Что мне в себе нравится»

Ребята, я приготовила платочек. Это не просто платочек, а волшебный платочек. В ходе игры вы поймете, почему волшебный платочек. Слушаем задание очень внимательно. Начинаем с первой колонки. Ваша задача ответить на вопрос «Что мне в себе нравится»? (каждый ребенок участвует в игре, если не желает отвечать, то это его право).

         Мини-вывод: Ребята, наш волшебный платочек вы наполнили своими положительными качествами. Эти качество очень важны. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.

Б)  Работа с иллюстрацией

  1. Что делает зайчонок? Почему он задает себе такой вопрос: потому что зайчик хвастливый или потому что хочет лучше узнать себя?
  2. Как вы думаете, как зайчик ответит на свой вопрос?
  3. Какой же ответ даст зайчик на вопрос зеркальца?« А чем ты нравишься твоим лесным друзьям?»

Мини-вывод:  Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

 В) Какая пословица лучше?

 Учитель предлагает детям две пословицы:

  • Если себя не похвалишь – никто не похвалит.
  • Не хвали сам себя – пусть люди похвалят.

    -Какая пословица  на ваш взгляд лучше, почему?

     Если затрудняетесь, поищите ответ в рассказе «Заяц – Хваста».

Давайте вспомним сказку про Зайца – Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц - Хваста стоял на пенечке перед другими зайцами и хвастался: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!» А тетка Ворона потрепала его за ушко и не разрешила хвастаться. А потом прибежали собаки, поймали тетку Ворону и начали ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц – не хвастун, а молодец.

    Мини-вывод:  Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

Г) Игра «Мышка с визиткой».

Мышка идет с визиткой и говорит:

«Кто – то дарит вам красивые открытки,

Ну а я вручаю вам свою визитку.

Чтоб меня узнали, чтоб меня ценили

Чтобы мне визиты чаще наносили».

Визитка мышки (начало)

О себе: меня зовут Люси.

Друзья зовут: крошка.

Мой рост 5 см.

Мой вес: 200 грамм.

Я люблю…

(Дети под руководством взрослого дополняют визитку мышки.)

Д) Игра – тест « Моя визитка»

   Каждый ученик получает визитку и заполняет её.

- Привет, друзья! Меня зовут ………, мне сейчас….лет. Я родился………………Мои увлечения…………………Мое заветное желание…….. Мои хорошие поступки……..

Я люблю………………

   Учитель выслушивает детей, делает вывод.

Д) Игровое упражнение «Какой(ая) ты?

   -Любишь ли ты одиночество, т.е. нравится ли тебе иногда бывать одному?

   -Как ты думаешь, что чувствовали Маугли, Дюймовочка, Гадкий утенок в воем одиночестве?

   

Задание: После прочтения рассказа передайте движениями и мимикой чувства одинокой Снежинки в этом рассказе:

     Обычно Снежинки жить друг без дружки не могут, а тут …жила одна Снежинка.

Маленькая, но самостоятельная! Когда хотела, прыгала из облака на землю. Одна кружилась на ветру, одна сгорала в костре и летела на небо, чтоб опять стать Снежинкой.

Из других Снежинок лепили снежных баб, снежки, строили крепости, а кому одна Снежинка нужна?..

   Итак, хорошо ли быть одному? Почему?  А когда человеку  необходимо побыть одному?

Е)Упражнение «Взгляд со стороны».

Попробуйте посмотреть на себя со стороны. На доске написаны фразы:

                       Как вы выглядите

1.Опрятная ли одежда, чистые ли волосы, лицо?

2.Не грызете ли вы ногти? Не хлюпаете ли носом?

3.Не разговариваете ли слишком громко?

4.Не размахиваете ли вы на стуле?

5.Не используете ли вы палец в качестве зубочистки?

6.Не вытираете ли руки об одежду?

7.Не хлопаете ли дверью?

   На листочках  дети ставят «+» или «-«,то есть то, что соответствует их состоянию.

Вместе с учителем делают вывод.

Что нужно сделать, чтобы вредных привычек стало меньше?

Вывод: помните,  что «привычка – вторая  натура»,  т.е. именно  привычки  создают  характер, поведение  человека.

Ж) Чтение  пословиц ( на доске цветок, на лепестках которого написаны пословицы, ребёнок срывает лепесток и объясняет смысл)

  Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Добрые слова дороже богатства.
У доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

 Мини-итог: – Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра, добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

4. Заключительное слово учителя.

- Закончить наше занятие мне хочется стихотворением.

   Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

 Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок.

Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по виду деятельности "Беседа" на тему: «Берегите, люди, эту красоту...» (по рассказу донского писателя Романа Кумова «Бессмертники»)

"Беседа" на тему:  «Берегите, люди, эту красоту...»(по рассказу донского писателя Романа Кумова «Бессмертники»)...

конспект урока по теме "Что за чудо- письма людей"

На данном уроке учим детей писать письма....

Конспект проведения прогулки в 1 классе "Солнышко наше - нет тебя краше"

В конспекте содержится подборка поговорок, потешек, стихов о солнце(фольклорный материал).Описана прогулка с применениемРазличных видов гимнастики (для глаз, дыхательная гимнастика, расслабляющий комп...

Конспект урока самопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса

Конспект урокасамопознание «Добротой себя измерь» для учащихся 2 класса  Тема  урока: «Добротой себя измерь»Цель урока: углубление  представлений учащихся о понятии «доброта...

Конспект занятия. "Игрушки моего народа. Куклы богов, куклы людей"

Цель:  сформировать представление у воспитанников  о традиционной игрушке обских угров. Показать практическое значение игрушек  и их роль в традиционной педагогической культуре ха...

Конспект классного часа "Как себя вести. Как я себя веду" (2 класс)

Цель деятельности учителя: Формирование у учащихся общечеловеческих принципов правил поведения;Формирование нравственных качеств учащихся: доброжелательность, умение слушать и уважать мнение одно...